Хорошая поездка на автомобиле возможна только в том случае, если колеса вашего авто в отличном состоянии. Неправильная балансировка, некачественная резина, плохой диск или другие неприятности приводят к тому, что автомобиль дребезжит на скорости, вибрирует на ровной дороге, появляется дребезг при торможении, ухудшается управляемость. Все это говорит о весьма серьезных проблемах именно с колесами. Иногда даже полностью исправные и хорошо отбаллансированные колеса могут стать причиной ужасных пыток, а не качественной поездки на машине. Особенно актуально это для тех случаев, когда владелец решает улучшить автомобиль, украсить его, поменяв заводские изделия на другие по параметрам. Но сегодня речь в статье пойдет не совсем об этом. Мы поговорим о разнице между штампованными и литыми дисками, которые являются самыми популярными решениями на сегодняшний день. Именно такие типы чаще всего установлены в заводских комплектациях.
На рынке также присутствуют кованые варианты, но их мы рассматривать не будем по нескольким причинам. Кованые диски практически такие же по характеристикам, как твердосплавные, имеют лишь несколько отличий, которые не столь значительны для российских условий эксплуатации. Сегодня мы обратим внимание именно на разницу между штампованными и литыми вариантами колес, и рассмотрим мы этот фактор исключительно с точки зрения российских реалий эксплуатации машины. Стоит помнить, что на европейских дорогах половина данных ниже рекомендаций вообще не будет иметь никакого значения. Существует также много мифов о тех или иных вариантах дисков, о которых мы также сегодня поговорим. Тем не менее, среди мифов есть и доля правды, к которой нужно прислушиваться при выборе конкретных колес для своего автомобиля. И это очень важный момент.
Штампованные диски не портят резину - это правда
Одна из главных проблем российских дорог - это большое количество неровностей. В последние годы на главных федеральных трассах дела обстоят получше, но в регионах и на местных дорогах все просто ужасно. Сохранить резину - миссия номер один для водителя в таких условиях. Новый скат будет стоить дорого, а эксплуатировать старый с выдутой грушей небезопасно. Так что важно помнить о преимуществах штамповок в этом случае - они сохраняют корд и боковую часть вашей резины целой.
В процессе наезда на большую яму происходит несколько вещей:
- штампованный диск принимает основную часть удара на себя и немного выгибается, а часто выгибается довольно сильно, это позволяет снять основную нагрузку непосредственно с резины;
- также диск деформируется именно в момент удара о яму, что позволяет создать дополнительный демпфер и дать резине больше пространства для сохранения своей жизнеспособности;
- при выгибании металла происходит удар резины о выпуклую округлую часть металлического края, это также способствует сохранению целостности боковой части покрышки;
- после удара можно с помощью большого молотка или другого подручного инструмента выровнять диск и получить возможность своим ходом добраться до ближайшего шиномонтажа;
- после прокатки на хорошем монтажном сервисе можно продолжить его эксплуатировать, пусть уже и не с идеальными качествами, но с вполне сносными для комфорта и безопасности.
Эти особенности становятся основным преимуществом штампованных дисков. При ударе о литой металл резина разрубывается или деформируется, боковина дает трещину, и колесо может попросту спускать. Все эти неприятности делают невозможной долгую эксплуатацию покрышек на красивых литых дисках. Да, они смотрятся хорошо, но в стрессовых дорожных ситуациях показывают себя намного хуже, чем вы можете себе представить. И это важный плюс для покупки штампованных дисков.
Штамповка не разбивается и не раскалывается от ударов
При ДТП или во время наезда на ямы с острыми краями на тяжелой машине литой диск может расколоться, разлететься на части, надколоться и повредить острыми краями шину. Это случается чаще всего не с самыми качественными китайскими дисками, которыми наполнен наш рынок. И если для легкой Калины это ситуация кажется фантастикой, то для любого кроссовера или внедорожника это вопрос личной безопасности водителя и пассажиров. Разлетевшийся на скорости диск - это серьезная проблема автомобилиста.
Штамповка и здесь имеет свои преимущества:
- штампованный диск никогда не разлетится на части и не расколется, поскольку подвергается деформации достаточно легко, он просто поменяет свою форму, но не подведет вас;
- даже из самых сложных дорожных ситуаций такой диск вывезет вас и поможет ехать дальше, а вот красивые литые модели далеко не всегда оказываются лучшими в данных условиях;
- обычный стальной вариант подлежит восстановлению, а вот расколотое литое колесо можно смело сдать на металлолом, восстановить и эксплуатировать его дальше будет невозможно;
- после ДТП литые диски приходится выбрасывать в комплекте, так как найти одно колесо часто бывает невозможно, а вот штамповку можно купить легко, сэкономив немало денег из вашего бюджета;
- на обочине дороги стальное колесо можно выровнять большим камнем, потратив пару часов, а вот с литым вариантом придется дозваниваться в службу эвакуации и тратить очень много денег.
Опытные сотрудники шиномонтажа помнят времена, когда рекомендовали владельцам машин на красивых легкосплавных колесах возить по две запаски на всякий случай. Сегодня ситуация с дорогами улучшается, но она еще не на том уровне, когда можно было бы жертвовать безопасностью ради красоты. Особенно сложна ситуация с колесами, которые предусматривают низкий профиль резины. В этом случае и сама резина, и диск страдают очень сильно. Конечно, штамповка имеет один минус в этом случае - несуразный внешний вид.
Цена и практичность - еще один плюс штампованных дисков
Стоимость такого изделия даже для элитного автомобиля - пару тысяч рублей. Хороший европейский литой диск будет стоить не менее 7-8 тысяч. Можно купить подержанные штампованные диски и сэкономить еще больше, а вот б/у литые колеса - это уже чрезмерно плохо. Если для вас бюджет не значит ничего, можете пролистать этот пункт. Но для большинства владельцев авто в России стоимость владения транспортом остается довольно серьезным вопросом.
Штамповки дают экономию практически во всем:
- цена покупки - выше уже говорилось, что стоимость обычного стального колеса в 4-5 раз ниже, чем цены литого красивого изделия, и это далеко не предел разбежности, если брать элитные бренды;
- можно смело покупать подержанный комплект или даже один штампованный диск, просто проверив его предварительно на стенде в любом шиномонтажном сервисе, это сэкономит вам еще больше денег;
- в случае с обычными колесами вам не нужно выбирать дизайн, практически все ни имеют один стиль, можно легко найти новое колесо точно такого же вида, как на вашей машине изначально;
- при повреждениях не нужно покупать новые диски или даже комплекты, достаточно просто выполнить ремонт и вернуть изделиям былую форму, это можно сделать на любом сервисе с монтажным оборудованием;
- вы экономите на резине, покрышки получают более комфортные условия эксплуатации и могут служить дольше, а при наездах на ямы они чаще всего остаются целые и не требуют даже ремонта.
Как видите, экономия и практичность налицо. Это заставляет все больше людей отказываться от красивых и приятных на внешность литых комплектов и покупать себе штамповки (как минимум, на зимний сезон). Конечно, все зависит от бюджета и личных предпочтений водителя. К примеру, молодой горячий владелец машины, который покупал ее для своего имиджа, вряд ли пересядет на комплект штампованных колес. Да и для элитных автомобилей это явление очень редкой. Здесь практичность не на первом месте.
Несколько мифов о разных типах колес
К сожалению, уровень информированности российского водителя по разным техническим вопросам эксплуатации автомобиля сводится к источнику «сосед по гаражу рассказывал». Стоит более осознанно подходить к принятию любых решений, особенно, что касается замены типов дисков. К примеру, есть миф, что кованые диски гораздо легче твердосплавных, и поэтому они лучше. На деле это миф, никакой разницы в весе между этими типами колес нет.
Разберем еще несколько популярных мифов:
- На зиму нужно обязательно ставить штамповки. Это не обязательно, установка любых типов дисков - по желанию владельца. Особой разницы в плане торможения или управляемости на разных типах колес вы не заметите.
- Легкосплавные модели разрушают подвеску. Это неправда. Такие колеса немного тяжелее штамповок, но подвеску они не разрушают, если вы правильно выбираете их размер, параметр вылета, тип крепежных отверстий.
- Легкосплавные изделия производят из титана. Это неправда, титан очень дорогой материал с невероятным уровнем прочности, одно такое колес будет стоить практически как недорогая машина.
- Литые колеса лучше штамповок. Это популярный миф, но вы с вами уже разобрали, что штампованные варианты имеют свои преимущества. А с хорошими колпаками они еще и смотрятся весьма неплохо.
- Ковка гораздо лучше всех типов колес. Это неправда, кованые изделия действительно хороши, но сравнение цены и качества показывает, что их покупка не имеет особого смысла. Да и продают на рынке у нас часто подделку.
Конечно, стоит рассматривать важный минус в виде не слишком приятного внешнего вида штампованных колес. Но пластиковые колпаки с закрыванием большой части диска делают свое дело. Колпаки после покупки лучше пристегнуть пластиковыми хомутами, чтобы не стать покупателем еще одного комплекта в ближайшем будущем. Вам стоит заранее подумать о том, чтобы машина выглядела красиво, если вы решили перейти на штамповки. Иначе первое же впечатление будет у вас не слишком хорошим.
Предлагаем посмотреть видео на тему прокатки и восстановления дисков:
Подводим итоги
Современный автомобиль должен выглядеть хорошо, но и вопрос практичности в России забывать не стоит. Покупая машину на красивых литых колесах, вы должны понимать, что этот транспорт реально менее практичен, чем тот самый автомобиль на штампованных колесах. Главная проблема такого типа продукции - потерянные колпаки, но с этим можно бороться разными методами. Если вы решили перейти с одного типа колес на другой, вам нужно разузнать всю информацию о том, как правильно вести себя в том или ином случае, как лучше управлять машиной, как обращаться с большими ямами на дороге.
Не рекомендуется менять диаметр колес на автомобиле, иначе вы можете поменять все характеристики машины, включая управление ускорение, тонкие технические параметры, расход топлива и другие особенности. Лучше придерживаться заводских рекомендаций и получить удовольствие от эксплуатации машины в тех режимах, в которых задумывал завод. Если вы хотите практичности, недорогой эксплуатации и отсутствия непредвиденных проблем на трассе, стоит обратиться к штампованным моделям. Это наиболее удачный вариант с точки зрения практичности и стоимости владения машиной. Но и другие типы колес имеют свои преимущества. А что вы думаете о штамповках и их преимуществах?