Многие автомобилисты приходят в ужас, когда слышат, что их модель транспорта отзывают. Отзыв автомобиля в нашем понимании часто выглядит так, будто все авто данной модели становятся вне закона, на постах ГИБДД их останавливают, насильно отбирают, грузят на корабль и отправляют производителю. Там компания ремонтирует автомобили и высылает их обратно. Если бы процедура отзыва действительно выглядела именно так, ни один производитель не пошел бы на этот невероятно дорогостоящий и ужасно неудобный для всех процесс. На самом деле, отзыв выглядит несколько иначе и не является столь масштабным и удивительно дорогим событием. Для владельца автомобилей также нет никаких обязательств - вы вправе не отдавать вашу машину, сославшись на вполне нормальную работу узла, который стал причиной отзыва вашей модели машин.
Возникает множество вопросов, связанных с отзывом транспортных средств. Что же это за процедура, почему она проводится, как получить выгоды от ее использования, а также какие были наиболее масштабные отзывы в истории. Все эти вопросы довольно сложны, неоднозначны и для многих автомобилистов имеют довольно большое значение. Сегодня мы рассмотрим, что же лучше всего делать, если ваш автомобиль отозвали. Также вы рассудим, какие именно вопросы вам следует поднимать у дилера, если ваше авто стало предметом отзыва. Общение с российскими дилерами производителей автомобилей имеет множество особенностей. Известны случаи, когда в России компании меняли отзывные элементы автомобилям, но при этом брали определенную плату за свою работу с владельцев машин. Это недопустимо, так как в данном случае все финансовые затраты берет на себя производитель.
Процедура отзыва автомобиля - главные особенности процесса
Многие производители сегодня прибегают к возможности отзыва машин по различным причинам. Это могут быть неисправности двигателя, а также проблемы периферийной системы, плохая работа опций безопасности и уверенности поездки. Различные задачи заставляют компании тратить огромные деньги на отзыв. Начинается все с того, что корпорация выявляется определенную частую неполадку в машине - детскую болезнь. Делается это с помощью отчетов дилеров, которые проводят официальное обслуживание. После ремонта или замены одного из узлов компания направляет производителю уведомление с отчетом, а если таких отчетов становится слишком много, производитель вынужден реагировать. Далее процесс будет следующий:
- производитель на уровне своих пресс-служб объявляет о том, что автомобиль конкретной марки и годов выпуска с определенной мощностью двигателя будет отозван;
- компания в своем обращении описывает причины, по которым состоится отзыв машин, а также поясняет процедуру возврата работоспособности транспортного средства;
- после этого автомобильный производитель делает все возможное, чтобы лично уведомить каждого владельца в том, что его машина подлежит ремонтным работам за счет компании и будет восстановлена в соответствии с найденными неполадками в других авто;
- владелец автомобиля имеет право выбросить уведомление в мусорное ведро и не ехать на СТО, но может также поехать к дилеру и потребовать бесплатного ремонта;
- дилер выполняет все восстановительные работы, меняет злополучную деталь совершенно бесплатно, а затем отчитывается производителю о выполненной работе со всеми авто.
Такие непростые процедуры проводятся достаточно быстро. Отзыв автомобилей в США сегодня занимает порядка двух-трех недель. За это время дилеры успевают обслужить всех владельцев транспортных средств, которые решили поменять слабую деталь в конструкции машины. Мы часто слышим цифры, которые говорят об отзыве сотен тысяч автомобилей. На самом деле, эти цифры значительно преувеличены. Если в Европе на ремонт по причине отзыва автомобилей производителем приезжает порядка 65% владельцев, то в России такой ремонт проводится зачастую для 15-20% обладателей определенной марки и модели авто. Это значит, что производитель серьезно экономит на проведении ремонтных работ, а в отчетах и в прессе указывает совсем другие данные.
Зачем вообще нужен отзыв автомобилей?
Как уже говорилось выше, если бы отзыв был сложным и дорогим занятием, ни один бренд не производил бы его за свои деньги. Но это один из способов значительно поднять популярность и узнаваемость компании, засветиться в новостных блоках телеканалов, а также множества специализированных сайтов. Учитывая тот факт, что компания, объявившая отзыв машин, бесплатно отремонтирует только часть представленного транспорта, этот процесс оказывается очень выгодным. Реклама во всех источниках стоила бы компании намного дороже. Есть еще ряд причин, по которым производители не допускают эксплуатации откровенно плохих автомобилей на дорогах мира:
- если после аварии или другого неприятного происшествия водитель выяснит, что неполадка в его авто была общей для всех моделей, от суда компании не уйти;
- корпорации пекутся о своем имидже и делают все, чтобы защитить имя бренда, именно отзыв автомобилей помогает повысить узнаваемость и уважение к компании;
- нередко в процессе отзыва автомобилей проводится только незначительный ремонт, который даже не требует установки новых узлов и блоков - это идеальный исход;
- производитель оберегает себя от значительного количества критики в будущем, когда неполадка получит огромное количество подтверждений и будет портить имидж;
- нередко, особенно в развитых странах, отзыв машин очень положительно влияет на динамику продаж, правда, в России этого пока не наблюдается.
Если вы заметили, то отзывы в большей степени производятся в США или Германии, а также в Японии. Это основные рынки автомобилей для всех производителей, которые могут похвастать огромными запасами прочности и популярности. В России отзыв машин - крайне редкое дело, но и здесь иногда проводят такие процессы. Это еще раз подчеркивает тот факт, что отзыв машин проводится только в том случае, если в этом есть определенные выгоды производителя. В истории России нет ни одного выигранного иска о том, что авария произошла по причине заводских неисправностей, которые были известны производителю. Так что здесь отзывы делать пока невыгодно.
Самые крупные истории в автомобильном мире, связанные с отзывами
Если вы помните BMW десятилетней давности, то обязательно всплывает в уме ассоциация - рулевая рейка. Действительно, рейки на автомобилях баварской корпорации в то время были ужасные, владельцы меняли их по несколько штук за сотню тысяч эксплуатации автомобиля, а после истечения гарантии продавали в ужасе, что этот марафон замен продолжится. Это была очень большая ошибка баварской корпорации, которая стоила ей имиджа и очень многих продаж. Отзыв тогда не был сделан, и сегодня маркетологи кусают локти в этом вопросе. Самые крупные отзывы последних лет следующие:
- корпорация Toyota в 2009 году отозвала все выпущенные ранее автомобили Prius из-за помпы системы охлаждения, которая ломалась практически у каждого владельца;
- не так давно американское агентство надзора за безопасностью автомобилей заставило 24 бренда отозвать 36 миллионов автомобилей из-за неисправности подушек безопасности;
- в нынешнем десятилетии еще 30 миллионов автомобилей отзывала компания General Motors из-за неисправности ключа зажигания, который на ямках просто глушил мотор;
- совсем недавно компания Volkswagen была вынуждена отозвать и выкупить у владельцев в США все авто с 2-литровым дизельным агрегатом из-за завышенных выбросов CO2;
- компания Ford в Америке также является известным отзывателем машин, компания уже 1981 году отправила на бесплатный ремонт 21 миллион выпущенных автомобилей;
- в России практика отзывов пока очень бедная, не так давно УАЗ отправил на принудительный ремонт 5 тысяч машин из-за неисправности тормозной системы.
Причиной отзывов зачастую становятся судебные иски. Особенно важно для корпораций, если люди погибают, в таком случае риск потери имиджа слишком высок. В большинстве случаев компания готова вложить любые деньги, чтобы замять скандалы. Но все прекрасно понимают, что отзывы автомобилей - это пыль в глаза покупателей. Скорее всего, целью компании является создание образа активной деятельности и переживания за своих покупателей. Таким образом, компания пытается показать, что ее машины покупать можно, так как она заботиться о каждом клиенте даже после продажи транспортного средства. Так что обращать особое внимание на отзывы не следует. Достаточно просто выбрать надежный и качественный транспорт для личной эксплуатации. Предлагаем посмотреть новостной выпуск по отзывам автомобилей Volkswagen в связи с недавним скандалом:
Подводим итоги
Существует множество причин, по которым производители могут выполнить отзыв автомобилей по всему миру или в конкретной стране. Это может произойти по воле бренда, который не хочет терять покупателей из-за ухудшения имиджа, а также по воле проверяющей организации, которых пока вообще нет в России. Если ваш автомобиль отозвали, есть смысл съездит на официальную станцию обслуживания и выполнить ремонтные работы. Это не будет стоить вам ни копейки, но определенные выгоды вы сможете получить. Вместо потенциально неисправной детали вам установят заведомо рабочий элемент.
Интересно, что к отзывам российские владельцы автомобилей относятся достаточно спокойно, не понимая самой сути этого процесса. Вашу машину никуда не будут забирать или увозить. Все работы проводятся непосредственно на станции технического обслуживания дилера. Вам выполнят все фактически также, как при гарантийном ремонте и в течение очень короткого промежутка времени отдадут автомобиль. Поэтому стоит воспользоваться возможностью бесплатно поменять один из узлов вашего авто на новый. Тем более, если старая деталь может оказаться ущербной. А вы когда-нибудь ремонтировали авто по программе отзыва машин производителем?