Запретят ли старые машины в России? Смотрим на опыт в мире

Тема запрета эксплуатации старых автомобилей сегодня обсуждается во всех развитых странах. Европейцы выходят из ситуации с помощью страховок. Застраховать авто старше 12 лет для поездок по дорогам страны будет стоить очень дорого. Эту же стратегию выбрали и США с Канадой, там страховка автомобиля обходится дороже, чем ее содержание в плане ремонтов и заправки. Так что старых авто на дорогах этих стран становится все меньше. Борьба за экологию вынуждает производителей постоянно бороться за каждый грамм выбросов CO2 и снижать потребление топлива. Это приводит к появлению гибридов, электромобилей и даунсайзинговых двигателей на 1 литр и даже меньше. Поэтому современный автопром очень далек от тех тенденций, которые были 20 лет назад. В России же, по разным данным, средний возраст автомобиля составляет около 17 лет. Если брать во внимание только крупные города, средний возраст авто здесь будет 8-9 лет, но в глубинке люди ездят на Москвичах и Жигулях, произведенных еще в Советском Союзе.

Вопрос запрета поездок на старых машинах сегодня активно обсуждается и в России. Не так давно в Думу внесли несколько предложений по этому поводу, так что владельцам Москвичей пора задуматься о целесообразности содержания данных машин. У нас также могут ввести дополнительное страхование или придумать транспортный налог по прогрессивной ставке для авто с большим возрастом. Конечно, подобные законы должны пройти ряд поправок при обсуждении в комитетах, но факт того, что старый транспорт понемногу уйдет с улиц и трасс Российской Федерации остается неоспоримым. Вопрос только в том, когда Дума решится на подобный шаг. Пока речь идет только о коммерческом транспорте и пассажирских автобусах, маршрутках. Но ведь у нас дыма без огня не бывает, так что владельцам частного транспорта приготовиться стоит.

В чем идея запрета старых автомобилей?

Возможно, вы знаете, что в некоторых странах действует полный запрет на старые авто. В Китае образовалась проблема с утилизацией, компании просто не успевают перерабатывать те машины, которые отслужили положенные 10 лет и выброшены на свалку. Вторичного рынка в Китае практически нет, там покупают машину, доезжают до определенного ресурса и выбрасывают ее. Это не решает проблему смога в городах, но власти не намерены останавливаться на достигнутом, собираясь и вовсе запретить бензиновые и дизельные авто.

В России проблема немного другая:

  • ежегодно в России погибает в ДТП в среднем 16 000 человек, это колоссальная цифра, учитывая объем населения, на 100 000 населения 13 человек ежегодно гибнет в ДТП, и это катастрофа;
  • также в авариях каждый год страдает и получает травмы разной степени около 195 000 человек, удивительный показатель, который превосходят разве что некоторые страны в бедной Азии;
  • тенденция владения одним транспортным средством более 7-8 лет сегодня стала рекордом среди развитых стран, в США, к примеру, машиной владеют около 2.5 лет, в Китае - порядка 5 лет;
  • загрязнение атмосферы в больших городах связано именно с обилием старого транспорта с удаленным экологическим оборудованием, нерабочими катализаторами, клапанами EGR и прочими средствами;
  • экологические отчета утверждают, что более 30% вредоносного загрязнения воздуха в России приходится на неэкологичный транспорт, в частности на старые коммерческие автомобили.

На сегодняшний день правительство намеревается запретить эксплуатацию коммерческого транспорта старше 10-12 лет. Это разумное решение, особенно в пассажирских перевозках. Изрядно надоело читать сводки о попавших в ДТП автобусах, которые везли детей. Интересно, будет ли это правило распространяться на авиационный рынок, где флот крупнейших компаний состоит в большинстве своем из довольно старых самолетов? Избирательность решений Думы пока заставляет задуматься о преференциях для авиакомпаний.

Где брать деньги на новый транспорт?

Что касается коммерческих предприятий, будет разрабатывать комплекс мер вроде бесплатного кредитования и прочих уступок, чтобы бизнес мог постепенно обновить свой автопарк. Особенно важно уделить внимание пассажирскому транспорту, который сегодня в России стал причиной многих смертей на дорогах. Перевозчики не обновляют автопарк просто по причине чрезмерно высоких расходов на это мероприятие, а также по причине желания зарабатывать больше денег в виде прибыли, а не инвестировать в автопарк. Да и коммерческая составляющая пассажирских перевозок сегодня довольно сомнительная.

Для частников альтернативы пока довольно предсказуемые:

  • придется сдавать старую машину на утилизацию, получая за это сертификат на скидку и льготные условия покупки нового автомобиля, это будет способствовать росту продаж именно новых авто;
  • скидки должны быть более существенными, чем предусмотрены сегодня, так что государство явно должно проработать варианты предоставления льгот владельцам старых автомобилей;
  • также дотации можно рассматривать в качестве бесплатных кредитов для тех, кто сдает старый автомобиль, имеются в виду кредиты без процентов, какие были бы предусмотрены для бизнеса;
  • государству придется привлекать и салону б/у транспорта к сотрудничеству, выплачивая покупателям дотации на приобретение транспорта с возрастом до 5 лет, тогда и его продажи возрастут;
  • необходимо снижать стоимость машин на вторичном рынке, это требует комплексных экономических преобразований, а также роста благосостояния населения, которое в последние годы, мягко говоря, не растет.

С такими проблемами столкнуться законодатели при попытке принять любой закон, касающийся запрета эксплуатации старых автомобилей в России. Вряд ли получится провести подобное требование через Думу без протестов и потасовок со стороны владельцев древних авто. Законодателям нужно бы понять, что на ВАЗ 2101 люди в деревнях ездят не оттого, что сильно любят свои машины, а просто из-за отсутствия денег на покупку нового качественного транспортного средства. Вот такие неприятности могут ожидать половину автомобилистов страны. Но будем верить, что государство разработает комплекс мер и не будет принимать необдуманных решений.

Как будет происходить запрет?

Если Дума примет подобные законы, уже в момент их введения в действие эксплуатация машин старше определенного количества лет станет незаконной. Можно будет довезти данные автомобили разве что до пункта утилизации. Для этого сегодня владельцу нужно отправиться в ГИБДД, снять авто с учета для утилизации, а далее передать транспорт одной из контор по выполнению утилизационных действий. Машина будет переработана на вторсырье, а ее владелец получит сертификат на скидку в определенных автосалонах. Но скидка максимум 50 000 рублей сейчас не мотивирует покупать новое авто, средняя цена которого уже перевалила за миллион.

Выделяют несколько возможных тонкостей запрета:

  • возможно введение планомерного запрета старых автомобилей, к примеру, сразу запретят эксплуатировать авто старше 30 лет, затем старше 20 лет, через несколько лет сократят эту цифру;
  • также сначала запреты будут касаться коммерческого транспорта, все грузовики и автобусы обновятся постепенно, начиная с самых старых, но этот процесс будет проходить быстрее;
  • особое внимание будет уделено транспорту, который перевозит пассажиров, в этом случае допустимый возраст будет минимальным, а также могут быть введены дополнительные меры для контроля технического состояния;
  • будут введены меры для стимуляции покупки нового или молодого транспорта частными лицами, но пока эти меры сложно предсказать, очевидным остается только льготное кредитование;
  • необходимо также улучшение условий утилизации, иначе горы мусора, который образуется от старых машин, будут заполонять половину страны и постепенно приведут к катастрофе.

Пока неразумно делать общий запрет на эксплуатацию машин старше 12-15 лет, так как эти автомобили в России очень распространены и пользуются спросом на вторичном рынке. Создается впечатление, что Дума начинает не с того, с чего следовало бы начинать. Как известно, в Европе популярность новых машин началась задолго до того, как государственные органы начали вводить запреты на старый транспорт и высокие налоги на него. Кроется секрет роста популярности новых машин в благосостоянии населения и в нормальных условиях кредитования и лизинга на машины.

Что нужно сделать, чтобы повысить средний возраст авто в РФ?

Это сложный вопрос, который требует комплексного подхода. Вряд ли получится что-то сделать голыми законодательными инициативами. Есть определенные вопросы в нашем обществе, которые никогда не будут приняты народными массами. И вопрос транспорта крайне больной для многих любителей личных транспортных средств. Поэтому государству придется постараться, чтобы аккуратно ввести запрет на эксплуатацию старых машин и стимуляцию продажи нового транспорта. Это непростая задача, которая не решится принятием одного закона.

Очевидно, что придется работать сразу в нескольких направлениях:

  • дотация и поддержка производителей автомобилей в России, а также стимул импорта машин от других производителей, чтобы подогреть рынок хорошей конкуренцией и снижением цен;
  • устранение преград для импорта подержанных машин со стандартами Евро-5 и Евро-6, обнуление ставок пошли на данный транспорт, чтобы можно было покупать их в Японии, Европе;
  • улучшение условий сдачи транспорта на утилизацию, прием машин с выдачей определенных средств, а не просто сертификатов на скидку, улучшение выгод сдачи транспорта на утилизацию;
  • работа с кредитованием и лизингом автомобилей, чтобы покупатель не переплачивал за 2-3 машины за 5 лет, пока выплатит весь кредит, это крайне важный момент, требующий внимания законодателей;
  • использование рычагов правительства для урегулирования ситуации на вторичном рынке, снижение количества посредников при продаже машин, организация цивильного рынка подержанного транспорта.

Также требуется работать в плане улучшения экономики, повышения зарплат. Сегодня средний уровень заработной платы даже в Москве очень низкий, работники могут позволить платить коммунальные платежи и покупать еду. Молодая семья с детьми и вовсе вынуждена экономить на всем, так что наличие новой машины в семье не обсуждается. И это очень пагубно будет влиять в целом на экономику страны, экологию и рынок нового транспорта. Даже выгодные условия кредитования такие семьи не приведут к покупке новой машины.

Предлагаем посмотреть видео по теме:

Подводим итоги

Современный рынок транспорта в России - настоящая проблема для покупателей машин. Подержанные авто продаются перекупщиками, которые сильно задирают реальную стоимость транспорта, а автосалоны с подержанными машинами выставляют изначально заоблачные ценники и также стремятся обмануть клиента. Так что государственным службами стоило бы начать с наведения порядка на этом рынке, со снятия никому не нужных пошлин и преград для импорта машин из других стран. Даже это уже снизило бы средний возраст машин в России до 10-12 лет вместе сегодняшних 17-20 лет.

Тем не менее, у нас все начинается с других трендов. В 2018 году Дума приняла решение в 2018-2022 годах значительно снизить смертность на дорогах и повысить качество эксплуатации дорожной сферы в стране. Стратегия насчитывает более сотни пунктов, среди которых и планомерное снижение среднего возраста автомобилей. Статистика неумолима, именно старые авто часто становятся причиной смерти даже в небольших авариях. Так что такая стратегия верна, но начинать ее реализацию стоит с других аспектов. А как вы считаете, удастся ли Думе РФ запретить использование старых машин в стране?

Понравилась статья? Получайте свежие статьи по e-mail первыми:

 

 
Социальные комментарии Cackle