Сегодня вопрос о беспилотных автомобилях можно считать вторым схоластическим вопросом о первенстве яйца или курицы. Эксперты приводят самые удивительные доводы и стараются убедить окружающих в правоте именно своей точки зрения. Но проблема в том, что для беспилотных автомобилей пока больше преград, чем преимуществ их эксплуатации. По крайней мере, в России это не самое лучшее решение. Вы можете найти на рынке не совсем легально ввезенные авто с автопилотами. Впрочем, и легальных машин с возможностью автоматического управления становится все больше. И уже на этой технологии можно заметить, что до беспилотных авто пока нам далеко. Чтобы убедиться в этом, можно включить автопилот на Tesla Model S и попробовать проехаться из точки А в точку Б в городе и на трассе. Если во втором варианте что-то может получиться, то в первом все будет совсем печально.
Для запуска беспилотников нужно иметь отличную инфраструктуру без единого изъяна. Попробуйте удержите Теслу в беспилотном режиме на дороге в своей полосе, если нет нормальной и логичной разметки. Да и другие особенности российских условий говорят о том, что пока о машинах без водителей думать не приходится. Впрочем, можно рассчитывать на постепенное введение автомобилей без управления водителей. С одной стороны, есть противники этого процесса, которые утверждают, что машинам нельзя доверять столь важное и опасное занятие. Но прогресс движется, и это этого никуда не денешься. Скорее всего, большинство компаний заинтересованы в том, чтобы грузы между городами на фурах возили автомобили без водителей и без человеческого фактора. Но пока это кажется настолько далеким будущим, что и говорить о нем смешно. Или нет?
Как обстоят дела с беспилотными машинами в мире?
Наверное, одна из самых главных задач современного автомобильного мира - создание беспилотника с достаточно хорошими характеристиками. Но на деле сделать это далеко не так просто, как хотелось бы. Проблема отсутствия человека в автомобиле не решает массу непредсказуемых моментов. Плюс есть множество противников, которые боятся восстания машин и утверждают, что такой подход к поездкам на авто вскоре приведет к огромным жертвам, смерти на дорогах. Но дела обстоят не в угоду противникам. Можно отметить такие достижения:
- уже к 2020 году одна из европейских компаний собирается запустить в работу фуры без водителей, такую технику сегодня разрабатывают ведущие компании в данной сфере;
- сегодня в США и Японии продолжается введение беспилотников в аэропортах для перевозки пассажиров от места посадки самолета до выхода из здания и наоборот;
- системы беспилотного вождения, которые устанавливаются в современные авто, усовершенствуются, многие из них могут порадовать невероятными характеристиками;
- простые автомобили в автосалонах уже оснащены практически полноценными автопилотами, но их все еще нужно контролировать (преуспели в этом Volvo и Tesla);
- коммерческая сфера грузоперевозок во всем мире начала активно интересоваться разработками беспилотных фур Илона Маска и других передовых личностей в этой сфере.
Среда беспилотных поездок остается одной из самых перспективных в сфере автомобилей. Если десять лет назад разработка эффективного и качественного электромобиля была таким преимуществом для производителя, то сегодня это автопилот. Интересно, что передовые компании вкладывают миллиарды, которые, похоже, никогда не удастся окупить. Вскоре технологии беспилотного вождения будут нормальным явлением для каждого концерна.
Как работают основные функции машины без пилота?
Есть несколько сотен факторов, которые управляют современной машиной без водителя. Конечно, такой транспорт напичкан датчиками, каждый из которых управляет определенными деталями машины. Все здесь работает исключительно автоматически, все режимы зависят от особенностей окружающей среды. Ест интеллектуальный механизм, который сканирует знаки и разметку, есть датчики приближения объектов со всех сторон. Вождение имеет несколько важных основ:
- автомобиль управляется движением по конкретной полосе, при съезде на обочину с дороги авто останавливается и самостоятельно возвращается на утерянный путь;
- реализован фактически искусственный интеллект, который способен быстро и активно сканировать ситуацию на дороге на многие десятки метров вокруг, реакция незамедлительная;
- если впереди на дороге появится препятствие, беспилотный автомобиль быстрее сможет затормозить, чем это сделает любой человек, машина способна предсказывать выход людей на дорогу;
- реализованы функции превентивных объездов людей и велосипедистов на дороге с определенным запасом, всегда производится сканирование боковых зон и встречной полосы;
- безопасность поездки такого автомобиля оказывается намного выше безопасности передвижения человека за рулем, так как водитель может уснуть или плохо среагировать.
Конечно, такое количество датчиков и функций требует определенных затрат энергии, поэтому аккумуляторы в машинах огромные. Они требуют определенной подпитки, что увеличивает и расход ресурса. Но за счет разумных решений «водителя» расход топлива часто удается сократить на 10-20% в сравнении с живым водителем. Так что технология придется по вкусу корпорациям и представителям бизнеса в любой сфере, где нужны перевозки.
Беспилотные проекты в России - есть ли история?
У нас пока больше противников этого передового решения, чем тех, кто поддерживает развитие сферы беспилотного управления транспортными средствами. Скорее всего, это система менталитета, которая у нас очень сложно принимает все новое. Но затем мы активно начинаем пользоваться новинками и уже забываем о том, что когда-то не хотели принимать все негативные черты этого нового. Итак, в России мнение о беспилотных авто довольно понятное и недвусмысленное:
- это вызовет безработицу в сфере водителей автомобилей, не нужны будут дальнобойщики, не потребуются таксисты, будут бастовать и нервничать миллионы людей;
- русский человек любит управлять автомобилем, ему не нужен никакой автопилот, разве что в качестве интересного дополнения в комплектацию авто, которое даже не будет использоваться;
- инфраструктура не готова - нет нормальной продуманной системы знаков, хороших уверенных дорог, отличной разметки без изъянов и других приятных деталей цивилизации;
- нет истории использования беспилотного транспорта, такой как во многих других странах, наше государство может просто не принять новинку, как и многие другие технологии;
- отсутствует политическая и корпоративная воля, лишь некоторые представители бизнеса заинтересованы в появлении беспилотных автомобилей, как витка развития будущего в транспорте.
Проблема в том, что рабочая сила в России достаточно дешевая. За зарплату в 1000 долларов в месяц многие водители готовы садиться за руль и ехать непрерывно без выходных из Москвы во Владивосток по довольно ужасным дорогам. А вот с беспилотниками дела обстоят иначе - здесь придется полностью соблюдать законы, а также покупать и ремонтировать очень дорогие технологии. Так что пока воли бизнеса практически нет.
Первая заря автопилотов - главные факты для России
Но никуда не денешься от мирового прогресса. Беспилотники рано или поздно придут в Россию и станут важной частью инфраструктуры транспорта в стране. Одной из самых активно инвестирующих в данную сферу компаний является UBER, который сегодня успешно работает в нескольких городах России. Вполне возможно, что такси станет важной первой сферой использования такой техники. Но скорее всего, очередность будет иной:
- технический транспорт на полигонах, который не слишком ограничен в параметрах движения и не несет никакой угрозы, автомобили на военных базах с повышенной секретностью;
- коммерческий транспорт в аэропортах, а также городской пассажирский транспорт, который курсирует по заранее установленному маршруту - его легче контролировать;
- коммерческие авто, такие как большие фуры и прочие грузовые автомобили, которые смогут экономить деньги для бизнеса и снижать расходы компаний на перевозки грузов;
- такси и прочие коммерческие сферы эксплуатации автомобиля, служебный транспорт предприятий, которые не будут вынуждены нанимать и содержать штат водителей;
- сервисы проката автомобилей, а также каршеринга, которые активно развиваются в Европе и в крупных городах России, они также заинтересованы в беспилотных проектах.
Автомобиль без водителя можно контролировать с определенного дата центра. Так что компания сможет смотреть, где находится авто, с какой скоростью движется, сможет подключаться к камерам в конкретной машине, оценивать обстановку. Это дает определенные преимущества и для работы полиции, которая может получить доступ к сети камер и прочих регистраторов. Предлагаем небольшое видео о смысле и наработках беспилотных машин:
Подводим итоги
На сегодняшний день опыт использования беспилотных автомобилей в мире достаточно большой. Google использует для сканирования всех Соединенных Штатов именно такие технологии. Tesla уже разработала миллионы технологий в данной среде и активно запускает их в действие. Компания Mercedes работает над созданием первого в мире беспилотного и автономного проекта грузовика. Есть собственные разработки у UBER, шведских компаний, китайских и японских корпораций. Так что от этого прогресса уже не уйти, он наступает на пятки обычным автомобилям и просит водителей подвинуться в гонке за право владения рулевым колесом.
Нужно заметить, что противников технологии становится все меньше, но они есть, особенно в России. Мы - консервативная страна, которая стремится к стабильности. И автопилоты не радуют своими перспективами в сфере разрушения этой стабильности. Но рядовой гражданин может считать, как ему угодно, а бизнес заинтересован в данном проекте. Любители порулить также могут получить явные выгоды от этого процесса. В частности, они смогут ездить по хорошим дорогам с отличной разметкой и заметной яркой системой знаков. Разве не об этом так долго мечтал российский автомобилист? У каждой новинки есть преимущества и недостатки. А что вы думаете по поводу беспилотных транспортных средств?