Прогрев двигателя автомобиля – коварный вопрос, который вызывает множество споров среди экспертов и водителей авто. Проблема в том, что производители говорят одно, эксперты выдвигают совершенно другие теории, а опытные водители заявляют, что всю жизнь поступали вовсе иначе и ездили на своих машинах сотни тысяч километров без проблем и поломок.
Сегодня мы постараемся разобраться с вопросом, стоит ли прогревать машину летом, а также расскажем вам, почему это может быть опасно для двигателя, окружающей среды и даже для здоровья водителя.
В сегодняшней статье мы рассмотрим такие вопросы:
- как прогрев сказывается на здоровье силового агрегата автомобиля;
- какие экологические проблемы может вызвать длительный прогрев двигателя;
- когда не стоит вообще греть мотор;
- когда прогрев может быть опасным для вашего здоровья;
- какие поломки могут быть при нарушении правил прогрева.
Итак, давайте начнем.
Что говорят производители о летнем прогреве?
Если вы внимательно читали инструкцию по эксплуатации вашего автомобиля (интересно, есть такие, кто ее на самом деле читал?), то вы заметили, что производитель дает довольно четкие рекомендации по прогреву двигателя в разное время года. Интересно, что эти рекомендации часто расходятся с логикой и здравым смыслом. К примеру, Volkswagen почти во всех авто генерации 2000-2012 рекомендовал греть двигатель до 30 секунд в теплую погоду и вообще не греть его в холодную пору года. Поясняется это тем, что в холодную пору года двигатель, работая на холостых оборотах, способен нанести еще больше вреда окружающей среде и людям.
Мы же ребята практичные, поэтому исходим не из вреда для экологии, а из вреда для нашего кошелька. И тут Volkswagen нам явно не товарищ.
Впрочем, многие производители с немецким концерном согласны. Обратите внимание, на очень многих авто в летнее время при запуске двигателя стрелка тахометра поднимается примерно до 1100 об/мин, а затем через 30-40 секунд опускается до рабочих оборотов 800-900 об/мин. Машина как бы намекает, что пора трогаться. Зимой же на этих же автомобилях стрелка тахометра сразу же занимает свое рабочее положение на 900 об/мин и намекает водителю, что пора бы тронуться.
В общем, если вы хотите жить по предписаниям производителей, то уже на пробеге в 150 000 км ваш автомобиль попросит планового капитального ремонта двигателя. Производителю то будет все равно, он только обрадуется, ведь автомобиль уже не на гарантии, а запчасти вы будете покупать, вероятно, оригинальные. Так что в этом случае слушать производителей авто не стоит.
Особенно много проблем своими рекомендациями по нулевому прогреву двигателей автомобильные компании создают для владельцев турбированных моторов. Несчастная турбинка после ночных заморозков и так не может переварить вязкое масло, а тут еще и водитель следует рекомендациям компании и начинает давить на гашетку что есть сил. Как итог – сломанная турбина, дым из трубы и дорогой ремонт.
Что говорят опытные эксперты?
Мы решили исследовать вопрос летнего прогрева двигателя и нашли множество довольно противоречивых рекомендаций. Одни эксперты активно выступают за нулевой прогрев в любое время года, подтверждая это какими-то своими расчетами. Впрочем, расчеты нас не впечатлили, так что приводить их в этой статье мы не будем. Но есть и адекватные эксперты, которые поясняют жизненно необходимый прогрев на простых примерах.
Итак, вот несколько важных аналогий, которые стоит провести:
- Прогрев двигателя сродни утренней гимнастике. Если вы не сделаете зарядку, то не сможете нормально функционировать и можете легко потянуть мышцу или связку, сделав неловкое движение. Точно такая же история актуальна для двигателя, только вместо мышцы или связки может быть какой-нибудь клапан или рокер.
- Тепловые зазоры в современных двигателях очень маленькие. После холодной ночи металл сжимается, это приводит к увеличению зазоров. Поршень ходит по цилиндру словно карандаш в стакане, оббивая стенки блока цилиндров и приближая капитальный ремонт с дорогой проточкой блока.
- Проворачивание вкладышей становится не какой-то там далекой от вас страшилкой, а вполне реальным последствием отсутствия прогрева мотора. Если вкладыш немного изношен, и вы дадите нагрузку на холодный мотор, вкладыш может просто провернуться, а это чревато очень неприятными расходами.
- Масло увеличивает густоту и вязкость при низких температурах. Речь идет даже о ночных температурах в летнее время. Пока масло не разогреется до каких-то более или менее приемлемых температур, давать нагрузку на мотор не стоит. Это может привести к повышенному износу поршневой группы.
Масляное голодание – это наиболее частая причина выхода из строя мотора. В момент запуска двигателя должно пройти какое-то время, прежде чем масло заполнит все рабочие механизмы. Хотя бы ради этого стоит постоять 20-30 секунд, а не начинать движение сразу же после запуска мотора. Но оптимальным временем прогрева для лета называют 1-3 минуты, для зимы – 5-6 минут. Конечно, это зависит еще и от мотора, его теплоотдачи, состояния и прочих особенностей.
Как избавить себя от необходимости прогревать двигатель?
Если потратить целых 5 минут на прогрев силового агрегата для вас – это проблема, можно найти несколько вариантов выхода из ситуации. Самый дешевый – попросить другого члена вашей семьи выходить каждое утро на 5 минут раньше и прогревать мотор. Но если, к примеру, жена попросит мужа греть ее машину утром, это еще может увенчаться успехом, то вот если произойдет наоборот, обид не избежать. Так что мы нашли более лояльные для ваших домочадцев способы избавиться от необходимости прогрева двигателя.
Адекватных методов есть три:
- Установите автоматический прогрев от компании Webasto или от другой известной фирмы. Это система, которая с помощью автономных тэнов прогреет масло в вашем двигателе до запуска в любой мороз. На многих дизельных моторах такой прогрев установлен с завода, так как у дизелей низкая теплоотдача. Это сильно сократит срок необходимого прогрева. 20 секунд останется подождать после запуска, пока масло заполнит все каналы.
- Установите автоматический запуск двигателя с кнопки. В современных GSM-сигнализациях есть функция автозапуска. Это довольно удобное дополнение к охранной системе. Вы можете сидеть дома и допивать ваш утренний кофе, между делом нажать кнопку на пульте сигнализации, и ваша машина запустится на парковке без вашего участия. Через 5 минут можно будет садиться в прогретое авто и ехать.
- Купите или арендуйте место на крытой парковке с отоплением. Это довольно дорогой метод, особенно в большом городе, но он также дает и ряд других преимуществ. К примеру, вы сможете защитить ваше авто от угона и взлома, от повреждения лакокрасочного покрытия погодными сюрпризами. Крытый паркинг – хорошее решение, но подойдет явно не для всех.
Впрочем, после простоя более 5-6 часов все равно придется 20-30 секунд помолотить мотором вхолостую, прежде чем отправиться в путь. Все дело в том самом масле, которое банально не успеет заполнить все механизмы, особенно в головке блока цилиндров. И если дать нагрузку на мотор раньше времени, получится очень неприятная ситуация. Да, она будет заметна со временем, но для кошелька владельца эта ситуация явно не будет приятной.
Что может сломаться при отсутствии нормального прогрева летом?
Если вы привыкли садиться в машину утром, заводить ее и сразу же ехать по делам, у нас для вас плохие новости. Список деталей, которые могут выйти из строя при таком отношении к автомобилю, огромен.
Первой из строя выйдет турбина. Она как пионер готова сдаться, если вы не прогреваете мотор, потому как масло при температуре около 20 градусов имеет несравнимо большую вязкость, чем при температуре 90 градусов. Соответственно, по узким масляным каналам турбины оно не проходит. Настоятельно не рекомендуется резвиться на машине с турбиной, пока она не выйдет на рабочий диапазон температур.
Далее претендентом на выход из строя будут маслосъемные колпачки в ГБЦ и кольца на поршнях. Дело в том, что они также находятся не в лучшем состоянии после ночного простоя, им нужен прогрев для выхода в рабочий режим. Если дать нагрузку на двигатель без прогрева, колпачки и кольца получат повреждения и выйдут из строя намного раньше положенного срока.
Далее поршневая группа получит свои повреждения. Задиры в цилиндрах могут образовываться даже до 100 000 км пробега, если вы не прогреваете мотор. А устранять эти неприятности жутко дорого и долго.
Следующими споют прощальную песню клапана. Из-за постоянных проблем с маслосъемными колпачками масло начнет нагорать на клапанах и седлах, клапана начнут работать неправильно, закрываться неполностью и разбиваться. Итог – дорогостоящий ремонт головки блока цилиндров.
Масляный насос также будет одним из первых претендентов на быстрый выход из строя. Ему приходится и без того сложно при прогреве даже на холостых оборотах. Толкать вязкое холодное масло – та еще задача. А если вы поддадите оборотов насосу, он и вовсе может заклинить. А вместе с ним заклинит и ремень или цепь ГРМ. Это чревато встречей поршней и клапанов, загибом последних и дорогим капитальным ремонтом или даже заменой двигателя.
Когда можно не прогревать машину?
Вы можете не прогревать автомобиль в некоторых случаях:
- Если температура воздуха на улице ночью была +40 и выше (звучит довольно страшно, но кто знает, к чему приведет глобальное потепление).
- Если ваше авто стоит не более 3-4 часов, а температура воздуха не опускалась ниже +20 градусов.
- Если вы исповедуете европейские ценности и беспрекословно следуете советам производителей (правда, готовьтесь менять машину через каждые 3-5 лет).
- Если вы очень состоятельный человек, меняете авто каждые пару лет, а также вам абсолютно безразлично, кому и в каком состоянии достанется ваша машина после вас.
- Если вы хотите на собственном опыте проверить, нужно ли прогревать машину в летний период. В таком случае не забудьте написать нам о вашем опыте.
Часто задаваемые вопросы
Сколько времени нужно греть машину летом?
На современном авто с маслом низкой вязкости достаточно прогреть машину в течение 1 минуты. На старых авто с вязким маслом стоит постоять до 3 минут.
Что будет, если ездить вообще без прогрева?
Ваш двигатель прослужит гораздо меньше времени и пробега, вам придется очень рано выполнить капитальный ремонт, а затем и вовсе задуматься о замене мотора.
Нужно ли прогревать двигатель до рабочей температуры на холостых?
А вот это уже лишнее. Прогрев до рабочей температуры вызовет только негативные последствия, такие как насыщение воздуха вокруг автомобиля различными вредными веществами.
Почему прогрев может быть опасным для здоровья?
Если вы прогреваете автомобиль в закрытом гараже или в крытом паркинге с плохой вентиляцией, это может быть опасно для вашего здоровья. Так что в этом случае лучше медленно выехать на улицу и прогреть авто на свежем воздухе.
Когда не стоит прогревать двигатель авто?
Не стоит греть двигатель в том случае, если вы находитесь в Европе. Во многих странах действует запрет на работу двигателей автомобилей на холостом ходу. И за нарушение можно схлопотать немаленький штраф.