Шарнир Равных Угловых Скоростей (ШРУС) – что это, как работает, когда нужно менять?

Одна из самых популярных запчастей подвески современного автомобиля – Шарнир Равных Угловых Скоростей (ШРУС), который в народе также называют «граната». Свое прозвище изделие получило просто за сходство по внешнему виду с гранатой времен Первой мировой войны.

ШРУС обеспечивает равномерную передачу крутящего момента на углах поворота до 70 градусов. Этот механизм используется во всех без исключения современных автомобилях с передним приводом. Его задача – обеспечить нормальное распределение крутящего момента между колесами при повороте.

Итак, в сегодняшней статье вы узнаете:

  • что такое ШРУС, история его создания и применения;
  • как именно шарнир выполняет свою задачу;
  • чем отличаются внутренние и наружные ШРУСы;
  • как устройство сигнализирует о неполадках;
  • как часто нужно менять ШРУСы, почему они выходят из строя;
  • что делать, если ШРУС сломался в дороге.

Поехали!

Как создавали шарниры равных угловых скоростей?

Во времена первых автомобилей инженерам было довольно сложно создать некую систему, которая бы позволяла одновременно подавать привод на передние колеса и подключить к этим же колесам систему управления. Поэтому развитие получили заднеприводные автомобили. Они решали эту проблему – привод подавался на задние колеса, которые не нужно поворачивать, а передние колеса просто получили функции управления.

Но передний привод в теории оказывался более эффективным для автомобиля, так что попытки совместить управление и подачу привода продолжались постоянно. Сначала для этой цели использовали обычные карданные шарниры, но их долговечность оставляла желать лучшего.

Тогда инженеры изобрели довольно простой шариковый шарнир, который лег в основу современного ШРУСа. Его конструкция имеет такие особенности:

  • в основе ШРУСа – часть, которая соединяется с полуосью и обладает определенными бороздами в своем теле;
  • по этим бороздам ходят шарики, огибая сферическую основу, в момент поворота шарики смещаются и изменяют скорость вращения колеса;
  • над шариками расположена вторая часть ШРУСа, которая соединяется с колесом автомобиля;
  • вся конструкция может поворачиваться и сохранять передачу крутящего момента на колесо при повороте.

Конструкция довольно простая, но ее приходилось множество раз дорабатывать и улучшать, чтобы сделать шарнир достаточно надежным. Впрочем, сама суть и идея изобретения остались неизменными со времен применения первого шарнира равных угловых скоростей.

Также инженеры придумали множество различных видов шарниров, таких как сухариковые или кулачковые, кулачково-дисковые, триподы, спаренные карданные и другие. По идее своей работы эти механизмы мало чем отличаются от изначального шарикового варианта, просто используют другие внутренние элементы для выполнения все той же задачи.

Несмотря на простоту конструкции, это один из самых ненадежных элементов привода в автомобиле. Именно наружные ШРУСы чаще всего приходится менять в современных авто из-за их довольно быстрого износа.

Разница между внутренними и наружными ШРУСами

Внутренний ШРУС расположен непосредственно возле коробки передач. Он передает крутящий момент от КПП на вал, полуось. По размерам такая деталь больше, чем наружный ШРУС. Учитывая, что здесь нет необходимости поворота в самом механизме, служит внутренний элемент гораздо дольше. Он редко вызывает трудности, а при выходе из строя может еще долгое время проходить в неисправном состоянии, издавая лишь малозаметные стуки.

Наружный ШРУС – это механизм, который сгибается в своей центральной части. Он передает крутящий момент от полуоси на колесо. Учитывая большие нагрузки и необходимость постоянного сгибания при управлении автомобилем, выходит из строя такой элемент гораздо быстрее, чем внутренний ШРУС. Он меньше по размерам, испытывает более серьезные нагрузки, стоит зачастую дешевле, так как на его производство уходит меньше металла.

Как ШРУС говорит вам о том, что пора его менять?

Внутренний ШРУС довольно сложно услышать в процессе движения автомобиля. Даже если он сломан, он может лишь немного стучать при начале движения и при торможении. Но пренебрегать проверкой этого устройства не стоит. Иначе уже через несколько тысяч километров шарнир развалится и не будет передавать крутящий момент на одну из полуосей. Это приведет к тому, что вы просто не сможете тронуться. Двигатель будет вращаться в холостую, момент не будет передаваться на колеса.

Наружный ШРУС заявляет о своей кончине довольно ярко:

  • сначала вы услышите еле заметный хруст при крайнем положении рулевого колеса – при повороте в одну из сторон и при одновременном движении;
  • далее хруст начнет усиливаться, он будет проявляться уже не только при крайнем положении рулевого колеса, но при любом повороте;
  • усиление хруста приведет к тому, что в салоне начнет стоять грохот, а также стуки могут начать отдавать в рулевое колесо;
  • на следующей стадии ШРУС начнет стучать и хрустеть уже и без поворота, а просто в движении;
  • затем полуось начнет выпадать из ШРУСа, что приведет к полной потере передачи крутящего момента на колеса автомобиля.

Учитывая такие неприятные последствия выхода из строя шарнира равных угловых скоростей, следует вовремя его менять. Если вы заметили неприятные звуки при повороте рулевого колеса в движении, стоит заехать на станцию технического обслуживания и провести диагностику. Также вы можете сами проверить исправность или степень повреждения шарнира. Для этого достаточно крепко взяться рукой за полуось, забравшись под автомобиль, и подергать ее. Если есть люфт, значит, один из шарниров собирается покинуть этот мир.

Как часто нужна замена шарниров?

Не существует регламентной замены ШРУСов. Эти устройства могут служить 20 000 км или 200 000 км пробега, они могут проходить 1 год или служить весь срок эксплуатации автомобиля. Все зависит от множества факторов. Рекомендуется на каждом регулярном ТО проводить диагностику элементов подвески, чтобы ваш автомобиль надежно служил и не доставлял неприятностей в процессе эксплуатации.

Но даже если вы проехали 150 000 км с оригинальными шарнирами равных угловых скоростей, это не повод менять их на новые. Пока они не люфтят, не хрустят и не стучат, можно смело эксплуатировать автомобиль. Впрочем, усредненный ресурс оригинальных шарниров составляет около 120 000 км для надежных производителей и порядка 50 000 км для бюджетных автомобилей. Неоригинальные китайские детали с низким ценником могут сломаться и через 100 км пробега, но чаще всего выдерживают около 20 000 км.

Причины поломки ШРУСов вполне понятны и банальны:

  • порвался пыльник – это наиболее распространенная причина износа шарнира, так как пыльники расположены довольно низко, они могут рваться о камни, бордюры, летящий из-под колес дорожный мусор;
  • вытекла смазка – это еще одно последствие разрыва пыльника или ослабления хомута, из-за чего смазку выбрасывает из механизма, он начинает работать всухую и быстро изнашивается;
  • грязь попала внутрь – снова все происходит из-за пыльника или хомутов, грязь или влага быстро стирают посадочные места для шариков или сами шарики, приближая день завершения срока службы ШРУСа;
  • износились металлические детали – это часто можно назвать естественным износом механизма, устройство просто отработало свой ресурс и теперь нуждается в замене на новое;
  • механические повреждения – также шарниры выходят из строя в случае аварий или просто ударов по колесам, при неаккуратном вождении, при постоянном наезде на дорожные неровности.

Как видите, причин выхода из строя ШРУСов достаточно много. Большинство из них довольно простые и понятные. Проверяйте пыльники и меняйте их, если заметили разрывы. Если же вы уже слышите неприятные звуки при повороте руля, а также ощущаете люфт полуоси автомобиля, пришло время покупать новый ШРУС. Хорошо, что эта деталь не самая редкая. Найти хороший вариант можно во многих автомобильных магазинах. Правда, наличие зависит от марки и модели автомобиля, года выпуска и некоторых других параметров.

Что делать, если полуось выпала из ШРУСа прямо в дороге?

Если шарниры равных угловых скоростей уже изношены, вы можете столкнуться с такой ситуацией, когда полуось просто выпадает из наружного ШРУСа. Часть шарнира остается в ступице колеса, а часть просто болтается или падает на асфальт. В таком случае ехать дальше у вас не получится, поскольку передача крутящего момента будет обрываться на коробке передач. Полуось, которая выпала, будет вращаться, а вот на вторую полуось крутящий момент вовсе не будет передаваться.

Можно попробовать сделать следующее:

  • установите автомобиль на стояночный тормоз, заглушите двигатель и откройте капот;
  • внимательно осмотрите полуоси, зачастую их можно увидеть сверху, для этого не придется лезть под автомобиль;
  • определите, какая из полуосей выпала и нуждается во внимании;
  • осмотрите, в каком состоянии та часть ШРУСа, которая осталась на полуоси;
  • попробуйте вручную вставить деталь на место, зафиксировать ее руками, насколько это возможно;
  • садитесь в автомобиль, заводите двигатель и максимально осторожно трогайтесь;
  • вам необходимо аккуратно поворачивать, переключать скорости и в целом делать все плавно;
  • скорее всего, придется постоянно повторять процедуру ручного соединения ШРУСа, пока вы не доедете до СТО.

На станции мастер сможет помочь в том случае, если в наличии есть подходящий шарнир. Если же его нет, на СТО смогут разве что стянуть детали вашего шарнира какими-то подходящими хомутами, чтобы изделие не разваливалось. Следует незамедлительно отправиться в магазин за шарниром и выполнить его замену. Иначе такое вождение может легко привести к аварийной ситуации.

Подводим итоги

Стоит внимательно следить за деталями привода в вашем автомобиле. Обратите внимание на все пыльники и защиты, которые призваны продлить жизнь элементам подвески и привода. Так вы сможете меньше денег тратить на обслуживание и ремонт автомобиля. Не забывайте, что при любых стуках и прочих неприятностях в подвеске вашего авто следует сразу же обратиться к специалистам и провести диагностику. Так вы сможете избежать неприятностей, когда детали привод рассыпаются, а авто не хочет ехать.

Покупая новые шарниры равных угловых скоростей, лучше обратить внимание на оригинальные изделия. Они значительно дороже аналогов, но обеспечивают более длительный срок эксплуатации. Если же вы выбираете исключительно из аналогов, отдайте предпочтение более дорогим изделиям корейских производителей или упаковщиков из Европы. Они хоть как-то контролируют качество и предлагают более или менее нормальные запчасти. Неизвестные китайские бренды привлекают только ценой, больше ничего хорошего в них вы не найдете.


Понравился этот контент? Подпишитесь на обновления!
 
Социальные комментарии Cackle