Ford уходит с российского рынка? Причины и последствия

Современный автомобильный рынок оказывается довольно жестоким по отношению к некоторым производителям. Компаниям приходится инвестировать миллионы и миллиарды долларов в развитие производства, а затем покидать бесперспективные рынки. В России вести бизнес в сфере производства и продажи автомобилей всегда было непросто, так как у нашего человека есть культ машины, мы не покупаем авто просто в качестве средства передвижения. Вот и Ford столкнулся с этой непростой русской чертой, с которой уже ничего не может сделать. Компания с прошлого года прошла все сложные пути получения налоговых льгот, но в этом году приняла решение просто уйти с российского рынка. Как сегодня говорят представители Форд-Соллерс, официально в России останется только Ford Transit в коммерческом исполнении, который на самом деле неплохо продается среди предприятий. В остальном Ford перестал видеть перспективы на российском рынке.

Поначалу эта новость может опечалить, но затем пытаешься вспомнить, когда в последний раз видел на дороге именно новый Форд последнего поколения. Эти автомобили были очень популярны несколько лет назад, когда Фиеста конкурировала с самым популярным классом, а Фокус и вовсе был наиболее продаваемой моделью на всем континенте. Сегодня же более или менее нормально продаются только Эксплорер и Куга, которые относятся к одному из наиболее интересных классов с повышенной проходимостью. В остальном модельный ряд практически полностью простаивает в салонах и продается только со скидками перед завозом новой партии. Так что в решении Ford покинуть страну есть определенная логика, продиктованная бизнесом. Тем более, в Европе у концерна неплохо идут дела, и уход из России высвободит для компании немало денег для дальнейшего развития на перспективных рынках. Сегодня мы рассмотрим несколько основных причин ухода Ford с России.

Даунсайзинг и электрификация - перспективно ли?

В России очень настороженно относятся к маленьким двигателям, но именно этой тропой пошел Форд в своей модельной линейке. Эксплорер пока сохраняет свои возможности, а вот Фокус и Фиеста продаются уже с двигателями по 1 литру и даже меньше. Такой даунсайзинг явно не будет приятен для России, а предлагать какие-либо отдельные версии концерн уже не хочет - нет того объема рынка, который окупил бы разработки.

Важные причины отказа от рынка РФ такие:

  • до 2020 года компания презентует несколько электромобилей, которые заменят в модельной линейке стандартные машины с ДВС, сегодня это недопустимо для России и потребностей покупателей;
  • инфраструктура электромобильного рынка в России не растет, и продавать здесь машины на электротяге будет очень сложно, так что компания не хочет стать главным инвестором в строительство заправочных сетей;
  • цена автомобилей сильно возрастет, и рост заметен уже сегодня, так как нужны новые технологии для соответствия экологическим классам, но в РФ покупать дорогие машины не будут еще долго;
  • сам принцип строительства автомобилей Ford уже несколько лет не соответствует ожиданиям и стремлениям российского покупателя, и это также вынуждает компанию уйти с рынка.

Принципы и перспективы развития корпорации сегодня уходят в уменьшение объема бензиновых и дизельных агрегатов, установку все более мощных турбин, а в дальнейшем и вовсе переход на гибриды и электромобили, которые в РФ пока не пользуются популярностью. Так что явная нацеленность на рынке США и Европы просто убивает спрос в России. Это хорошо продемонстрировано графиков продаж автомобилей за последние годы.

Падение спроса - еще один важный момент

Конечно, автопроизводство остается в первую очередь бизнесом, поэтому компании хотят зарабатывать деньги. В 2000 году компания начала собирать Фокус для России на заводах в РФ, и с того момента Ford только наращивал производство и инвестировал деньги в российский рынок. Сегодня объем максимального выпуска авто на условиях крупноузловой сборки на трех основных предприятиях - 300 000 автомобилей в год.

Но есть несколько цифр, которые не радуют Форд:

  • продано в России в прошлом году чуть больше 50 000 автомобилей, и это заставляет компанию искусственно снижать эффективность построенных производственных площадок;
  • от государства поддержки практически нет, несмотря на то, что Ford инвестировал в сферу автомобилестроения в РФ более 150 000 000 долларов только в первые годы своего прихода на рынок;
  • сегодня значительно снизился спрос на Форды еще и из-за роста конкуренции, а выход на рынок Opel, которого все считают прямым конкурентом Ford, и вовсе может убить продажи компании;
  • цифры продаж самых перспективных машин концерна падают еще по многим причинам, поэтому продолжать развиваться на российском рынке с той самой стратегией у концерна не получится.

Вполне естественно и то, что компания стремится оптимизировать свои инвестиции. В России производители автомобилей поставлены в такие условия, что инвестировать приходится очень много и постоянно. К примеру, Toyota в течение следующего года собирается вложить в производство на территории РФ более 20 миллиардов рублей. Такие деньги Форд не готов вкладывать в угасающий бизнес, и это вполне понятно.

Цены и внутренняя политика компании Ford-Sollers

Казалось, Соллерс заинтересован в предоставлении определенных стратегий развития и в спасении совместного предприятия с Форд. Иначе огромному перспективному бизнесу придется очень туго, нужно будет быстро искать перспективы и возможности роста, новых партнеров и новые контракты, а вот госконтракты практически все сгорят. Но есть ряд внутренних факторов развития Ford, которые не дали Соллерс никаких шансов.

В частности, речь идет о таких особенностях:

  • повышение цен на автомобили Ford - это целая внутренняя политика компании, которая сегодня работает по всему миру, машины переводят на совершенно другой уровень и в другой класс;
  • максимизация модельной линейки - даже самый маленький Фиеста станет кроссовером и уже через несколько лет сможет соперничать с такими авто, как Hyundai Creta, к примеру, в классе паркетников;
  • электрификация модельного ряда - с 2020 до 2025 года все модели откажутся от бензиновых и дизельных двигателей вообще, и Россия у Форда в этом плане будет настоящей помехой;
  • аспект на кредитование при продаже машин, во многих странах Ford запускает фирменные кредитные программы и прочие интересные фишки, который в РФ или не будут работать, или невозможно реализовать.

Внутренняя политика компании ушла далеко от сегмента бюджетных автомобилей. В России же все достаточно сложно с покупкой более дорогих транспортных средств. Мы, к примеру, не поймем Фиесту за 20 000 долларов, даже если на супер классно обновилась, получила больше размеры, улучшила свои технические возможности и прочие свойства. Пики популярности Форд пришлись на выпуск дорестайлинговой версии второго Фокуса, которая была поистине дешевым автомобилем в специальной базовой комплектации для России.

Неоправданные инвестиции - проблема Ford во всем мире

Корпорация Форд предлагает потребителю такой себе среднестатистический во всем автомобиль, и это нравилось многим покупателям. Но инвестировать в производство в разных странах компания стремится максимально активно, не всегда оценивая свои риски. Так, Ford потерпел уже далеко не одно банкротство региональных производств за свою историю, и в России компания решила не доводить до краха бизнес Sollers.

Основные необдуманные инвестиции следующие:

  • в Татарстане с 2015 года собирают моторы 1.6, который остались только на рынке СНГ, но и эти движки придется скоро списывать из-за экологии, а деньги в завод вложены огромные;
  • многие детали могли бы быть локализованы и производится в России по низкой цене, но в большинстве случаев они попросту завозились из Европы и Америки, а заводы выполняли задачи сборочных конвейеров;
  • очень лояльная политика в отношении к сотрудникам и не слишком разборчивый найм людей в Форд-Соллерс привели к постоянной утечке денег на заработные платы и компенсации;
  • не слишком хорошая подготовленность компании к российскому рынку не дала нормально развиваться и зарабатывать деньги, а для бизнеса это является основой для принятия решений.

По этим причинам Ford покидает Россию, пробыв практически 20 лет на нашем рынке. Сегодня эта компания остается довольно популярной, но уходит, не дожидаясь своего краха и испорченного рейтинга. Вполне возможно, что дилеры, которые торгуют Фордами, еще будут продавать машины, завезенные из Европы. Но стоимость таких автомобилей точно не будет такой, как сегодня.

Будем ли мы скучать за Фордом?

В России отношение к данному автомобилю довольно неоднозначное. Машины покупают сравнительно неплохо, но не для объемов производства американской корпорации. Мы любим такие авто, как Ford Explorer, и по нему будем точно скучать. Также не хватать будет на рынке Ford Kuga, который в какие-то моменты регулировал и удерживал цены на рынке кроссоверов в своем классе.

Также не хватать нам будет следующих аспектов:

  • обновление Mondeo принесло бы России очень достойный автомобиль, это вполне презентабельный седан, который легко составил бы конкуренцию Passat и Camry, снизив цены на них;
  • Focus тоже явно останется в сердцах автолюбителей одним из лучших автомобилей C-класса, он гарантирует практичность и качество, предлагает очень достойные двигатели, отличный комфорт;
  • мы будем скучать по атмосферным двигателям, которые компания до последнего держала для российского рынка, и это отличные агрегаты, которые просто исчезнут после ухода Форд из России;
  • работники Соллерс, скорее всего, будут очень скучать по нормальной работе, так как компания уже объявила о плане выплаты хороших компенсаций и полноценном сокращении штата.

Вопрос остается один - должны ли вмешиваться власти в данный процесс? Для Ленинградской области потеря Форд станет потерей вселенского масштаба. Это тысячи рабочих мест с хорошей зарплатой, которые просто исчезнут и потянут экономику области на дно, снизят количество поступающих в бюджет налогов, создадут безработицу во Всеволожске. Остается надеяться, что Соллерс что-то придумает.

А пока предлагаем вам посмотреть обзор современного Ford Explorer и задуматься над его покупкой, пока не стало слишком поздно:

Подводим итоги

Современные автомобили Ford сложно назвать лидерами в своей сфере. Но и отстающими они никогда не были. В России популярность этого бренда в последние несколько лет падает, но это не говорит о совсем плохом положении вещей. Продавать 50 000 автомобилей в год не получается у многих крупных концернов. Но это падение заставило Форд перепрофилировать свои плане и не инвестировать в производство машин в России. Пока не совсем понятно, останутся ли дилеры на рынке, будут ли продавать эти автомобили вообще. Ford-Sollers заявляет о сохранении только одной модели - Ford Transit.

Ситуация не самая приятная, есть определенные нюансы с удержанием сотрудников, перепрофилированием и поиском новых контрактов. Скорее всего, Россия потеряет от ухода Ford, а столь же надежного и крупного инвестора попросту не найдет. Все представители рынка уже имеют свои взгляды на российские продажи и вряд ли будут увеличивать объемы инвестиций на миллиарды, просто чтобы компенсировать уход американской компании. Вот такие неутешительные новости для российского рынка принесла весна, и это, к сожалению, не первоапрельская шутка. А вы собирались в ближайшее время приобрести новый автомобиль Ford?

Понравился этот контент? Подпишитесь на обновления!
 
Социальные комментарии Cackle