Исторически так сложилось, что Россия сильно отличается по своим потребительским стандартам от всего мира. В плане предпочтений по автомобилям, у нас есть много общего с жителями Штатов, но некоторые их тренды мы вообще не понимаем и не принимаем. С европейцами в России общего не так много, разве что любовь к компактным кроссоверам в последнее время начала прослеживаться. Впрочем, мы сильно по-разному мыслим, когда идем в салон и покупаем новую машину.
Итак, сегодня мы решили разобраться с тем, какие же автомобили (марки, типы, техническое наполнение) наиболее популярны в России. Мы разобрались в отчетах Росстата, а также в анализах и статистических данных других компаний, которые подсчитывают статистику продаж на российском рынке. Нужно признать, что некоторые данные нас удивляют.
Итак, мы рассмотрим самые популярные машины в России по нескольким критериям:
- какие модели автомобилей были популярными в последние годы;
- какие типы и виды кузовов авто получили больше всего продаж в России;
- какие технические особенности предпочитают покупатели на российском рынке;
- какие производители теряли или получали рост на рынке в последние годы.
Самые популярные марки и модели авто в России
По оценкам экспертов, объем рынка новых автомобилей в России в 2021 году составил немного менее 1.7 миллиона авто. В 2020 году было чуть меньше 1.6 миллиона, а в 2019 году, до кризиса, связанного с пандемией нового вируса, в стране было продано почти 1.8 миллионов новых автомобилей. Как видим, тренд практически не меняется. Впрочем, на 2022 год эксперты прогнозируют рост рынка до почти 2 миллионов автомобилей в связи с отложенным спросом. Правда, есть оговорка, что такой рост возможен при отсутствии резких изменений в экономике страны.
Итак, наиболее продаваемые автомобили в России на сегодняшний день такие:
- Lada Granta – около 10 000 автомобилей в месяц. Это самый дешевый новый автомобиль на рынке, который предпочитают очень многие корпоративные клиенты в качестве служебных авто. Также такие машины часто берут для такси в регионах. Плюс многие граждане выбирают Гранту за ее простоту, недорогое обслуживание и доступность кредитных программ.
- Lada Vesta – 9100 продаж в месяц. На втором месте также автомобиль российского производства. Веста практически догнала свою младшую сестру по концерну по количеству продаж, а также повысила общее количество проданных авто в год. Этому способствовала доступность машин в салонах и возможность купить за сравнительно небольшие деньги автомобиль в неплохой комплектации. Правда, проблемы с поставкой чипов привели к искусственному удорожанию, так что сейчас спрос на авто падает.
- KIA Rio – 7020 автомобилей в месяц. Более семи тысяч моделей Rio находят своих владельцев ежемесячно в России. Условно говоря, это иномарка с неплохим салоном, нормальной звукоизоляцией, интересными опциями. Но собираются машины в России, чем и побеждают многих зарубежных конкурентов в плане стоимости. Это достойная, но более дорогая альтернатива отечественным бюджетным седанам.
- Hyundai Creta – 5900 авто в месяц. Этот автомобиль понравился покупателям фактически только в России, так что Hyundai сделал ставку на его продвижение у нас. И хотя по автомобилю есть много неопределенных или даже негативных отзывов, он все равно стал самым популярным кроссовером в России, если верить статистике продаж.
- Hyundai Solaris – 5420 автомобилей в месяц. Хоть этот автомобиль и утратил пальму первенства, он остается желанной покупкой для многих автолюбителей в России. Когда-то в РФ продавалось больше Солярисов, чем автомобилей Лада, но сейчас высокий ценник отпугнул многих покупателей.
- Volkswagen Polo – 4400 автомобилей в месяц. Довольно много Polo в кузове седан уходит в продажу после рестайлинга этой модели. Автомобиль был разработан специально для России. Надежный и простой двигатель, отличная подвеска, неплохое оснащение салона – лишь некоторые преимущества бюджетника от Volkswagen.
- Lada Niva – 4400 автомобилей в месяц. Как ни удивительно, старый советский внедорожник продолжает покорять сердца любителей рыбалки и охоты. Это самый дешевый джип в России, и народная любовь к нему не остывает. Его продажи превосходят цифры продаж нового внедорожника Niva Travel, в котором многие россияне разочаровались.
- Skoda Rapid – 3760 автомобилей в месяц. После обновления дизайна Rapid начал продаваться довольно активно и опередил многих конкурентов. Машина практичная, красивая, довольно вместительная, как для своего класса. Качество производства на высоте, а адаптация для России порадует в процессе поездки.
- Renault Duster – 3300 автомобилей в месяц. Да, когда-то Дастер был безапелляционно самым популярным кроссовером в стране, но сегодня он лишь на девятой позиции в рейтинге. Впрочем, он остается вторым самым востребованным компактным кроссовером, уступая лишь Hyundai Creta. Значительный рост продаж стал очевиден после обновления версии до европейской.
- Lada Largus – 3150 автомобилей в месяц. Небольшое обновление подогрело интерес к народному Ларгусу, и он смог выйти на десятую строчку в рейтинге продаж. Автомобиль очень практичен, обладает простейшими двигателями и коробками, большим салоном, есть 7-местная версия для большой семьи, а ценник вполне адекватен.
В целом, десятку самых популярных автомобилей в России сложно назвать неожиданной. Lada продолжает удерживать лидирующие позиции именно по причине дешевизны автомобилей. Но рынок может перестроиться, если АвтоВАЗ продолжит применять политику продажи дополнительных опций к автомобилям в качестве безальтернативной привилегии для клиентов. Когда Гранта обходится в миллион рублей, назвать адекватным подобный подход к продажам «доступных» российских авто довольно сложно. Впрочем, этот грех был замечен не только у АвтоВАЗ, практически все дилеры, кроме премиального класса автомобилей, начали завышать цену машин за счет дополнительных опций и очевидного подъема стоимости на них.
Какие марки авто самые популярные в России?
Успех в продаже конкретной модели еще не означает, что марка будет входить в ТОП продаж в России. Возможно, у производителя хорошо удалась определенная модель, но остальные предложения в модельной линейке покупателям могут не нравиться, и в рейтинге брендов компания не сможет занять хоть сколько-нибудь достойное место. Впрочем, российские покупатели привыкают к определенным брендам, так что список самых популярных машин уже давно не меняется.
В частности, наибольшей популярностью пользуются такие бренды (в порядке снижения спроса):
- Lada;
- KIA;
- Hyundai;
- Volkswagen;
- Toyota;
- Nissan;
- Renault;
- Skoda;
- Ford;
- Nissan.
Как видите, лидерство продолжают удерживать отечественные автомобили Lada, а также бюджетники от корейских компаний. Более дорогие бренды, такие как Toyota или Nissan, не входят в список ТОП-продаж по моделям, но надежно закрепили свое место в списке самых популярных марок.
Сегменты рынка – что чаще покупают в России?
Российские покупатели автомобилей продолжают отдавать предпочтение бюджетным автомобилям. Это вполне понятно, ведь многие авто покупаются в кредит. Да и за собственные деньги не хочется покупать что-то чрезмерно дорогое, что оставит будущего владельца без копейки в кармане. Так что отечественные машины и дешевые седаны корейских компаний продолжают лидировать в списке.
Наиболее популярные типы кузова авто в России следующие:
- седан B-класса – этот сегмент продолжает занимать лидирующую позицию в продажах, на него приходится почти 30% от общих продаж, и это впечатляет;
- компактные кроссоверы и паркетники – практически сравнялись по популярности с дешевыми седанами также недорогие кроссоверы, лидерами среди которых остаются Creta и Duster;
- хэтчбеки и лифтбеки – до 17% авто на рынке России продаются именно в этом кузове, есть определенный рост, благодаря очень удачным моделям лифтбеков от Skoda;
- премиум-седаны – традиционно много продается седанов D-класса, которые предлагают комфорт и максимальную уверенность на дороге – это Camry, Passat и их конкуренты;
- элитные внедорожники – продолжают держать высокую планку продаж в России и внедорожники вроде Land Cruiser, их продажи не слишком растут, но и не падают.
Как видите, рынок в России достаточно разношерстный. Покупатели готовы платить деньги за довольно сомнительные авто из бюджетного класса, и производители продолжают удешевлять и ухудшать этот класс в угоду рынку. А также популярность сохранили элитные машины. Средний же класс вроде седанов C-класса или семейных универсалов, минивэнов по-прежнему отстает в продажах, поскольку аудитории на этот сегмент в России очень мало.
Какие перспективы российского рынка новых авто на будущее?
Серьезных изменений в ближайшие 5 лет мы, скорее всего, не увидим. Lada регулярно грозиться выпустить новые модели, в особенности, кроссоверы C-класса, но по факту все новые модели будут лишь хорошо переосмысленными старыми машинами. К примеру, вместо революционного поколения новой Нивы с отличными внедорожными свойствами и дизайном как у Ford Bronco мы получим просто перелицованный Рено Дастер. А вместо обещанного седана C-класса будет та же Веста с небольшими изменениями внешности.
От заграничных производителей тоже ждать ничего не придется. Все дело в том, что российский рынок очень специфический, многие модели здесь проваливаются, а разрабатывать автомобили непосредственно для России невыгодно – нет нужного объема продаж. Поэтому импортные бренды всегда стараются найти, какие авто в России идут неплохо, и в дальнейшем делать ставку исключительно на эти модели. Так что ждать каких-либо революций и резкой перемены потребительских настроений не стоит.
Подводим итоги
Самые популярные автомобили на российском рынке – это бюджетные седаны и кроссоверы. Если вы собираетесь продавать автомобили в нашей стране, стоит сделать ставку именно на этот сегмент. Многие заграничные компании успели зайти на российский рынок в течение последних 10 лет, но большинство из них так же успешно и вышли. Нужно учитывать специфику и настроения российских покупателей, а они далеко не такие, как у покупателей в Европе или США.
Именно по этой причине отечественные автомобили Lada до сих пор котируются у нас и активно продаются, несмотря на все их неприятности и недостатки. Впрочем, за указанную цену базовых версий сложно ожидать хорошо собранного и отлично настроенного автомобиля. Так что таковы особенности и реалии рынка – мы получаем то, за что голосуем своим кошельком.