Дергается рычаг МКПП при трогании – что это может быть?

Чаще всего данная проблема касается отечественных автомобилей и старых иномарок, но обходит стороной современные авто. Очень часто жалуются на неадекватное поведение рычага КПП водители Газелей, в которых это - настоящая детская болезнь с завода. Эффект может проявляться по-разному: в момент отпускания сцепления на первой передаче начинается дребезг рычага; при старте движения на любой передаче чувствуются несвойственные машине движения в районе КПП, дребезг и вибрация; при плавном старте больше всего ощущается дергание ручки коробки передач. С каждым симптомом можно ехать на СТО, так как справиться с проблемой самостоятельно можно только в том случае, если вы опытный автослесарь. А в таком случае вы бы вряд ли стали искать информацию об этом симптоме в интернете. Поэтому данная статья исключительно ознакомительная, чтобы дать базовое понимание проблемы.

Несмотря на довольно страшные проявления поломки, часто причина скрыта в одной мелкой детали, которая просто требует замены. Ремонт может занять 20-30 минут, а стоить вам пару сотен рублей. Поэтому лучше сразу загнать машину на станцию, провести диагностику и устранить проблему. Конечно, последствия могут быть и совсем другие. К примеру, вышедшее из строя сцепление придется менять в данном случае в сборе. Оно вряд ли прослужит слишком долго, если уже начало показывать такие симптомы. Именно на сцепление думают прежде всего в такой ситуации, но спешить не стоит. Вполне возможно, что проблемы скрыты в совершенно других плоскостях, которые изначально не приходят вам на ум. Давайте более подробно разберемся с этими особенностями, чтобы вы могли более точно и качественно продиагностировать машину еще до поездки на станцию.

Система переключения передач - что может сломаться?

Очень вероятно, что виновником дребезга будет сам рычаг или система, которая используется для передачи поступательных движений рычага на механизм переключения в коробке передач. Если дребезг отзывается только на рычаге, но не передается на весь кузов, вероятнее всего, проблема скрыта именно в этом модуле. Если машина без большой защиты картера двигателя, можно поднять авто на подъемник или заехать на яму и самостоятельно просмотреть элементы.

Ломаться могут такие детали:

  • уплотнители в самом рычаге - достаточно снять защитные кожухи в салоне и посмотреть, в каком состоянии находятся уплотнительные резинки и втулки, есть ли люфт в них, а также оценить источник дребезга;
  • кулиса переключения передач - в некоторых марках авто она выполнена в виде сложного механизма и часто выходит из строя, мелкие пластиковые втулки изнашиваются и дают вибрации на рычаг;
  • вилка выбора передачи - это снова зависит от конструкции машины, но очень часто оказывается причиной дребезга рычага на первой передаче при старте движения, посмотреть ее сложнее;
  • связующие элементы рычага и кулисы - обычно это металлические трубки с соединениями, которые имеют свойство выходить из строя со временем, так что иногда их нужно ревизировать;
  • крепежные детали кулисы - иногда устройство просто отвинчивается и начинает люфтить, при этом могут также быть проблемы с включением некоторых передач, рычаг может заклинивать.

Это частые причины дребезга рычага, но в такой ситуации неприятные ощущения будут заметны не только при поездке на первой передаче. Каждое касание к рычагу принесет неприятные эмоции, вы не будете узнавать поведения вашей машины. Сложно будет найти момент переключения передачи и выяснить правильную амплитуду движения ручки в процессе поездки. Поэтому проблемы с данными узлами нужно устранять максимально быстро, не ожидая, что сломается еще что-нибудь серьезное и дорогостоящее.

Подушки двигателя - лучше сразу проверить целостность

В качестве основного элемента вибраций под капотом всегда выступают подушки силового агрегата и коробки. Обычно за дребезг рычага отвечает задняя подушка, которая удерживает одновременно КПП и движок, но это сильно зависит от конструкции автомобиля. Найти однозначный ответ на вопрос, как проверить подушки самостоятельно, невозможно. Вы можете посмотреть видео мастеров и народных умельцев и использовать их советы, но быстрее всего сделать это с помощью специалистов на СТО. Это точная и быстрая диагностика на подъемнике.

Самостоятельно можно проверить эти детали так:

  • попросите помощника сесть за руль, откройте капот, станьте перед машиной и дайте команду на запуск двигателя, - если присутствует сильная вибрация налицо проблемы с подушками;
  • снова таки попросите помощника завести автомобиль с открытым капотом, станьте сбоку машины и скомандуйте плавный старт, смотрите, будет ли трястись весь силовой агрегат вместе с рычагом;
  • на заглушенной машине руками в перчатках пошатайте двигатель со стороны в сторону, он должен немного поддаваться, но очень умеренно, ни в коем случае не должно быть никаких металлических стуков;
  • поднимите автомобиль на эстакаду или выберите удобную диагностическую яму, затем с помощью плоской монтировки проверьте качество фиксации подушек двигателя в нижней части, их люфт;
  • в целом прислушайтесь к работе силового агрегата на холостых оборотах - есть ли вибрации, чувствуется ли стук или глухие постукивания при переходе на разные режимы оборотов.

Если хоть один из данных симптомов присутствует, нужно заняться заменой подушек двигателя. Делать это своими руками также нецелесообразно, если у вас нет опыта. Неправильно выставленный на подушках силовой агрегат будет дребезжать и доставлять еще больше проблем. Важно найти специалиста, который сможет правильно настроить подушки, выставить мотор идеально и протестировать его работу во всех режимах. Только так можно надеяться на устранение проблем в вашем автомобиле. В ином случае ремонт только усугубит ситуацию.

Шрус - почему он может быть виновником?

Еще одна проблема, которая может вызвать такие неприятные моменты в процессе эксплуатации - это поломка шруса с одной из сторон. Проблема в том, что данный механизм далеко не всегда ломается с очевидными последствиями в виде хруста при поворотах. Он участвует в передаче крутящего момента на колеса, поэтому вполне себе может давать неравномерную передачу этого момента и подергивание при старте на любой передаче в качестве следствия. Это важно также помнить при диагностике проблем при таких проявлениях в автомобиле.

Шрус проверяется сложнее, но можно выполнить такие действия:

  • выверните колеса на стоящем автомобиле до упора и рукой подергайте полуось возле входа в шрус, часто сломанные элементы будут давать люфт, который можно ощутить без специальных инструментов;
  • также проверить шрусы можно на ходу - найдите ровную площадку и выполните несколько кругов с полным выворотом руля в одну сторону, слушайте посторонние звуки в подвеске;
  • также проверить этот элемент можно на яме, внимательно осмотрев пыльники, чаще всего шрусы выходят из строя, когда рвется пыльник, грязь попадает в механизм и просто уничтожает его;
  • специалисты на сервисе проводят проверку и окончательно выставляют вердикт данной детали только после снятия с места установки, но обычно в этом случае лучше заменить шрус на новый;
  • если вы не уверены, что проблема в шрусах, не спешите менять их, уточните другие причины, так как дребезг рычага на первой передаче - не самый вероятный симптом проявления их поломок.

На станции при поверхностной диагностике шарниры могут приговорить к замене вместе со сцеплением, кулисой и другими деталями. Это говорит о том, что специалист не хочет разбираться в проблеме, но хочет заработать на вас денег. Крайне маловероятна ситуация, когда все элементы, отвечающие за возможное дергание рычага на первой передаче, одновременно выходят из строя. Если на СТО выставляют огромный список проблем, придется найти другую станцию и провести повторную диагностику. В целом это очень важно понимать, когда выбираете специалиста для обслуживания автомобиля.

Сцепление - главный, но не самый частый элемент

Если вы почитаете мнение форумов по этому вопросу, то обнаружите, что именно сцепление чаще всего приговаривают «диванные эксперты» в данной ситуации. Это действительно очень похоже на поломку сцепления, но перед его ремонтом или заменой следует проверить все указанные выше варианты. Возможно, вам удастся избежать значительных финансовых вложений, устранив мелкие неполадки и убрав неприятный эффект дергания ручки КПП при трогании. Если ничего не помогло, переходим к вопросу сцепления.

Вот несколько второстепенных показателей поломки этого механизма:

  • при трогании слышится специфический запах, особенно, если вы любите ездить динамично, это подгорают элементы сцепления, которые уже никак нельзя восстановить, их нужно заменить;
  • невозможно стабильно тронуться, так как берет педаль сцепления каждый раз в новом месте, это признак полного износа устройства, следует заменить его в сборе или продиагностировать;
  • чувствуется проскальзывание, из-за которого образуется провал в процессе трогания или переключения на другую передачу, этот провал очень ощутим на низких передачах, меньше - на повышенных;
  • нестабильно работает автомобиль, возможны подергивания при отпускании педали газа на четвертой или третьей скорости, а затем рывок при нажатии на газ, когда машина тормозит двигателем;
  • автомобиль может дергаться и в других ситуациях, сцепление очень непредсказуемо выходит из строя и может принести самые неожиданные результаты в виде неприятных проявлений.

Если вы заметили еще ряд других проявлений, стоит сразу же заняться ремонтом данного узла. Ездить с вышедшим из строя сцеплением небезопасно, так как в определенный момент вы можете просто не тронуться с места. Хорошо, если это будет в черте города, где можно попросить знакомых подсобить или вызвать недорогую службу эвакуации. При таком проявлении на трассе вам придется немало заплатить за эвакуацию машины и последующий ремонт в любом ближайшем сервисе. Так что такие проблемы стоит устранять сразу.

Предлагаем посмотреть видео о том, как устранить биение рычага при трогании:

Подводим итоги

Современные автомобили редко предоставляют владельцу сюрпризы в виде неожиданных вариантов неполадок. Но отечественный бюджетный транспорт, а также старые иномарки крайне часто демонстрируют такие неприятные последствия. Это может быть следствием выхода из строя мелкой детали в системе переключения передач, а может быть последствием выхода из строя некоторых сложных механизмов, которые заберут немало денег при ремонте. В любом случае, нужно устранять данную неприятность. Если рычаг трясется при трогании, другие узлы автомобиля также получают повышенные нагрузки. Это может быть причиной серьезных поломок с дорогим устранением.

Если вы не знаете, с чего начать диагностику, воспользуйтесь представленными выше четырьмя пунктами. Причина подергиваний рычага при начале движения обычно скрыта именно в них. Если же и это не помогло, скорее всего, проблема скрыта в самой коробке. Это может быть сбитый зуб на одной из шестерен или вышедшие из строя крепления важных деталей. Лучше всего обратиться к мастеру и выполнить ремонт, но нужен надежный специалист, который точно разбирается в конструкции вашего автомобиля. Поспрашивайте на форумах или у других владельцев таких же авто, если у вас нет на примете хорошего специалиста. А вы сталкивались с такими проблемами на своем авто?

Понравилась статья? Получайте свежие статьи по e-mail первыми:

 

 
Социальные комментарии Cackle