Датчики под капотом – что там стоит, и как это все проверить?

Современные инжекторные автомобили обладают компьютерной системой управления функциями двигателя. Специальный электронный блок управления (ЭБУ) получает сигналы от датчиков и дает команды регуляторам для поддержания необходимых условий работы. Благодаря наличию этого самого компьютера в машине, мы получаем вполне качественную работу мотора, избавляем себя от необходимости руководить подсосом, получаем автоматическое выполнение тех функций, которые раньше лежали на хрупких плечах водителя. Да и в целом компьютер позволяет более эффективно использовать топливо, избежать перегрузки, выключать подачу топлива в сложных режимах работы двигателя, когда появляются риски разрушения. При выходе из строя определенных датчиков вся систем начинает работать нестабильно и показывать самые разные неприятности. Это может начинаться с плавания оборотов и заканчиваться полным отказом работы двигателя. Неисправные датчики - это отдельная история в ремонте современного транспорта.

Нужно заметить, что в разных автомобилях используют разные наборы датчиков. К примеру, в отечественных авто устанавливают ДМРВ - датчик массового расхода воздуха. В иномарках он чаще всего отсутствует, а его функции выполняет связка датчиков для контроля температуры и давления воздуха, подаваемого в дроссельный узел. От комплекта датчиков многое зависит. Нужно признать, что далеко не каждый автомобиль потребует внимания к электронному оборудованию. Очень часто проблемы связаны с тем, что вы получаете сигналы от системы автоматической диагностики - загорается Check Engine, к примеру, или на экране бортового компьютера возникает сообщение об ошибке. Но некоторые датчики обманывают систему диагностики и не выдают никаких ошибок. Сегодня мы рассмотрим комплект самых капризных электронных устройств и расскажем, как проверять их состояние.

ДМРВ - датчик массового расхода воздуха

Это устройство меряет, сколько воздуха всасывает двигатель через систему фильтрации. Соответственно, установлен он часто в блоке фильтра или на гофре, ведущей от фильтра к дроссельной заслонке. Частые поломки связаны с тем, что работает устройство в экстремальных режимах и часто вынуждено выдерживать температурные нагрузки. Это влияет на качество работы устройства и часто вынуждает ремонтировать технику. Конечно, производители технологичных иномарок уже давно отказались от этого устройства.

ДМРВ при поломке дает такие симптомы:

  • плохой запуск мотора из-за искажения показаний всасываемого воздуха, что приводит к повышению воздушного потока и проблемам с пуском на неправильной топливной смеси в инжекторе;
  • изменение показателей расхода, очень часто после замены ДМРВ расход приходит в норму, не приходится делать кардинальную диагностику и другие сложные и дорогие изменения в авто;
  • неровная работа мотора на холостую и под нагрузкой - обороты плавают, при нажатии на педаль газа появляются провалы, которые приводят к дискомфорту при поездке и другим трудностям;
  • машина слабо едет под нагрузкой, постоянно делает рывки, это особенно заметно при движении по подъему, но также чувствуется при попытке динамичного разгона, это важный момент.

Такие особенности работы делают ДМРВ одним из самых первых датчиков, которые стоит проверять. Подключив к выходным контактам устройства электронный мультиметр, вы сможете заметить, как устройство выдает напряжение на ЭБУ. Если изменения происходят плавно, стрелка движется без рывков и резких перепадов, устройство работает нормально. Но часто точная проверка возможна только путем замены на изначально рабочий механизм.

ДПДЗ - датчик положения дроссельной заслонки

Это очень коварное устройство, которое скрывает свои неполадки под различными общими признаками. Но есть один большой плюс - при неисправностях этого устройства вы увидите на приборной панели Check Engine. В большинстве бюджетных автомобилей это устройство выполнено в виде простейшего механизма, в котором установлены пластиковые шестеренки. Со временем они изнашиваются и начинают издавать неприятные звуки и неисправно работать.

Признаки неполадок следующие:

  • обороты плавают в мелком диапазоне, к примеру, холостой ход может равномерно плавать от 900 до 1100 оборотов, показывая ритмичные изменения за короткий промежуток времени;
  • при нажатии на педаль газа и ее резком отпускании обороты двигателя возвращаются на положенное место очень медленно, а также могут зависнуть на определенном месте на несколько секунд;
  • при наборе оборотов под нагрузкой заметны небольшие провалы, они не слишком мешают, но в целом создают определенные проблемы при попытке динамично проехать на авто;
  • торможение двигателем с большой скорости будет неравномерным, а система подачи топлива то и дело будет запускать бензин в камеры сгорания, подталкивая автомобиль вперед и снижая эффективность торможения.

В случае с ДПДЗ нет никаких эффективных способов проверки. Можно попробовать измерить напряжение на выходных контактах, но оно постоянное меняется. Понять качество работы модуля можно с помощью компьютерной диагностики. Хорошая диагностическая программа выдаст напряжение датчика и сравнит его с требуемыми параметрами. Это поможет понять, насколько проблематичный регулятор оказался в вашем автомобиле.

РХХ - регулятор холостого хода

Это устройство активно устанавливали на Opel в 1980-х и 1990-х годах, а также на все автомобили, которые были основаны на Опелях того времени. Другие производители также экспериментировали с подобными механизмами. Устройство работает по принципу выдвигающейся и задвигающейся иглы, которая постоянно загрязняется из-за некачественного топлива и плохой очистки воздуха. Отсюда и приходят основные проблемы системы.

Стоит помнить о таких признаках выхода из строя устройства:

  • автомобиль не держит обороты на холостую, вызывает определенные проблемы с удержанием мотора в рабочем состоянии при отпускании педали газа, это приводит к проблемам;
  • холостые обороты принципиально не стоят на месте, они могут устанавливаться на разном значении на каждом светофоре, как правило, они сильно завышены, иногда остаются стабильно высокими;
  • при торможении двигателем в районе 1500 оборотов в минуту возникает ощутимый толчок, включается холостой ход, который должен плавно запустить топливо, а не подгонять автомобиль;
  • авто может глохнуть при резкой перегазовке и отпускании педали газа, обороты доходят до минимального значения, а затем не возвращаются в нормальное состояние, движку не хватает инерции.

Проверка этого датчика бесполезна. Если вы столкнулись с такими особенностями, как указаны выше, стоит просто заменить устройство. Это дорогой механизм, а покупать неоригинальные изделия чаще всего бессмысленно. Поэтому лучше всего использовать оригинал, который служит до 5-7 лет без проблем. Конечно, на качество работы двигателя сильно повлияет качество очистки воздуха. Плохой воздушный фильтр и загрязненная система подачи воздуха приведут к тому, что устройство придется менять очень часто, а это весьма затратно.

ДАД - датчик абсолютного давления

В ВАЗовских машинах этого устройства нет. Здесь его задачи выполняет указанный выше ДМРВ. Но датчик абсолютного давления - еще более сложный и запутанный механизм, который имеет простейшую конструкцию и непонятный принцип работы. Устройство измеряет давление воздуха, поступающего в двигатель. Если ДАД сработает неправильно, вся работа силового агрегата просто остановится. В крайнем случае, мотор будет работать очень нестабильно, а найти причину будет непросто.

Есть несколько особенностей поломки ДАД:

  • данное устройство должно вызывать загорание Check Engine, но далеко не всегда это делает, порой датчик выходит из строя, но на ЭБУ отсылает адекватные сигналы, так что Check не горит;
  • есть определенные проблемы с ровностью работой двигателя, система выдает неадекватные параметры, и ЭБУ пытается постоянно подстраиваться под них, меняя показатели;
  • расход топлива растет при поломке устройства в среднем на 30-40%, но этот показатель может быть и значительно больше, при этом другие проявления могут быть условными или незаметными;
  • часто двигатель работает нормально, без особых сбоев, но его поведение все равно остается немного неадекватным, это заметно не только по расходу, но и по другим параметрам.

Коварство этого устройства в том, что о его поломке может даже не сказать компьютерная диагностика. В этом случае следует исключить данный датчик из списка возможных проблем и просто проверить его заменой на заведомо исправный. Это покажет вам, есть ли проблему непосредственно в датчике абсолютного давления. Если он неисправен, то после замены вы не узнаете ваш автомобиль, он начнет ехать на самом деле качественно и без проблем.

ДПКВ - датчик положения коленвала

Устройство простейшее, располагается оно часто на крышке масляного насоса. Это простой магнит, который фиксирует положение определенных шестерен в системе двигателя и наблюдает за положением коленвала, передавая информацию об этих особенностях на ЭБУ. От работы этого устройства сильно зависит качество эксплуатации силового агрегата в целом. Чаще всего поломки очевидны и не вызывают никаких вопросов.

При поломке возможны такие проблемы:

  • мотор глохнет и перестает заводиться, вообще не реагируя на попытки стартера его вращать, в этом случае дальнейшая поездка возможна только в случае замены устройства на моторе;
  • происходит рассинхронизация подачи топлива, то есть, в каждый цилиндр топливная смесь заливается не в нужное время, а это вызывает детонацию, неровную работу и плавание оборотов;
  • загорается Check, а двигатель начинает работать в аварийном режиме в диапазоне оборотов 3-5 тысяч, в этом случае можно добраться до станции обслуживания своим ходом, но ездить так долго нельзя;
  • обычно оброты демонстрируют какие-то невообразимые качели, часто это становится причиной того, что двигатель глохнет, и его становится очень сложно запустить в дальнейшем.

Как видите, ДПКВ демонстрирует наиболее очевидные неполадки. Чаще всего этот датчик не меняют, так как он очень долго служит и не ломается. Там попросту нечему ломаться. Но перетирание проводков разъема, проблемы с проводкой в целом и смещение датчика в месте его монтажа могут дать свои проблемы. В этом случае при замене следует все качественно проверить. Иначе могут возникнуть трудности, которые придется долго и дорого ремонтировать.

Предлагаем посмотреть видео про неисправность ДПКВ:

Подводим итоги

Современные автомобили переводят на минимум датчиков и максимум компьютерного управления. В некоторых японских авто уже реализованы системы изменения компрессии в цилиндрах, из-за чего даже меняется объем силового агрегата по команде компьютера. Но бюджетные автомобили все еще обладают стандартными двигателями с набором из 15 датчиков, которые демонстрируют вполне регулярные неполадки. Это приводит к тому, что владелец вынужден регулярно посещать станции обслуживания и платить деньги за диагностику, которая далеко не всегда приносит нужные плоды.

Будьте внимательны и получите больше сведений о том, какие неполадки вызывает поломка того или иного датчика. Вполне возможно, что двигатель не требует никакого внимания, а вы уже запланировали капитальный ремонт силового агрегата. Возможно, виновником проблем стал именно неправильно работающий датчик, который стоит просто заменить. Очень часто эти датчики стоят не так дорого, а иногда можно выбрать даже еще более дешевые аналоги и вполне адекватно их эксплуатировать. Так что стоит заняться исследованием машины, если работа двигателя вас не устраивает.

Понравилась статья? Получайте свежие статьи по e-mail первыми:

 

 
Социальные комментарии Cackle