Устройство рулевой рейки и основные неполадки механизма

В некоторых автомобилях одним из наиболее подверженных поломкам механизмов является рулевая рейка. Этот узел вряд ли можно считать достаточно надежным практически в любом авто, поскольку на него всегда приходится немалая нагрузка. Все неровности дороги прекрасно передаются на рейку посредством рулевых тяг, а нервные движения рулевого колеса водителя добивают механизм с другой стороны. Так что надеяться на долговечную работу даже самых качественных реек не стоит. Сегодня среди владельцев баварских автомобилей марки BMW даже ходят разговоры о том, кто сколько реек поменял за время эксплуатации транспорта. Несмотря на высокую надежность, механизмы быстро выходят из строя и требуют замены.

Если рулевая рейка сломалась, ремонтировать ее практически не имеет смысла. На корпусе в некоторых механизмах есть регулировочные болты, которые помогут поджать рейку в случае ее резкого выхода из строя и доехать до СТО. Такая настройка позволит несколько снять люфт и на короткое время исправить неполадку. Но решить таким образом проблему невозможно. В очень скором времени рейка снова покажет свое сломанное нутро и будет отъявленно требовать замены.

Конструкция и особенности эксплуатации рулевой рейки

Существует несколько разновидностей используемых сегодня конструкций рулевых реек. Механический вариант применяется очень редко на новых авто, но старые автомобили без усилителей руля и прочих функций рулевого управления обладают именно таким механизмом. Наиболее распространенная - гидравлическая рейка, к которой также комплектом используется гидравлический усилитель рулевого управления (ГУР).

Существует и третий тип реек рулевого управления - электрический. В данном случае в системе отсутствует гидравлика, а водителю помогает электродвигатель. Это оптимальная конструкция для различных условий климата, но она зачастую слишком дорогая. Рулевая рейка зачастую располагается за двигателем и крепится на кузове, но бывают и другие варианты. Основные составные части механизма рейки следующие:

  • картер, который части также именуют корпусом, изготовлен из алюминиевого сплава или другого легкого металла, содержит в себе все необходимые части рейки;
  • шестерня и зубчатая планка, которые обеспечивают непосредственное управление колесами, передачу усилия от руля к рулевым тягам;
  • система пружин, обеспечивающая плотное прилегание рейки к шестерне, при нормальном состоянии пружин практически отсутствует свободных ход рулевого колеса;
  • подшипники, в которых ходит рейка, а также ограничители, которые определяют параметры хода рулевой рейки от одного края до второго;
  • рулевые тяги, прикрепленные к выдвижным механизмам рейки, а также наконечники, с помощью которых и происходит непосредственный поворот колеса;
  • при наличии такой опции в автомобиле, ГУР, помогающий водителю без усилий поворачивать колеса в нужную сторону.

Рейка у разных производителей может обладать различной конструкцией. У упомянутой нами компании BMW, к примеру, есть патент на весьма занимательное изобретение. Компания соединила рулевую рейку и планетарный механизм, чем создала возможность автоматической смены настроек управления при увеличении скорости движения автомобиля.

Такие разработки помогают получить удовольствие от эксплуатации автомобиля, но при поездке по плохим дорогам быстрее убивают механизм. Потому при покупке машины стоит обратить внимание не только на богатство комплектации, но и на тип и практичность таких механизмов, как рулевая рейка. Ведь при неправильном выборе придется потратить немало денег на восстановление машины после поломки.

Особенности работы рулевой рейки с ГУР

Механизм усилителя руля частично встроен в картер рулевой рейки. Работает он только в том случае, если запущен силовой агрегат. С помощью ременной передачи (иногда применяют другие виды передачи крутящего момента) выполняется запуск гидравлического усилителя, гидравлика внутри корпуса рейки приобретает определенное давление. Также важна правильная работа встроенного компьютера, которые определяет, куда направить усилие и давление. Важные особенности работы ГУР следующие:

  • основным источником нагнетания давления является золотниковый распределитель, который может поднимать давление в разных частях рейки;
  • специальный торсион в связи с различными электронными системами определяет, куда сейчас нужно направить давление для помощи в повороте руля;
  • в системе также присутствует специальный резервуар для масла, в котором жидкость находится при заглушенном двигателе и при прямолинейном движении;
  • при начале поворота масла активно впрыскивается через золотниковый распределитель в нужную часть рулевой рейки и создает давление;
  • когда усилие на рулевое колесо пропадает, насос ГУР прекращает работу, масло теряет давление и снова попадает в резервуар;
  • систему гидравлического усилителя руля следует периодически просматривать на предмет подтеков, а также менять масло в соответствии с требованиями производителя.

Обслуживание такой системы является главным фактором качественной эксплуатации. Если масло будет слишком вязким, такая ситуация может привести к чрезмерному давлению на рейку, к быстрому выходу из строя элементов этого механизма. Достаточно большое количество рисков поломки самого усилителя и рейки требуют тщательного ухода за всей системой. Также добавляют разрушений неровные дороги с ухабами и агрессивная езда. В таком случае масло менять стоит чаще.

Основные поломки и способы решения неполадок рулевой рейки

Сложно назвать весь список возможных неполадок рулевого механизма в автомобиле. Тем более, каждая конструкционная особенность рейки влияет на возможное возникновение неполадок. Потому лучше для начала изучить конструктивные особенности механизма, установленного на вашем автомобиле, а потом изучать список возможных неполадок. Впрочем, изучение поломок вряд ли к чему-то приведет, ведь рейка только в редких случаях может быть отремонтирована.

Ремонт рулевой рейки может происходить в тех случаях, когда не разрушен внутренний механизм. Если после демонтажа обнаружилось, что пыльники рейки порваны, внутри грязь смешалась со смазкой, вердикт однозначный - только замена. Если же виновниками поломки стали внешние механизмы рейки, такой ремонт вполне возможен. Основные неполадки рулевых механизмов следующие:

  • выход из строя внутренней части рейки, поломка шестерни или самого зубчатого механизма;
  • деформация корпуса рулевой рейки, что приводит к невозможности ее дальнейшей эксплуатации;
  • разгерметизация внутренней части рейки, что приводит к попаданию в нее различных загрязнений, пыли;
  • износ внутренних механизмов, которые обеспечивают плавную и качественную работу рулевого управления;
  • поломка или искривление рулевых тяг вследствие различных влияний на них, включая возможные аварии или наезд на бордюр;
  • износ рулевых наконечников, которые соединяют тяги с механизмом поворота колеса и обеспечивают выполнение работы рейки.

В последних двух случаях возможно выполнить ремонтные и восстановительные работы. В остальных ситуациях единственным правильных решением станет замена рейки, установка нового механизма. Только так можно решить большую часть проблем с этим механизмом. В гаражных мастерских вам могут предложить ремонт и восстановление, но зачастую такие поломки невозможно исправить с долговечным результатом.

При замене рулевой рейки лучше выбрать оригинальный вариант. Аналоговые и даже сертифицированные детали других производителей не всегда сможет обеспечить нужное качество рулевого управления. Помните, что рейка обеспечивает не только физическую передачу усилия от рулевого колеса к системе управления. Этот механизм отвечает за безопасность вашей поездки. Посмотрите видео о самом простом варианте замены рулевой рейки:

Подводим итоги

Существует несколько разновидностей рулевых реек, которые зависят от типа помощников в виде усилителей руля. Чем больше дополнительных опций и функций производитель вешает на рейку, тем сложнее определить ее неполадки и выявить возможные пути решения возникших проблем. Современные рейки практически всегда приходится менять, ремонтировать и восстанавливать их не имеет особого экономического смысла.

Гораздо лучше воспользоваться при замене предложением официальных деталей и купить для себя необходимые запчасти заводского происхождения. Если рейка начинает стучать, увеличивается люфт рулевого колеса или слишком усложняется поворот руля, следует поехать на диагностику, убедиться, что проблема именно в рейке. Затем нужно купить новый механизм и произвести его замену. Будьте осторожны, ведь замену рейки важно выполнить профессионально. А вы уже меняли рулевую рейку на своей машине?

Понравился этот контент? Подпишитесь на обновления!
 
Социальные комментарии Cackle