В современном автомобиле коробку передач можно назвать одним из самых сложных и дорогостоящих узлов. В случае, если на вашем автомобиле установлена роботизированная коробка или современный вариатор, стоимость этого узла даже может превышать стоимость двигателя. Особенно, когда речь идет о ремонте. Ремонтировать коробку довольно сложно, так что лучше не допускать ее выхода из строя.
Для этого следует правильно выбирать трансмиссионное масло и не экспериментировать с его составом, вязкостью и ценой. Если вы решили сэкономить на масле в коробку передач, то знайте, что вскоре ваша КПП попросит визита на СТО. И вот там уже сэкономить не получится. Стоимость восстановления современной коробки может приравниваться к стоимости новой коробки передач, а это немалые деньги.
Сегодня мы обсудим такие вопросы:
- какой должна быть вязкость трансмиссионного масла;
- какие существуют маркировки, как выбрать масло в коробку;
- почему важно вовремя менять смазку в КПП;
- как производится ремонт коробок разных типов.
Приступим к самому интересному.
Вязкость масел для КПП – какой она должна быть?
Трансмиссионные масла имеют низкий коэффициент вязкости. Дело в том, что коробка передач технологически несколько проще двигателя. Так что смазывать ее движущиеся чащи не так сложно. Здесь большинство устройств работают непосредственно в масляной ванне, так что смысла использовать высоковязкие масла нет. Тем более, принцип смазывания деталей коробки передач несколько иной, чем у двигателя. Все-таки коробка представляет собою комплект шестерен, а не поршневую группу. И задачи у масла здесь будут другие.
Поэтому масла используются с низкой вязкостью – они достаточно жидкие. Равно как и в мире моторных масел, в трансмиссиях можно использовать полусинтетические и синтетические смазочные материалы. Конечно, синтетика лучше, она качественнее покрывает детали, дольше служит и дороже стоит. Во всех современных автомобильных коробках производители рекомендуют использовать именно синтетические масла. Такие смазки обеспечивают высокую стабильность при разных температурах, а также сохраняют вязкостные характеристики в любых условиях работы. Так что их использование оправдано.
Нас интересует классификация SAE по вязкости, поскольку именно эту классификацию используют в наших широтах. Итак, стоит выделить летние, зимние и всесезонные масла для трансмиссий.
Летние трансмиссионные масла не так часто используются, так как они бессмысленны в России. Маркируются они подобным образом: SAE 80. Такие масла имеют индексы вязкости от 80 до 250, чаще всего их применяют в гоночных авто, в некоторых видах спецтехники.
Зимние масла также используются нечасто, поскольку при высоких температурах они плохо себя показывают. Маркируются они подобным образом: 75W. Индекс вязкости зачастую используется от 70 до 85. Масла востребованы в некоторых сферах коммерческого применения.
На легковых автомобилях наиболее часто используют всесезонные масла. Маркируются они подобным образом: 70W-80. И вот здесь нужно остановится более подробно. Существует несколько популярных типов всесезонных трансмиссионных масел. Первая цифра означает вязкость при холодной температуре, а вторая – в летних условиях.
Вот так выглядят свойства данных масел на практике:
- 75w-80 – от -40 до +35 градусов;
- 75w-90 – от -40 до +35 градусов;
- 80w-85 – от -26 до +35 градусов;
- 80w-90 – от -26 до +35 градусов;
- 85w-90 – от -12 до +45 градусов.
Учтите, что температурный диапазон не должен быть единственным фактором выбора смазки для вашей трансмиссии. Куда большую важность имеет вязкость, которую производитель заявил для определенного типа коробки передач. Если вы сомневаетесь в том, какое масло выбрать для вашего авто, посмотрите варианты в каталоге запчастей и расходных материалов на нашем сайте. Мы собрали информацию о рекомендуемых трансмиссионных маслах в разделе «Запчасти» и постоянно дополняем базу рекомендаций.
Когда нужно менять масло в коробке?
Замена масла в КПП – довольно редкая сервисная процедура. Именно поэтому многие владельцы авто попросту о ней забывают. Если вы не ведете сервисную книгу, будет крайне сложно вспомнить, когда вы в последний раз менял масло в коробке передач. Также многие производители рекомендуют использовать залитое на производстве масло «весь срок эксплуатации» коробки передач. Но вы должны понимать, что для производителя важно одно: чтобы ваша коробка проехала больше 3 лет и более 100 000 км (гарантийный период). Чем быстрее после этого ваш автомобиль сломается, тем лучше это для производителя.
Так что замену масла все же стоит выполнять. Критерии для этого следующие:
- классический период для замены масла в КПП – от 60 000 км до 90 000 км пробега, дольше ездить не стоит;
- масло следует выбирать оригинальное или приближенное к оригинальному по качеству;
- необходимо брать исключительно масло с нужной маркировкой вязкости, не отступая ни по одному параметру;
- следует внимательно отнестись к объему смазки, который необходим для замены, так как понижение уровня чревато поломкой коробки передач;
- также следует проверить, установлен ли в вашей коробке передач фильтр масла КПП, и если он есть, заменить его вместе с маслом.
Несмотря на то, что процедура довольно дорогостоящая и сложная, следует выполнять ее с должной периодичностью. Без замены масла даже самая выносливая коробка передач сможет прослужить недолго. Уже на 150 000 км пробега даже у механической коробки начнутся проблемы. Автоматы же и вовсе зависят от смазочных материалов и не могут работать долго и исправно, если смазка не соответствует стандартным требованиям производителя или слишком засорена.
Что будет, если не менять масло в автомате?
Автоматические коробки передач с гидротрансформаторами очень зависят от качества масла. Гидроблок может выйти из строя, если смазка будет некачественной. Смазочный материал здесь выполняет задачу рабочей жидкости, масло под давлением подается в каналы гидроблока, а также работает в самом гидротрансформаторе. Масла в автомате достаточно много, а понижение его уровня приведет к быстрой смерти коробки.
Если долго не менять масло в АКПП (более 90 000 км), могут произойти сбои в работе гидротрансформатора и гидроблока. Это приведет к необходимости дорогостоящего ремонта. Также шестерни изнашиваются из-за постоянного попадания стружки на них в процессе работы. Со временем коробка сама себя уничтожит из-за обилия мелких твердых частиц в масле. Несмотря на сложность замены масла, следует выполнять эту процедуру регулярно.
Нужно ли менять масло в роботе?
Роботизированные коробки бывают двух типов – с мокрым сцеплением или с сухой системой сцепления. В случае с сухим сцеплением замена масла производится так же, как в случае с механической коробкой. Объем масла небольшой, а смазка, по сути, никак не контактирует с самим роботом. Так что замена масла в роботизированной коробке с сухим сцеплением никак не продлит жизнь агрегата.
А вот мокрое сцепление зависит от масла, так что менять смазочный материал здесь рекомендуется почаще. При должном сервисе такие коробки могут проходить в два раза больше, чем роботизированные КПП с сухим сцеплением. Конечно же, масла нужно выбирать оригинальные или приближенные к оригинальным.
Важность правильного масла в вариаторе
Система работы вариатора довольно сложная, и этот механизм полностью зависит от масла. Некачественные масла и проблемы с их чистотой – самая частая причина выхода из строя вариатора. Менять масло в такой коробке стоит чаще, чем рекомендует производитель. В таком случае вы сможете обеспечить более длительный ресурс КПП и проездить на этой коробке еще довольно долго.
Нарушение требований вязкости трансмиссионного масла
Современные коробки передач – очень точные механизмы. Их работа рассчитана до последнего движения, так что инженеры не просто так рекомендуют лить конкретное масло. Многие производители разрабатывают свои линейки смазочных материалов. И даже если вы обнаружили, что масло вашего бренда производит компания Shell, это не значит, что, купив масло Shell в 3 раза дешевле, вы получите ровно те же характеристики. Для оригинальных масел компания Shell может использовать другой комплект присадок, который оптимизирует работу агрегата в вашей машине.
Неправильная вязкость масла вызывает несколько проблем. В частности, трение деталей в механизме будет происходить под другими температурами. Масло не сможет покрыть все поверхности защитной пленкой и уменьшить силу трения. Также смазка не обеспечит необходимый теплоотвод от деталей, которые контактируют друг с другом. Все это приведет к тому, что механизм начнет быстрее изнашиваться.
Также в неподходящем для вашей коробки масле могут быть вредные для нее элементы. Состав трансмиссионных масел разный, он зависит не только от класса, но и от технологии очистки основы, которую использует производитель. Изготовители же автомобилей выбирают или разрабатывают конкретный тип масла в соответствии со стендовыми испытаниями коробок. Они ищут вариант, который обеспечит оптимальную долговечность эксплуатации коробки.
Часто задаваемые вопросы
Сколько стоит замена масла в коробке передач?
Все зависит от типа коробки. В механической КПП все предельно просто и недорого, а вот в автомате замена масла будет стоить гораздо больше. Также для автомата придется купить намного больше смазочного материала.
Как полностью заменить масло в АКПП?
Полная замена практически невозможна. В большинстве классических автоматических коробок передач (гидротрансформаторах) замена выполняется за счет выдавливания старого масла, поэтому объем покупаемой смазки для замены зачастую больше, чем может влезть в коробку.
Что будет, если залить в трансмиссию масло другой вязкости?
Неподходящие характеристики масла в КПП не сразу дадут о себе знать. Но со временем износ деталей коробки передач может быть слишком высоким. Из-за этого придется ремонтировать коробку гораздо раньше положенного срока.
Можно ли покупать неоригинальное масло для КПП?
Вы можете покупать какое угодно масло для трансмиссии, но позаботьтесь о том, чтобы все характеристики полностью соответствовали требованиям производителя. Также желательно проверить допуски производителя на выбранный тип масел.
Можно ли поменять масло в АКПП самостоятельно?
Масло в автоматах меняется довольно сложно. Даже добраться до необходимых элементов для слива жидкости будет непросто. Так что лучше доверить эту работу мастеру на сервисной станции.