Вязкость трансмиссионного масла – какой она должна быть?

В современном автомобиле коробку передач можно назвать одним из самых сложных и дорогостоящих узлов. В случае, если на вашем автомобиле установлена роботизированная коробка или современный вариатор, стоимость этого узла даже может превышать стоимость двигателя. Особенно, когда речь идет о ремонте. Ремонтировать коробку довольно сложно, так что лучше не допускать ее выхода из строя.

Для этого следует правильно выбирать трансмиссионное масло и не экспериментировать с его составом, вязкостью и ценой. Если вы решили сэкономить на масле в коробку передач, то знайте, что вскоре ваша КПП попросит визита на СТО. И вот там уже сэкономить не получится. Стоимость восстановления современной коробки может приравниваться к стоимости новой коробки передач, а это немалые деньги.

Сегодня мы обсудим такие вопросы:

  • какой должна быть вязкость трансмиссионного масла;
  • какие существуют маркировки, как выбрать масло в коробку;
  • почему важно вовремя менять смазку в КПП;
  • как производится ремонт коробок разных типов.

Приступим к самому интересному.

Вязкость масел для КПП – какой она должна быть?

Трансмиссионные масла имеют низкий коэффициент вязкости. Дело в том, что коробка передач технологически несколько проще двигателя. Так что смазывать ее движущиеся чащи не так сложно. Здесь большинство устройств работают непосредственно в масляной ванне, так что смысла использовать высоковязкие масла нет. Тем более, принцип смазывания деталей коробки передач несколько иной, чем у двигателя. Все-таки коробка представляет собою комплект шестерен, а не поршневую группу. И задачи у масла здесь будут другие.

Поэтому масла используются с низкой вязкостью – они достаточно жидкие. Равно как и в мире моторных масел, в трансмиссиях можно использовать полусинтетические и синтетические смазочные материалы. Конечно, синтетика лучше, она качественнее покрывает детали, дольше служит и дороже стоит. Во всех современных автомобильных коробках производители рекомендуют использовать именно синтетические масла. Такие смазки обеспечивают высокую стабильность при разных температурах, а также сохраняют вязкостные характеристики в любых условиях работы. Так что их использование оправдано.

Нас интересует классификация SAE по вязкости, поскольку именно эту классификацию используют в наших широтах. Итак, стоит выделить летние, зимние и всесезонные масла для трансмиссий.

Летние трансмиссионные масла не так часто используются, так как они бессмысленны в России. Маркируются они подобным образом: SAE 80. Такие масла имеют индексы вязкости от 80 до 250, чаще всего их применяют в гоночных авто, в некоторых видах спецтехники.

Зимние масла также используются нечасто, поскольку при высоких температурах они плохо себя показывают. Маркируются они подобным образом: 75W. Индекс вязкости зачастую используется от 70 до 85. Масла востребованы в некоторых сферах коммерческого применения.

На легковых автомобилях наиболее часто используют всесезонные масла. Маркируются они подобным образом: 70W-80. И вот здесь нужно остановится более подробно. Существует несколько популярных типов всесезонных трансмиссионных масел. Первая цифра означает вязкость при холодной температуре, а вторая – в летних условиях.

Вот так выглядят свойства данных масел на практике:

  • 75w-80 – от -40 до +35 градусов;
  • 75w-90 – от -40 до +35 градусов;
  • 80w-85 – от -26 до +35 градусов;
  • 80w-90 – от -26 до +35 градусов;
  • 85w-90 – от -12 до +45 градусов.

Учтите, что температурный диапазон не должен быть единственным фактором выбора смазки для вашей трансмиссии. Куда большую важность имеет вязкость, которую производитель заявил для определенного типа коробки передач. Если вы сомневаетесь в том, какое масло выбрать для вашего авто, посмотрите варианты в каталоге запчастей и расходных материалов на нашем сайте. Мы собрали информацию о рекомендуемых трансмиссионных маслах в разделе «Запчасти» и постоянно дополняем базу рекомендаций.

Когда нужно менять масло в коробке?

Замена масла в КПП – довольно редкая сервисная процедура. Именно поэтому многие владельцы авто попросту о ней забывают. Если вы не ведете сервисную книгу, будет крайне сложно вспомнить, когда вы в последний раз менял масло в коробке передач. Также многие производители рекомендуют использовать залитое на производстве масло «весь срок эксплуатации» коробки передач. Но вы должны понимать, что для производителя важно одно: чтобы ваша коробка проехала больше 3 лет и более 100 000 км (гарантийный период). Чем быстрее после этого ваш автомобиль сломается, тем лучше это для производителя.

Так что замену масла все же стоит выполнять. Критерии для этого следующие:

  • классический период для замены масла в КПП – от 60 000 км до 90 000 км пробега, дольше ездить не стоит;
  • масло следует выбирать оригинальное или приближенное к оригинальному по качеству;
  • необходимо брать исключительно масло с нужной маркировкой вязкости, не отступая ни по одному параметру;
  • следует внимательно отнестись к объему смазки, который необходим для замены, так как понижение уровня чревато поломкой коробки передач;
  • также следует проверить, установлен ли в вашей коробке передач фильтр масла КПП, и если он есть, заменить его вместе с маслом.

Несмотря на то, что процедура довольно дорогостоящая и сложная, следует выполнять ее с должной периодичностью. Без замены масла даже самая выносливая коробка передач сможет прослужить недолго. Уже на 150 000 км пробега даже у механической коробки начнутся проблемы. Автоматы же и вовсе зависят от смазочных материалов и не могут работать долго и исправно, если смазка не соответствует стандартным требованиям производителя или слишком засорена.

Что будет, если не менять масло в автомате?

Автоматические коробки передач с гидротрансформаторами очень зависят от качества масла. Гидроблок может выйти из строя, если смазка будет некачественной. Смазочный материал здесь выполняет задачу рабочей жидкости, масло под давлением подается в каналы гидроблока, а также работает в самом гидротрансформаторе. Масла в автомате достаточно много, а понижение его уровня приведет к быстрой смерти коробки.

Если долго не менять масло в АКПП (более 90 000 км), могут произойти сбои в работе гидротрансформатора и гидроблока. Это приведет к необходимости дорогостоящего ремонта. Также шестерни изнашиваются из-за постоянного попадания стружки на них в процессе работы. Со временем коробка сама себя уничтожит из-за обилия мелких твердых частиц в масле. Несмотря на сложность замены масла, следует выполнять эту процедуру регулярно.

Нужно ли менять масло в роботе?

Роботизированные коробки бывают двух типов – с мокрым сцеплением или с сухой системой сцепления. В случае с сухим сцеплением замена масла производится так же, как в случае с механической коробкой. Объем масла небольшой, а смазка, по сути, никак не контактирует с самим роботом. Так что замена масла в роботизированной коробке с сухим сцеплением никак не продлит жизнь агрегата.

А вот мокрое сцепление зависит от масла, так что менять смазочный материал здесь рекомендуется почаще. При должном сервисе такие коробки могут проходить в два раза больше, чем роботизированные КПП с сухим сцеплением. Конечно же, масла нужно выбирать оригинальные или приближенные к оригинальным.

Важность правильного масла в вариаторе

Система работы вариатора довольно сложная, и этот механизм полностью зависит от масла. Некачественные масла и проблемы с их чистотой – самая частая причина выхода из строя вариатора. Менять масло в такой коробке стоит чаще, чем рекомендует производитель. В таком случае вы сможете обеспечить более длительный ресурс КПП и проездить на этой коробке еще довольно долго.

Нарушение требований вязкости трансмиссионного масла

Современные коробки передач – очень точные механизмы. Их работа рассчитана до последнего движения, так что инженеры не просто так рекомендуют лить конкретное масло. Многие производители разрабатывают свои линейки смазочных материалов. И даже если вы обнаружили, что масло вашего бренда производит компания Shell, это не значит, что, купив масло Shell в 3 раза дешевле, вы получите ровно те же характеристики. Для оригинальных масел компания Shell может использовать другой комплект присадок, который оптимизирует работу агрегата в вашей машине.

Неправильная вязкость масла вызывает несколько проблем. В частности, трение деталей в механизме будет происходить под другими температурами. Масло не сможет покрыть все поверхности защитной пленкой и уменьшить силу трения. Также смазка не обеспечит необходимый теплоотвод от деталей, которые контактируют друг с другом. Все это приведет к тому, что механизм начнет быстрее изнашиваться.

Также в неподходящем для вашей коробки масле могут быть вредные для нее элементы. Состав трансмиссионных масел разный, он зависит не только от класса, но и от технологии очистки основы, которую использует производитель. Изготовители же автомобилей выбирают или разрабатывают конкретный тип масла в соответствии со стендовыми испытаниями коробок. Они ищут вариант, который обеспечит оптимальную долговечность эксплуатации коробки.

Часто задаваемые вопросы

Сколько стоит замена масла в коробке передач?

Все зависит от типа коробки. В механической КПП все предельно просто и недорого, а вот в автомате замена масла будет стоить гораздо больше. Также для автомата придется купить намного больше смазочного материала.

Как полностью заменить масло в АКПП?

Полная замена практически невозможна. В большинстве классических автоматических коробок передач (гидротрансформаторах) замена выполняется за счет выдавливания старого масла, поэтому объем покупаемой смазки для замены зачастую больше, чем может влезть в коробку.

Что будет, если залить в трансмиссию масло другой вязкости?

Неподходящие характеристики масла в КПП не сразу дадут о себе знать. Но со временем износ деталей коробки передач может быть слишком высоким. Из-за этого придется ремонтировать коробку гораздо раньше положенного срока.

Можно ли покупать неоригинальное масло для КПП?

Вы можете покупать какое угодно масло для трансмиссии, но позаботьтесь о том, чтобы все характеристики полностью соответствовали требованиям производителя. Также желательно проверить допуски производителя на выбранный тип масел.

Можно ли поменять масло в АКПП самостоятельно?

Масло в автоматах меняется довольно сложно. Даже добраться до необходимых элементов для слива жидкости будет непросто. Так что лучше доверить эту работу мастеру на сервисной станции.


Понравился этот контент? Подпишитесь на обновления!
 
Социальные комментарии Cackle