Антифризы для автомобилей – состав, виды и применение жидкостей

Для охлаждения двигателя в процессе его работы используются специальные жидкости с особым химическим составом. Сегодня вес мир применяет антифризы различных марок с разными составами. В России сохранился используемый только в пространстве СНГ продукт – тосол. По своей сути тосол тоже является антифризом, просто не соответствует ни одному из протоколов по существующим видам охлаждающей жидкости, поэтому производители до сегодняшнего дня его называют именно так. Сегодня мы обсудим довольно обширную тему и поговорим о том, что же такое антифризы, из чего они состоят, а также кто их выпускает. Оказывается, антифризы используются далеко не только для охлаждения двигателей в транспортных средствах. Их применяют на предприятиях для работы теплообменников в различных системах, используют в комплексах отопления, на промышленном оборудовании и так далее.

Антифриз можно условно разделить на разные классы, и производители в инструкции по эксплуатации автомобиля обязательно указывают эти классы. Вопрос отношения продукта к определенному классу скорее берет во внимание нормы экологии, чем качества работы в конкретной системе. Многие водители считают, что производители просто морочат голову честным покупателям, выставляя требования заливать только самый дорогой вид антифриза. Но это не совсем так. В частности, нужно учитывать особенности состава, антикоррозийных присадок и прочих добавок, которые входят в состав конкретной жидкости. Скорее всего, производитель тестировал на вашем авто только определенный состав, и компания может гарантировать, что при таком составе автомобиль будет ездить без поломок.

Содержание

Что такое антифриз – главные свойства и состав жидкостей

По своей сути антифриз – это химический состав, который производится на основе этиленгликоля, пропиленгликоля, а также глицеринов и спиртов. Жидкость имеет сниженный градус кристаллизации, обладает присадками против коррозии, антивспенивателями и прочими средствами, которые поддерживают заданный объем жидкости без изменений. Практически при любой естественной температуре антифриз сохраняет текучесть, теплопроводные свойства, стабильность и вязкость на прежнем уровне.

Основные элементы в составе продукции:

  • гликоли или спирты – именно от их концентрации зависит температурный порог состава в конкретных рабочих условиях;
  • дистиллированная вода – большую часть состава или около половины формирует обычная хорошо очищенная вода;
  • антикоррозийные присадки – пакет этих материалов предотвращает коррозию и засорение деталей, что немаловажно для длительной службы теплообменников;
  • другие присадки – это материалы, которые борются с замерзанием, вспениванием, закипанием и прочими ненужными процессами;
  • красители – пакет веществ, придающих составу конкретный цвет, так что разделение материалов по цветам весьма условное.

В составах также могут присутствовать другие стабилизирующие вещества, которые предотвращают чрезмерную реакцию на смену температур. Жидкость должна сохранят свои свойства при рабочей температуре двигателя и не закипать до 108 градусов. Также замерзание при -30 градусах не приветствуется в условиях северного климата. На упаковке с антифризом производитель обязательно указывает, при какой температуре происходит кристаллизация.

Но даже если продукт кристаллизировался, при повышении температуры окружающей среды он нагреется и вернет свои свойства без серьезных изменений. При замерзании жидкость превращается в вязкое желе и не расширяется. Такое свойство позволяет предотвратить разрыв шлангов и труб, повреждение оборудования.

Какая разница между антифризом и тосолом?

Тосол – это детище сотрудничества итальянских автопроизводителей с конструкторами АвтоВАЗ в Советском Союзе. При разработке ВАЗ 2101 итальянцев не устроило качество использовавшегося на тот момент в России антифриза, поэтому они дали задачу создания новой охлаждающей жидкости. Тосол был создан российскими учеными, но по своей сути он полностью повторяет состав и идею работы обычных антифризов. Так что это просто один из видов антифризов, который получил необычное название.

Тосол условно можно отнести к классу G11. Это недорогой продукт, который обладает особым пакетом антикоррозийных присадок. Проблема в том, что его присадки работают по всей системе, покрывая все внутренние поверхности специальной пленкой. Это защищает детали от коррозии, но в целом быстро истощает присадки. Срок службы такго продукта – около 3 лет, затем антикоррозийные свойства начинают снижаться.

Тосол красят в синий цвет специально, чтобы покупатель не путал его с другими жидкостями. По своей природе все жидкости этого класса бесцветные, и по свойствам они сильно напоминают обычную воду. Поэтому цвет и запах обычно добавляют, чтобы покупатель понял, что перед ним таки антифриз или тосол. Если вы льете в машину тосол, то можете смело переходить на антифриз G11, система подготовлена именно под такой тип охлаждающей жидкости.

Как различить разные типы антифризов?

Если вы решили купить тосол, ищите канистру с жидкостью синего цвета и соответствующей надписью на этикетке. Тосолы производятся только в пределах СНГ, их практически не применяют в других странах. Антифризы можно теоретически отличать по цвету. Международная классификация включает три вида антифриза – G11, G12 и G13. Основные отличия между ними мы рассмотрим позже, а сейчас поговорим о том, как различат разные составы.

  1. Цвет. Общепринятый стандарт цветов утверждает, что G11 должен иметь зеленый цвет, G12 – красный, а G13 – желтый или оранжевый. Но производители хитрят и добавляют самые разные красители, не придерживаясь цветовых рекомендаций. Так что стоит быть осторожным.
  2. Состав. Внимательно прочтите состав и сравните его с требованиями конкретного класса. Основой современных популярных антифризов являются именно гликоли, другие средства не протестированы должным образом и могут стать причиной проблем с системой охлаждения.
  3. Форма поставки. Существуют концентраты, которые необходимо разбавлять дистиллированной водой. Также в магазинах можно найти готовый продукт для заливания в расширительный бачок автомобиля. Предпочтительно покупать готовый продукт, чтобы не ошибиться с разведением.
  4. Производитель. Обратите внимание на качество производства. От изготовителя многое зависит, антифризы и тосолы могут производить только крупные химические предприятия, малые фирмы не обладают нужным производственным комплексом и условиями для этого.

Качество покупаемых жидкостей напрямую повлияет на общее состояние двигателя в вашем автомобиле. Поэтому важно учитывать и стоимость продукта. По цене можно выделить дешевые, средние смеси, а также дорогостоящие типы. Самые дорогие антифризы обычно обладают очищенным составом и предлагают вполне адекватные возможности эксплуатации. Их можно использовать более 5 лет без изменения технических характеристик и защитных свойств. А вот с дешевыми продуктами дела обстоят иначе. Производители применяют минимум полезных присадок и экономят на всем, так что их срок эксплуатации минимальный.

Какая разница между разными типами антифризов?

Производители вынуждены конкурировать друг с другом и предлагать самые разные модификации охлаждающей жидкости. Не забывайте, что легковые автомобили – далеко не основная сфера сбыта данного продукта. 90% объема жидкостей выкупают предприятия, коммунальные службы и прочие организации для технических целей, систем отопления и работы оборудования. Так что производство новых модификаций порой необходимо, чтобы удовлетворить потребности конкретного вида оборудования. Но для машин производители создают новые модели антифризов на ровном месте, не меняя в составе ровным счетом ничего.

Итак, основные типы антифризов, продающиеся в магазинах:

  1. Тосол. Состав на основе этиленгликоля с базовым пакетом присадок, который выживает в среднем 2-3 года и требует после этого замены. Все стандартно и довольно просто, нет дорогостоящих элементов.
  2. G11. По своей сути это тот самый тосол с таким же пакетом присадок, но другого цвета. Производители активно экономят на присадках и в целом на составе, основой также является этиленгликоль.
  3. G12. Все тот самый этиленгликоль в основе, но пакет присадок уже более современный. В составе присутствуют вещества, которые борются с коррозией точечно только в местах ее появления. Состав более стабильный и безопасный для автомобильной системы.
  4. G12+. Это маркетинговый ход, который по большом счету никак не меняет состав антифриза. Некоторые производители утверждают, что в такой продукт добавляют другой пакет присадок, который еще лучше заботиться о системе вашего авто.
  5. G12++. Еще один маркетинговый ход производителей. В банке с такой маркировкой обычно стандартный антифриз G12 на основе все того же этиленгликоля. Он выполняет работу не лучше и не хуже других собратьев по конвейеру.
  6. G13. В основе этого инновационного продукта лежит пропиленгликоль – более дорогой материал. Он безопасен для человека и природы, поэтому европейские производители поголовно перешли на данный вид продукта. Конечно, цена его гораздо выше других вариантов охлаждающих жидкостей.

К сожалению, в России пока не делают антифризов с пометкой G13, а многие продукты на полках магазинов – банальная подделка. Стоит пропиленгликоль очень дорого, поэтому натуральный антифриз этого типа часто доступен только на официальных сервисах и в официальных магазинах запчастей. Такой антифриз активно подделывают. Его использование в России минимально, разница в стоимости с G12 составляет до 500%, так что выбор очевиден. Впрочем, если производитель вашей машины рекомендует использовать именно такой тип охлаждающей жидкости, придется раскошелиться и купит его. Состав довольно стабилен и служит без проблем 5-6 лет.

Предлагаем посмотреть небольшое видео о смешивании разных антифризов:

Подводим итоги

Современная техника может работать исправно и долго только при соблюдении качества технических жидкостей. Одна ошибка в этом деле может привести к перегреву двигателя. При перегреве возникают самые разные неприятные ситуации, включая полное разрушение силового агрегата с необходимостью последующей замены. Двигатели из нежных материалов не просто изнашиваются при чрезмерно высокой температуре, они могут заклинить, и самое страшное, что большая часть современных агрегатов в таком случае не подлежат восстановлению.

Именно по этим причинам стоит внимательно относиться к выбору антифриза и всегда покупать проверенные и качественные варианты жидкостей. Иначе вы попадете в ситуацию, когда одно неправильное решение создаст целый ряд проблем, которые придется решать за большие деньги. Стоит учитывать, что качество антифриза влияет не только на эффективность службы системы охлаждения, но и на срок эксплуатации ее основных элементов. Так что хорошие антифризы покупать выгодно, они продлевают срок жизни машины и в целом благоприятно сказываются на ее эксплуатации. Теперь вы знаете больше об охлаждающих жидкостях и не дадите себя провести продавцам в магазинах.

 

Понравился этот контент? Подпишитесь на обновления!
 
Социальные комментарии Cackle