Платные дорогие и обычные альтернативы – что ждет Россию?

Россияне уже определенно устали от некачественного асфальтного покрытия на дорогах. И если в больших городах и непосредственно в Столице все активно меняется в лучшую сторону, то вот регионы не могут похвастать такими же темпами роста дорожной инфраструктуры. Все усилия правительства направляются на огромные артерии - магистрали, по которым проходят невероятные потоки транспорта. И они действительно стали лучше в последние годы. Но это капля в море российских дорог, и проблема так и не решилась за последнее время. Российская служба строительства автомобильных дорог или Федеральное дорожное агентство, если угодно, отдает полный приоритет именно федеральным трассам, а остальные дороги обслуживают с тех денег, которые на них остаются. Как вы догадываетесь, остается очень мало. Ямочный ремонт продолжает господствовать на довольно загруженных трассах, на которых автомобили увечат подвеску и в целом не доставляют владельцам никакого удовольствия от поездки.

Росавтодор решил не слишком переживать по этому поводу и начал эпоху платных дорог в России. Сегодня существует ряд законов, которые ограничивают введение платы за проезд на определенных трассах. Тем не менее, платные дороги все чаще упоминаются в СМИ, все больше обсуждаются на правительственном уровне в качестве альтернативы стандартному строительству новых трасс. Что же ждет нас в ближайшем будущем? Вскоре мы не сможем бесплатно проехаться из одного города в другой, заплатив за топливо и все акцизы с него? Будут ли платные трассы такими же качественными, как, скажем, в Европе? Пока в этой сфере у нас больше вопросов, чем ответов. Так что придется ожидать развития событий. Но в целом общество настроено крайне против платных дорог и концессии участков под эти объекты. Также ключевым условием для многих является сохранение сети бесплатных трасс, с помощью которых можно добраться в любой пункт.

Содержание

Какие дороги платные, и куда идут деньги?

На момент написания статьи в России действует всего несколько участков с платным проездом. Это 70-километровый отрезок на трассе M-3, практически вся трасса М-4 «Дон» и два больших отрезка на трассе M-11 Москва-Санкт-Петербург. Но это далеко не предел, и правительство явно вкусило преимущества использования данного варианта строительства и поддержания трасс. Так что в ближайшее время количество подобных объектов может сильно увеличиться. А это значит, что увеличатся и расходы, которые каждый автовладелец понесет при проезде на данных участках.

Особенности распределения средств весьма туманные:

  • деньги за проезд по платным трассам в России собирает не правительство и даже не Росавтодор, а некая компания ООО «ОСПП», значение которой в этой цепочке сбора средств неясно;
  • есть мнение, что средства через подобную компанию-прослойку уходят в оффшоры и уплывают из России, чем и вызывают столь явную нехватку денег на строительство дорог в России;
  • впрочем, юридически все чисто, средства за пользование трассой за исключением оплаты услуг самого оператора ООО «ОСПП» отправляются на счета концессионеров - Автодора, в частности;
  • правительство принимает решение о распределении полученной прибыли от использования дорожной инфраструктуры, а концессионер следит за состоянием дороги и улучшает условия проезда;
  • в целом схема понятная, но у простого российского водителя возникает ряд вопросов к инфраструктуре, состоянию, стоимости проезда и прозрачности использования уплаченных денег.

Проблема в том, что российский водитель платит немалые налоги в момент приобретения машины (в стоимости уже заложен ряд сборов). Далее каждый раз на заправке он снова оплачивает большое количество сборов, включая налоги на содержание дорог. Покупая запчасти, автомобилист снова сталкивается с проблемами оплаты налогов. На каждом углу автовладельца поджидает сотрудник ГИБДД с новыми правилами и требованиями. И платные дороги в этой картине оказываются последней каплей для многих автомобилистов со старыми взглядами на жизнь. Действительно, справедливость оказывается условной.

Трасса М-7 «Волга» - станет ли она платной?

Это одна из самых загруженных трасс в России, которая давно нуждается в глобальном улучшении. Но Росавтодор пока не спешит начинать капитальный ремонт и строить развязки с объездами городов. Пока ведутся разговоры о строительстве дублирующей трассы от Москвы до Казани, которая, вполне естественно, будет платной. И это немного разочаровывает обычного российского гражданина, который не хочет платить тысячи рублей за право поехать по ровному асфальту. Чиновники же видят единственный выход - строительство платных трасс с привлечением частных инвестиций.

По этой трассе есть несколько соображений:

  • перестраивать «бесплатно» государство дорогу не собирается, на это нужны колоссальные деньги, которых в бюджете нет, а значит, строительство не начнется еще несколько лет, и это не устраивает никого;
  • платный «дублер» можно построить за счет частных инвестиций, привлекая инвесторов выгодными условиями участия в концессионерских отчислениях, так что и денег государственных тратить не придется;
  • мало того, строительство платной трассы принесет казне прибыль в виде налоговых отчислений от Росавтодора и всех операторов и прослоек, которые участвуют в крайне сомнительных схемах;
  • существующая трасса М-7 «Волга» никуда не денется, она останется на балансе Росавтодора и будет постепенно ремонтироваться, но не перестраиваться, так как поток машин уйдет;
  • в дальнейшем бесплатный трафик значительно снизится, а платная дорога сможет принять необходимое количество автомобилей, в целом перспектива платной службы дороги - до 25 лет.

Как видите, государству крайне выгодно строительство именно платных дорог. Деньги из бюджета выделять не нужно, есть частный капитал. Также не придется постоянно выделять средства на ремонт и содержание трассы. Дополнительный бонус - доходы и возможность улучшать инфраструктуру не только этой конкретной трассы. Впрочем, от этих соображений обычному российскому автомобилисту не легче. Недавно его заставили значительно больше платить за бензин, а сейчас еще хотят заставить оплачивать проезд на собственном автомобиле. Не сопоставляется такая история с нашим менталитетом.

В чем непонятная логика российских платных дорог?

Современное состояние трасс в России просто плачевное. Если направления к Москве и Санкт-Петербургу получают финансирование и активно развиваются, то в регионах ситуация с дорожным покрытием на самом деле плачевная. В частности, проблемы возникают в Челябинске, Хабаровске, Твери, Рязани. Эти регионы - лидеры по обращениям автовладельцев с целью компенсации от Автодора после серьезных проблем с автомобилем из-за низкого качества дорог. Некоторые направления уже просто состоят из ям и ухабов с небольшой примесью асфальта.

Не совсем понятны следующие моменты:

  • на строительство платной дороги взамен М-07 будут выделены колоссальные по российским мерками 500-600 миллиардов рублей, это необходимый объем инвестиций для возведения объекта;
  • из этих денег примерно половина придет из частных инвестиций, остальные 300 000 000 000 рублей будут выделены российским правительством через Росавтодор для будущей концессии;
  • за эти деньги вполне можно привести в полный порядок дороги в 4-5 регионах, в частности, устранить проблемы на ближайшие 10-15 лет в названных выше регионах, где дороги просо ужасные;
  • пока нет понимания, где правительство будет брать эти средства, но это в любом случае деньги из бюджета, который формируется из налогов граждан, и оплата за проезд по такой трассе выглядит нелогичной;
  • выходит, что мы за собственные деньги построим дорогу, за проезд по которой будем платить, а прибыль будет получать какая-то частная компания, которая туманными схемами переводит деньги на счета Росавтодора.

Сам принцип и подход к возведению платных дорог в России противоречит здравой логике, именно поэтому правительство встречает такое сопротивление со стороны граждан. Конечно, нет никаких доказательств того, что ООО «ОСПП» каким-то образом проводит махинации с деньгами. Но опыт нашего народа уже не дает сомневаться в таком положении вещей. Так что правительству стоит задуматься над более честными и прозрачными схемами, а деньги на строительство искать не в бюджете, а в других местах. Тогда и оплата будет выглядеть более честной.

Альтернативы платным дорогам - важно не нарушить законные права

Когда в России начинали строить первые платные участи трасс, глава Росавтодора с трибун всех каналов страны вещал о том, что всегда будет альтернатива. Можно ехать по многополосной трассе с качественным покрытием или выбрать стандартную дорогу, за которой также будет внимательно следить Росавтодор. Но на поверку все оказывается иначе. В платных дорогах несомненно есть свои преимущества, и это доказывает Европа со своей развитой сетью автобанов. Но есть ряд нюансов в России, которые не учитываются правительством.

В частности, важно учитывать такие принципы:

  • альтернативные участки дорог должны находиться в нормальном состоянии, иначе платные дублеры станут единственным вариантом для человека добраться в нужную точку России;
  • необходимо наличие этих бесплатных альтернатив, а не просто их присутствие на карте дорог Российской Федерации, и деньги вкладывать нужно в бесплатные трассы, как в двигатель экономики;
  • государство не должно тратить собственные средства на строительство трасс, это концессионерский бизнес, и к нему можно допустить мировые компании, которые успешно работают в данной сфере;
  • важно, чтобы правительство регулировало порядок цен, а не бизнес самостоятельно решал, какую оплату поставить за проезд по трассе, должны быть рычаги влияния на концессионеров;
  • важно проследить за тем, чтобы цепочка оператор-концессионер-бюджет была прозрачной и понятной для простого российского водителя, тогда и не будет вопросов по поводу оплаты.

Пока же правительство рисует красивые планы и утверждает, что к 2024 году мы достигнем того, что 80.4% российских дорог будут соответствовать нормам и требованиям, а смертность на дорогах снизится с колоссальных 13 человек на 100 000 населения ежегодно до приемлемых 4 смертей на те самые 100 000 населения. В общем, Союз ушел, а «пятилетки» остались. Но что-то подсказывает, что подобный план оказывается очередным невыполняемым обещанием. Россия остается одной из самых страшных стран с точки зрения смертей на дорогах среди всех европейских государств. Какой же самый большой мост в мире с автомобильной дорогой?

Предлагаем посмотреть видео с сюжетом о платных трассах:

Подводим итоги

Когда речь заходит о платных дорогах, чиновники в России в один голос начинают что-то говорить о Польше и в целом о Европе, о платных классных автобанах и о том, как там все довольны. Конечно, никто не вспоминает о разнице в зарплатах, о качестве автопарка, о менталитете и о прочих моментах. Да и нужно сказать, что в Польше полностью все дороги платного типа находятся в частной концессии, а после определенного срока службы, заложенного в договоре, они перейдут в собственность правительства и станут бесплатными. Так что у нас пока совершенно разные подходы, если говорить о Европе и об опыте европейского дорожного хозяйства.

Плюс давайте не забывать о том, что до начала строительства платных скоростных трасс европейцы полностью отремонтировали бесплатные дороги и продолжили поддерживать их в оптимальном состоянии. Не на всех маршрутах есть короткие альтернативы, но в ЕС есть множество людей, которые принципиально не платят за проезд по платным трассам. Поэтому они находят альтернативы. В целом при зарплате в несколько тысяч евро не составляет проблемы заплатить 50-60 евро за поездку по 700-800 км отличной дороги. У нас ситуация пока иная. А вы когда-нибудь пользовались платными трассами в России?

Понравился этот контент? Подпишитесь на обновления!
 
Социальные комментарии Cackle