Механическая коробка передач постепенно становится атавизмом в мире автомобилей. В западных странах все чаще используют более современные автоматические КПП, которые помогают экономить топливо, продлевают ресурс двигателей, а заодно и вынимают из карманов владельцев круглые суммы на ремонт. В России пока механика держится в лидерах, если смотреть на самый массовый бюджетный класс автомобилей, но в среднем и дорогом сегменте уже также лидируют автоматы.
Причины понятны. На механике ехать в городском потоке очень неудобно. Стоять в пробке и вовсе страшно. Автомат позволяет сконцентрироваться на управлении авто и избежать неприятностей на дороге. Так что переход на автоматические коробки вполне оправдан. Сегодня мы постараемся кратко сравнить современные типы автоматов с механической коробкой и найти главные отличия от старой доброй механики.
Итак, поговорим о таких вещах:
- какие виды автоматов сегодня существуют;
- чем отличается каждый тип автоматической коробки от механики;
- какой ресурс у разных типов КПП на автомобилях;
- что лучше покупать для конкретной сферы использования;
- какие коробки лучше обходить стороной.
Приступим!
Какие автоматы сегодня представлены на рынке?
Среди всех разновидностей автоматических коробок передач стоит выделить три самых распространенных вида: гидротрансформатор или привычная классическая АКПП, роботизированная коробка, а также вариатор CVT.
Принципы работы у всех типов коробок разные. Также отличается механическая часть. Но суть эксплуатации остается одинаковой для всех автомобилей. Алгоритм начала поездки следующий:
- необходимо завести автомобиль, убедившись, что рычаг КПП находится в режиме P;
- далее следует выжать педаль тормоза, затем перевести селектор КПП в положение D или R;
- далее нужно медленно отпустить педаль тормоза, переставить ногу на акселератор для выбора скорости;
- затем регулируйте скорость педалями газа и тормоза и не переживайте о переключении передач;
- после полной остановки автомобиля для последующей стоянки нажмите на педаль тормоза и удерживайте ее, затем переведите селектор КПП в режим P.
На автоматах не нужно постоянно включать нейтралку при остановке в пробках или на светофорах. Также не стоит баловаться ручными режимами переключения. Ваш автомат, независимо от его типа, прослужит гораздо дольше, если вы будете эксплуатировать его так, как предусмотрел производитель.
Любая автоматическая коробка не любит буксировки или не переносит ее вообще. Также буксировать вашим автомобилем можно исключительно тот вес, который указан в паспорте авто. Иначе проблем не избежать. Но сегодня мы будем говорить больше о конструкции, чем об эксплуатации.
Отличия механики от традиционного автомата
Традиционной автоматической коробкой передач называют гидротрансформатор. Конструкция такой коробки подразумевает наличие некоего трансформатора и гидроблока. В этих механизмах курсирует трансмиссионное масло, а его сопротивление и давление является поводом для переключения передач. Конструкция гидротрансформаторов достаточно сложная, но надежная. Передачи здесь построены так же, как на механике, но вот механизм переключения совершенно другой. На таких коробках отсутствует сцепление, его роль выполняет гидротрансформатор.
Если пояснять простым языком, то при достижении определенных оборотов давление жидкости в гидроблоке увеличивается, и это способствует переключению передач. Управляет автоматом специальный компьютер, но большая часть работы выполняется механической частью коробки. Именно поэтому устройство довольно надежное.
От механики такие коробки отличаются практически всем, кроме самих шестерен передач. Ремонт классической автоматической коробки будет довольно дорогим, но все же более демократичным, чем ремонт других типов автоматических КПП. АКПП с гидротрансформатором служат долго, но не обеспечивают должной экономии топлива. Разница с механической коробкой на таком же двигателе может достигать 20-30% в городском режиме. А вот на трассе расход будет почти одинаковым.
Роботизированные КПП – в чем отличие от механики?
Большой расход машин на автомате (и, вероятно, длительный срок их службы) не устраивал производителей автомобилей. Поэтому они придумали другой тип автоматических коробок, который стали устанавливать везде и всюду, даже АвтоВАЗ разработал своего робота AMT. Эти коробки дешевле традиционных автоматов-гидротрансформаторов. Конструктивно они имеют очень много общего с механической коробкой передач, просто нужные передачи выбирает не человек, а некая роботизированная система.
Итак, особенности конструкции такие:
- коробка построена на основе механической КПП, по сути, он и есть механической коробкой с дополнительной надстройкой в виде робота;
- выжимает сцепление и переключает передачи робот, который присоединен к механической коробке;
- именно сцепление является самым дорогим и сложным механизмом, зачастую оно двойное, бывает сухим или мокрым и очень часто вызывает проблемы;
- сцепление изнашивается за 100-150 тысяч км, а вместе с ним страдают вилки и другие элементы, которые также стоят дорого.
В общем, с роботизированной коробкой решается главная проблема автомата – повышенный расход топлива. К примеру, автомобили на роботизированной коробке DSG-7 от Volkswagen расходуют на 1 литр топлива на 100 км меньше, чем автомобили с тем же двигателем на механической коробке. Но и служат такие коробки значительно меньше механики, постоянно подкидывая владельцам проблем со сцеплением и другими механизмами.
Вариатор CVT и механика – в чем отличия?
Вариатор – это наиболее отдаленный от механической коробки передач механизм. Между этими двумя типами коробок нет особо ничего общего. Так что вариатор стоит рассматривать как совсем другую технологию, сравнивать ее с механикой смысла нет.
Итак, вариаторы чуть более экономичные, чем гидротрансформаторы, но все же машины с CVT расходуют больше топлива, чем автомобили на механике или с роботизированной КПП. Также вариаторы зачастую менее надежны, чем механика и гидротрансформатор. Вариаторы можно сравнить по надежности и сложности ремонта с роботизированной КПП.
Основные особенности конструкции такие:
- вариаторы не имеют ступеней переключения передач, крутящий момент передается без разрывов и скачков, максимально плавно;
- такая конструкция обеспечивает более плавный разгон без подергиваний, улучшая водительский опыт за рулем авто;
- в основе вариатора, если говорить простыми словами, находятся два конуса – один принимает крутящий момент от двигателя, с помощью ремня вращает второй конус, а тот, в свою очередь, передает крутящий момент на колеса;
- слабые места в коробке – это «бублик» с трансмиссионной жидкостью, а также сами ремни приводов.
Проблема вариатора в том, что он плохо поддается ремонту. Механическую коробу или традиционный автомат можно ремонтировать и дефектовать много раз, а вот вариатор при наличии серьезной проблемы придется заменить. Впрочем, умельцы научились восстанавливать вариаторы, но после сложного и дорогостоящего ремонта служат эти механизмы не очень долго. Средний срок жизни вариатора CVT – около 150 000 км, иногда они доходят без проблем до 250 000 км, но больше служат очень редко.
Какую коробку выбрать для разных условий эксплуатации?
Выбор коробки передач достаточно важен для длительной эксплуатации машины. Но давать конкретные рекомендации довольно сложно. Кто-то привык контролировать все нюансы работы авто самостоятельно и хочет только автомобиль с механической коробкой, а для кого-то важен исключительно комфорт.
Но есть некоторые рекомендации, которые помогут вам проще и дольше эксплуатировать коробку передач без поломок:
- Не стоит покупать авто с механической коробкой, если ваши поездки сосредоточены на городских улицах. Вы явно не будете в восторге при простое в пробках и тянучках, да и каждая остановка на светофоре будет вас раздражать.
- Автомобили с традиционными автоматами стоит покупать в том случае, если вы чаще всего ездите по трассе. В городских режимах эти авто будут потреблять слишком много топлива.
- Вариатор же наоборот плохо подходит для трассы. При постоянном движении с одной скоростью вариатор перегревается, а вероятность выхода из строя ремней значительно повышается.
- Роботы и вариаторы стоит покупать в том случае, если вы выбираете новый автомобиль. На подержанных авто с вероятностью скрученного пробега такие коробки могут выйти из строя в любой момент и стать причиной больших расходов.
Впрочем, все рекомендации сугубо индивидуальные. Если человек хорошо ухаживает за своим автомобилем, производит все сервисные процедуры согласно рекомендациям, он сможет долго эксплуатировать любую коробку в любых условиях. Но если вы хотите максимально практичную, долговечную, простую в ремонте коробку, то альтернативой механике все равно может быть только гидротрансформатор.
Какой ресурс у разных видов коробок передач?
- Механическая КПП – до 500 000 км и даже больше при своевременной замене масла.
- Гидротрансформатор – от 200 000 до 350 000 км, редко автоматы могут проходить больше без ремонта.
- Роботизированная КПП – от 100 000 до 200 000 км в зависимости от конструкции, иногда и до 350 000 км (с мокрым сцеплением и удачной конструкцией).
- Вариатор CVT – от 100 000 до 200 000 км. Срок службы зависит от правильности эксплуатации, обслуживания и производителя коробки.
Часто задаваемые вопросы
Какая автоматическая коробка передач проще в управлении?
Простота управления автоматической коробкой никак не зависит от типа КПП. Все автоматы управляются примерно одинаково, так что выбор должен быть основан на других факторах, указанных выше в данной статье.
Сколько стоит ремонт разных видов автоматов?
Ответить на этот вопрос сложно. Стандартный полноценный ремонт гидротрансформатора будет стоить не меньше 40-50 тысяч рублей. Но окончательная стоимость ремонта будет зависеть от типа поломки, бренда вашей коробки, а также от выбранного сервиса.
Насколько выше расход у АКПП чем у МКПП?
Расход может быть даже ниже на автомате, если вы используете авто с роботизированной коробкой. Машина с АКПП гидротрансформатором в городском цикле расходует от 10% до 30% больше топлива, чем такое же авто с механической коробкой передач.
Можно ли купить контрактную автоматическую коробку при поломке?
Иногда такое решение будет дешевле ремонта, но никто не может дать вам гарантию качества коробки передач, которая снята с другого автомобиля. Проверить же узел практически невозможно.
Когда нужно менять масло в разных типах АКПП?
Масло в любых типах коробок нужно менять в промежутке от 60 000 км до 90 000 км пробега. Вариаторы лучше обслуживать чаще, так как чистота масла в них напрямую влияет на долговечность.