Вопрос контроля участников дорожного движения - приоритетный для МВД Российской Федерации. Это видно по многим факторам, включая многочисленные обсуждения вопросов камер на дорогах. Полиция постоянно меняет технологии, устанавливает новые камеры. Печально известная «Стрелка» уже не является самым грозным врагом автомобилистов России. Проблема в том, что прогресс дошел до критической точки, когда МВД уже начали вмешиваться в техническую конструкцию и комплектацию автомобиля. Уже с 2013 года обсуждается вопрос некого чипования всех автомобилей. В разных контекстах этот вопрос появлялся на заседаниях профильных комиссий, встречах министров разных ведомств. Пока не совсем понятно, каким образом подобная инициатива будет реализована, но уже сегодня вполне понятно, что подобная система будет вводиться уже очень скоро. Принято соответствующее постановление правительства, что заставляет нас серьезно призадуматься над этим вопросом.
Пока это все находится на стадии проекта, но уже сегодня первая информация доступна для общественности. Как минимум, мы точно знаем, что чипование государственных регистрационных знаков уже разрабатывается. Осталось определить, в каком порядке будет проводиться такая процедура. Все это покрывается благими намерениями в виде более четкой фиксации нарушения и отслеживания автомобилей после угона посредством системы камер. Но специалисты опасаются, что возможны и другие, не самые приятные последствия подобного нововведения. Остается много вопросов по поводу процедуры оснащения автомобильных номеров чипами, но это однозначно придется делать абсолютно всем автомобилистам, которые пользуются своими авто на территории Российской Федерации. Противников этой идеи гораздо больше, чем приверженцев, и это совершенно объяснимо.
Изначальные цели - что говорят в правительстве?
Представители властей пока слабо комментируют подобную новинку, которая затронет совершенно всех жителей России, владеющих собственным автомобилем. На вопросы журналистов профильных изданий ведомства отписываются стандартными фразами о том, что вопрос должен пройти процедуру согласования и получить необходимые разрешения, прежде чем доносить информацию о таком решении до общественности. Сегодня удалось получить только следующие официальные данные:
- Чипованию быть. Уже принят ряд внутренних документов и постановлений в Министерстве внутренних дел, а также направлены запросы во все участвующие в процессе ведомства.
- Начата подготовка специального оборудования, которое будет фиксировать не только государственные номерные знаки авто, но и считывать информацию с чипов, установленных на табличках.
- Технология RFID будет применяться для такого контроля, и это открывает огромные возможности для МВД в виде тотального поголовного контроля на дороге, и это вызывает вопросы у водителей.
- Значительно увеличится число комплексов автоматической фиксации нарушений, так как они станут более компактными и недорогими, их установка не будет сложной для представителей МВД.
- Большая часть информации будет обрабатывать автоматически, так что нагрузка на ведомства полиции значительно снизится, также можно говорить о повышении уровня честности системы фиксации нарушений ПДД.
Активно говорят также о таком преимуществе, как возможность поиска угнанного автомобиля сразу же после заявления владельца. Найдена машина будет за несколько минут просто путем введения в систему данных RFID-датчика с индивидуальным кодом. Обширная система устройств фиксации позволит значительно снизить аварийность на дорогах, предотвратить нарушение основных правил, которые приводят к высочайшей смертности на дорогах России. Все это вселяет определенный позитив для тех водителей, которые не нарушают правила. Но стоит рассмотреть и другую сторону.
Тотальный контроль - негативные стороны процесса
Как известно, тотальный контроль граждан уже стал приоритетным процессом для большинства развитых стран. Если посмотреть на количество камер и различных электронных устройств в США или Западной Европе, то Россия окажется одной из самых свободных стран. Тем не менее, движение по этому пути заставляет многих задуматься о неприятных процессах в обществе. Тотальный контроль автомобилистов создает несколько реально негативных факторов:
- постоянная психологическая нагрузка, просто от осознания того, что за вами следят, тем более, для нашего менталитета сама мысль об этом неприемлема и вызывает определенный стресс;
- учитывая православную принадлежность большинства граждан России, такая новинка входит в разрыв с религиозными ценностями, в которых такое ограничение свободы действий недопустимо;
- придется платить штрафы даже за малейшее нарушение, что оказывается реальной проблемой для автомобилиста, мы допускаем мелкие огрехи и отступления от правил, к чему очень привыкли;
- доверие к МВД довольно слабое, рейтинг данного государственного ведомства среди большинства россиян крайне низок, и никто не хочет предоставлять полиции столь много информации о себе;
- слежение будет применяться в тех случаях, когда объект слежки об этом знать не будет, и это входит в определенное противостояние с базовыми законными правами человека в нашей стране.
Такими действиями полиция в России ограничивает свободу передвижения и всецелую свободу каждого гражданина. Мы активно противостоим поголовной чипизации населения, которая активно пропагандируется на Западе, но при этом принимаем на законодательном уровне решение чипировать все автомобили. Довольно странные стандарты поведения властей, но к подобным поступкам россияне уже привыкли. Придется смириться с любым решением, которое будет принято в этой сфере.
Мировой опыт чипизации - чем все заканчивается?
Пока подобной мировой практике нет. В США внедряли электронные номерные знаки. Это некие RFID-метки, которые клеились на стекла автомобиля. Но подобная инициатива не была обязательной для каждого водителя. Предоставляли определенные преимущества для владельцев авто, которые подобные метки устанавливали. Но сегодня программа свернулась, контролируют машины с помощью стандартных табличек, никаких дополнительных блоков нет.
Также известно о подобных ситуациях в других странах:
- некоторые автомобили в Мексике обладают номерами с чипами, это около 3% от всего автопарка страны, но системы распознавания чипов есть разве что в столице, их количество минимальное;
- в других странах Латинской Америки также пытались вводить чипирование всех автомобилей, но все завершилось на стадии внедрения дорогой системы фиксации на территории всей страны;
- в Китае была инициатива установки электронных чипов на номерные таблички на транспорте, сегодня она заморожена, так как у правительства нет средств на инвестиции в данную сферу;
- в Индии обсуждали подобную инициативу и даже начали подготовку к внедрению системы, но денег на реализацию так и не нашли, систему решили отложить до неизвестных времен;
- больше в мире подобных инициатив не было, по крайней мере, СМИ не знают известных случаев внедрения подобной умной системы фиксации нарушения и отслеживания транспортных средств.
Мировая практика вселяет определенный оптимизм. Противники данной системы фиксации вздыхают с облегчением, когда понимают, что ни одна страна в мире так и не довела подобный процесс до реального завершения. Возможно, Россия также споткнется о какие-либо камни преткновения и решит оставить данную идею из-за чрезмерных объемов инвестиций. Но пока правительство нацелено серьезно на реализацию подобной идеи, не жалея сил и денег на подготовительном этапе.
Какие еще методы слежения использует РФ?
Одним из спорных моментов в вопросе внедрения RFID-меток для номеров стало использование технологии ЭРА-Глонасс в России. Это специальные спутниковые блоки с индивидуальными кодами, которые устанавливаются на все новые автомобили и весь коммерческий транспорт в нашей стране. Через 5-7 лет абсолютно все автомобили будут оснащены системой ГЛОНАСС с доступом МВД к слежению за каждым транспортным средством. Возникает ряд вопросов, на которые никто не дает должный ответ:
- Зачем тратить деньги на внедрение неких RFID-меток и специальной всероссийской системы фиксации нарушений? И сегодня МВД может следить за каждым авто, в котором установлена ЭРА-Глонасс.
- Фиксация скорости, запись информации о транспорте до момента ДТП, регистрация важных данных о поездке, получение доступа к неким системам транспорта удаленно - все это делает Глонасс.
- Отследить любое авто с установленным блоком на территории РФ и даже на территории всего материка МВД может. Зачем необходима дополнительная система с огромными инвестициями?
- Внедрение Глонасс распланировано не несколько лет вперед, на него страна тратит миллиарды, еще больше миллиардов будет потрачено на RFID-метки для номеров. Имеет ли это практическую пользу для граждан?
- Возможно проще дооснастить уже существующие и новые блоки ЭРА-Глонасс дополнительными модулями и функциями? Это сэкономило бы огромные средства и не вывело бы из себя массу автовладельцев.
Можно продолжать задавать подобные вопросы, но правительство не всегда действует логично. Вполне возможно, что разговоры о внедрении системы электронных меток для автономеров в России продолжатся и дальше. Уже 4 года власти поднимают эту непопулярную тему, но закрывают ее на стадии планирования внедрения нового оборудования. Подобные соображения сейчас являются основной темой для разговоров в кругах автомобильных журналистов.
Предлагаем посмотреть видео по теме функциональности ГЛОНАСС в вашем авто:
Подводим итоги
Существуют десятки способов контроля нарушений на дорогах. Одна из самых эффективных возможностей для каждой страны - спутниковое отслеживание. ЭРА-Глонасс уже внедряется в России, получает миллиардные инвестиции из бюджета. Тем не менее, правительство принимает решение использовать чипирование всех авто в стране и дополнительную разработку системы фиксации с помощью RFID-меток. Это довольно странное решение, которое пока не понятно для большинства специалистов и людей, заинтересованных в данном вопросе. Тем не менее, сделать что-то с этим решением мы абсолютно не в силах.
Осталось только подождать более подробной информации о внедрении системы контроля по чипам. Скорее всего, вопрос затянется, так как на его реализацию потребуются миллиарды рублей. Учитывая снижение доходов бюджета в последние годы, выделить такие средства на экспериментальную систему будет неразумным решением. Тем более, во время наличия в государстве гораздо более важных и насущных проблем. В автомобильном обществе данную новость воспринимают крайне негативно, но пока переживать не стоит. Как показывает мировая практика, страны проваливают внедрение такой сложной системы и не доводят ее до логического завершения.