Что делать, если машина не заводится? Самостоятельная диагностика и ремонт

Неисправности автомобиля очень часто застают владельца врасплох. Выходите вы ранним зимним утром, радуетесь теплым лучам февральского солнца, но радость быстро проходит, когда после поворота ключа в замке зажигания (или после нажатия кнопки запуска двигателя) ваша машина стоит, как ни в чем не бывало, и кажется даже не собирается заводиться. В чем может быть проблема?

Сегодня мы расскажем вам, на что стоит посмотреть, что нужно проверить в такой ситуации. Зачастую владелец автомобиля с базовыми знаниями технической конструкции авто под капотом сможет проверить большинство причин, по которым машина не заводится, своими руками в течение 2-3 минут.

Итак, сегодня мы поговорим о таких причинах:

  • проблемы с зарядкой аккумулятора;
  • неполадки стартера, а также его реле;
  • оборванная проводка;
  • топливная аппаратура;
  • свечи, катушки и прочее электрооборудование;
  • замок зажигания;
  • неполадки двигателя.

Начнем с самого простого.

Сел аккумулятор – как проверить?

Обычно такая неприятность случается в зимнее время. Также проблема может произойти по причине включенного электрооборудования. К примеру, вы оставили подогрев сидений или музыку в автомобиле включенными на ночь. Аккумулятор какое-то время поработает, но затем начнет садиться и в лучшем случае просто умрет. А в худшем может даже загореться. Но не будем о плохом.

Итак, севший аккумулятор можно выявить по нескольким основным показателям. Во-первых, двигатель попробует несколько раз провернуться, когда вы впервые начнете его заводить. В момент попытки завести мотор все лампочки на приборной панели будут тухнуть, так как на бортовую сеть будет огромная нагрузка от попытки провернуть стартер.

Самый простой способ уладить ситуацию – это подзарядка аккумулятора. Если такая неприятность настигла вас далеко от дома, найдите владельца другого автомобиля, который согласится вам помочь. Вам понадобятся провода для «прикуривания» автомобиля, они есть в комплекте обязательного оборудования у многих автовладельцев.

Процедура очень простая:

  • подключите один из проводов к плюсовой клемме аккумулятора рабочего авто, второй конец присоедините к плюсовой клемме АКБ вашего авто;
  • затем второй провод присоедините к минусовой клемме рабочего автомобиля, попросите владельца завести его машину, чтобы не посадить АКБ;
  • далее второй конец провода присоедините к минусовой клемме вашего аккумулятора;
  • дайте АКБ немного взять зарядку – до 5 минут будет достаточно, – а затем пробуйте запускать ваш автомобиль;
  • если машина завелась, то проблема была именно с аккумулятором – можно отсоединять провода в той же последовательности, в которой вы их присоединяли;
  • не глушите автомобиль в течение получаса – можете ехать на нем или просто оставить двигатель включенным, чтобы подзарядить аккумулятор.

Также потребуется поставить аккумулятор на нормальную зарядку, как только у вас появится такая возможность. Это поможет вам вернуть батарею к жизни и не потерять много денег на обновлении оборудования. Впрочем, после глубокой разрядки некоторые АКБ перестают работать и нуждаются в замене. Если ваш аккумулятор уже начал показывать признаки неполадок, лучше зарядить или заменить его сразу, чтобы не попасть в неприятную ситуацию на дороге.

Стартер и реле стартера

Наиболее часто в случае проблем со стартером вы будете слышать щелчок под капотом в момент попытки запуска двигателя. Либо автомобиль может вообще никак не реагировать на попытку завести двигатель. В этом случае потребуется ремонт стартера или замена его реле. Втягивающее реле или непосредственно управляющая электроника часто выходят из строя на бюджетных машинах. Сам же стартер служит обычно долго, но при поломке его проще заменить.

Если вы не можете завести машину, а вам нужно срочно ехать, можно взять небольшой молоток и аккуратно постучать по корпусу стартера и втягивающего реле. Есть вероятность, что это окончательно убьет данный элемент, но также есть возможность сдвинуть заклинившие элементы с места и завести автомобиль.

Если стартер вышел из строя, можно завести машину «с толкача». Для этого выполните простые действия:

  • найдите одного-двух человек, которые согласятся помочь вам и подтолкнут машину;
  • садитесь за руль автомобиля, включите зажигание, снимите авто с ручника;
  • поставьте авто на вторую передачу (завести с толкача можно только авто на механике);
  • когда ваши помощники разгонят авто до скорости в 8-10 км/ч (быстрый шаг), аккуратно отпускайте сцепление до момента, пока двигатель провернется и заведется;
  • затем быстро выжимайте сцепление и подгазуйте, чтобы мотор начал нормально работать;
  • поставьте авто на ручник, выйдите из машины и поблагодарите людей, которые вам помогли.

Вот такая простая инструкция поможет вам доехать до СТО, если у вас сломался стартер. Впрочем, инструкция работает только для машин с механической коробкой передач. Владельцам автомобилей с автоматами придется вызывать эвакуатор и ехать на станцию обслуживания.

Проводка, свечи, катушки и прочая электрика

Также машина может не запускаться в том случае, если у автомобиля случились проблемы с электрической частью. К примеру, может быть оборван провод от аккумулятора к стартеру. Также проблемы могут возникать в блоке предохранителей и реле. К примеру, реле зажигания может выйти из строя и не отправлять нужные сигналы на «мозги» автомобиля.

Проверить эти нюансы сложно. Но вы можете визуально осмотреть целостность проводов под капотом, состояние нужных реле. Впрочем, неисправности по электрической части лучше доверить исследовать профессионалу.

Еще одна распространенная проблема плохого запуска авто – это неисправные свечи и катушки. В этом случае мотор будет вращаться, но не будет заводиться. Свечи может просто залить, так часто случается на морозе на некоторых автомобилях. Но чаще всего речь идет именно о выходе из строя свечей или катушек. Проверить их можно на СТО.

Проблемы с топливной аппаратурой

Конечно же, отсутствие нормального запуска авто должно натолкнуть вас на мысли о проблемах с топливом. Если двигатель вращается, но не заводится, именно на это стоит обратить внимание в первую очередь. Топливная система состоит из насоса, топливопровода и форсунок. Все эти элементы довольно часто могут показывать проблемы. Единственная надежная часть – это топливопровод. Если ничего не слетело и не сломалось, то топливные трубки будут десятилетиями выполнять свою работу.

Топливный насос часто может демонстрировать неполадки, а показывает он это такими особенностями:

  • в момент поворота ключа в положение «зажигание включено» не слышна работа насоса в баке;
  • мотор может запускаться на короткое время, но затем снова глохнет, а потом и вовсе прекращается заводиться;
  • проблемы могли проявляться и раньше нестабильной работой двигателя, регулярными остановками его работы;
  • если проблема ситуативная, ее можно словить, измерив давление на рампе форсунок;
  • также насос можно проверить, вынув его из бака и подключив напрямую к аккумулятору проводами для проверки работы.

Топливные форсунки и прочие элементы подачи топлива в двигатель могут забиваться и выходить из строя по разным причинам. Если мотор не запускается, а перед этим он работал нестабильно, дергался, глох на холостом ходу, стоит внимательнее исследовать работу топливных форсунок. Иначе вас может ожидать много неприятностей в дальнейшей эксплуатации.

Проблемы с замком зажигания

Довольно часто владельцы автомобилей сталкиваются с проблемой, когда их машина не заводится и вообще не подает никаких признаков жизни. Проблема бывает связана с замком зажигания. И вот после длительной самостоятельной проверки всего на свете владелец машины задумывается о том, что неприятность может быть связана именно с замком. Как же его проверить?

Вы можете замкнуть контакты стартера и посмотреть, вращается ли двигатель в таком режиме. Если вращение происходит, проблема явно связана либо с самим замком зажигания, либо с реле, которое с ним связано. Проверить реле можно в домашних условиях разве что заменой на аналогичное. Да и замок проверить крайне сложно.

Будет проще и быстрее обратиться к автомобильному электрику. Некоторые специалисты даже на выезде смогут продиагностировать данный узел и выполнить замену, если необходимо. При замене замка зажигания следует либо оставить личинку старого замка, чтобы не менять ключ, либо заменить все личинки в дверях и крышке багажника автомобиля, чтобы сохранить один ключ для всех замков.

Проблемы с двигателем – что может вызвать неприятности?

Мы разобрали практически все мелкие неприятности, по которым автомобиль может не заводиться. Теперь время перейти к плохим новостям. Когда мотор вдруг перестал запускаться, нужно также быть готовым к серьезным неприятностям. К примеру, мотор автомобиля не заведется в том случае, если в нем отсутствует нужная компрессия. Проверять это довольно сложно, а устранить без вмешательства мастера проблему не удастся совершенно точно.

Плохой запуск или вообще отсутствие запуска могут быть следствием таких неприятностей с двигателем:

  • перескок цепи ГРМ или разрыв ремня ГРМ – из-за этого механизмы не вращаются в нужной последовательности, нарушена герметичность камер мотора, что делает невозможным запуск двигателя;
  • согнут или пропален клапан – в таком случае воздух не будет накапливаться в нужном количестве, из-за чего компрессия в одном из цилиндров будет низкая, впрочем, двигатель все равно должен заводиться, он будет троить;
  • трещина в ГБЦ или в блоке – в этом случае компрессии может не быть во всем агрегате, поэтому запуск мотора будет невозможен, устранить проблему поможет замена треснувшей детали;
  • полностью изношенные кольца на поршнях – это происходит постепенно, но в какой-то момент компрессионные кольца перестанут выполнять свою работу, и это приведет к тому, что мотор не будет запускаться;
  • пробита прокладка ГБЦ, что может вызвать проблемы с компрессией, а также трудности с проходом технических жидкостей в нужных системах циркуляции, и это может быть большой проблемой;
  • клин двигателя – если мотор заклинил, он не сможет запуститься, вы можете сколько угодно пытаться сделать это стартером или «с толкача», но все это будет бесполезным в сломанном двигателе;
  • мотор полностью вышел из строя, разрушены его основные рабочие части или блоки – в этом случае запускать двигатель можно будет после его полной замены или полноценного капитального ремонта.

Как правило, это исчерпывающий список причин, по которым двигатель не запускается. Впрочем, на разных агрегатах могут быть и прочие неприятности со специфическими системами фазорегулирования, а также настройки клапанов. Нужно обратиться к мастеру, который проведет диагностику мотора и выполнит его ремонт. Это поможет вам вернуть двигатель к жизни и продолжить его эксплуатацию.

Выводы – что делать, если мотор не запускается?

Первым делом, вам стоит проверить все, что вы можете проверить своими руками. Это займет у вас пару десятков минут, но, возможно, позволит не платить тысячи рублей за эвакуатор и за диагностику на станции обслуживания. Если же неполадку не удается найти самостоятельно, единственным выходом остается транспортировать машину в ближайший сервис. Вы можете вызвать эвакуатор или воспользоваться услугами другого автомобиля, который отбуксирует ваше авто на СТО.

Также можно попробовать запустить двигатель с толкача или посредством «прикуривания» от аккумулятора рабочего авто. Все это позволит вам не тратить деньги на услуги сервиса. Но если и такой выход не пройдет, придется обратиться к специалистам и обследовать автомобиль полностью. Самые простые возможные проблемы – это поломки в электрической или в топливной части. А самые неприятные – это неполадки двигателя.


Понравился этот контент? Подпишитесь на обновления!
 
Социальные комментарии Cackle