Автомобильный кондиционер стал неотъемлемым атрибутом современного авто. Конструкция этого оборудования в большинстве автомобилей одинаковая, а поломки чаще всего связаны с недостаточным давлением фреона. Мы уже привыкли к тому, что периодически нужно заправлять кондиционер, чтобы он исправно работал и продолжал радовать в летнее время приятной прохладой в салоне автомобиля. На заправку кондиционера многие автовладельцы ездят на дорогостоящие сервисы, чтобы получить гарантию качества. Но на поверку эта процедура оказывается не такой сложной. Далеко не всегда для ее выполнения нужно покупать дорогостоящее оборудование и сложные измерительные приборы. В последнее время все чаще автомобилисты интересуются, можно ли своими руками заправить автомобильный кондиционер.
Нет ничего невозможного, но мы сразу предупреждаем: выполнять эту процедуру стоит своими руками только в том случае, если вы понимаете конструкцию устройства и знаете, как оно работает. В целом же, если у вас нет никакого опыта автомобильного ремонта собственными руками, лучше не вмешиваться в работу кондиционера. Это может привести к серьезным неприятностям и стать причиной значительных неполадок, которые в дальнейшем придется дорого ремонтировать на СТО. Даже неправильный выбор фреона способен сильно нарушить условия работы климатической установки и вывести ее из строя. Стоит внимательнее разобраться в этом моменте и уточнить, в каких случаях можно выполнить заправку своими руками.
Содержание
- Принцип работы автомобильного кондиционера
- Как понять, что пора заправлять кондиционер в авто?
- Как подобрать хладагент?
- Что потребуется для заправки автокондиционера?
- Как проходит процесс заправки кондиционра?
- Сколько стоит обслуживание автокондиционера на сервисе?
- Подводим итоги
Принцип работы автомобильного кондиционера
Климатическая техника в авто работает примерно по тому же принципу, что и домашний кондиционер или холодильник, только устройства в нем гораздо более компактные. В частности, компрессор и внешний радиатор располагаются под капотом, и без понимания конструкции системы кондиционирования найти эти устройства будет проблематично. В салоне же установлен теплообменник, который и выдает холодный воздух, охлаждая интерьер вашей машины в теплое время года.
Принципы работы устройства строятся на простом цикле:
- компрессор кондиционера при начале работы нагнетает давление и заставляет фреон двигаться по системе от внешнего радиатора до внутреннего теплообменника;
- попадая в радиатор, устройство отдает тепло и снижает температуру, переходя в газообразное состояние, в этот момент в рабочей среде накапливается холод;
- в таком виде фреон проходит дальше по системе и заходит в салон, в теплообменнике он снова приходит в жидкое состояние, отдавая холод через теплообменник в салон;
- далее под давлением жидкость отправляется обратно на кондиционер, процесс снова повторяется;
- на внутренний теплообменник направлен поток воздуха от вентилятора климатической установки, что и способствует передаче холода в салон.
Если в любом устройстве системы образовалась течь, есть большие риски того, что установка перестанет работать и потребует ремонта. Также следует регулярно следить за работой компрессора. Любые посторонние звуки или снижение эффективности охлаждения – повод обратиться к специалистам или самостоятельно провести замеры давления в системе. Можно прочитать инструкции, как сделать такие замеры, а также посмотреть тематические видео для понимания вопроса.
Как понять, что нужно заправлять кондиционер в автомобиле?
Заправка кондиционера в целом нужна в том случае, если устройство начало плохо холодить. Это значит, что объем фреона в системе снизился, давление не нагнетается, а оставшаяся рабочая жидкость не может обеспечить нужной эффективности работы климатической системы. Но в таком случае также нужно обязательно убедиться в том, что нет никаких утечек и прочих проблем. Это может стать настоящей трудностью с точки зрения диагностики своими руками. На сервисе проверку герметичности выполняют на специальном оборудовании довольно быстро и точно.
Заправка кондиционера в авто нужна также в том случае, если он более 3-4 месяцев вообще не включался. Прежде чем включить устройство, следует проверить давление в системе. Длительная эксплуатация оборудования при отсутствии нормального количества технических жидкостей станет причиной поломки компрессора. Поэтому к вопросу регулярного обслуживания кондиционера нужно относиться максимально внимательно.
Обратите внимание на интенсивность охлаждения, а также на особенности работы климат-контроля, если таковой установлен на вашем автомобиле. Если при включении режима «Auto» сильно растет расход топлива, а кондиционер постоянно пытается включить максимальные обороты салонного вентилятора, проблема может быть связана с тем, что давление низкое. Автоматическая климатическая установка в этом случае пытается компенсировать низкое давление за счет повышения скорости циркуляции. Компрессор работает на максимуме своих возможностей.
Как подобрать хладагент?
В автомобилях до 1992 года выпуска использовали фреон R12. Затем в силу экологических соображений стали применять фреон R134a. Все дело в том, что пары фреона R12 разрушают озоновый слой. Поэтому от него уже давно отходит вся промышленность, а также автомобильная сфера. Но класс фреона – это далеко не единственная особенность, которую нужно учитывать при подборе хладона.
Обратите внимание на такие факторы:
- производитель – совсем дешевый китайский товар часто скрывает низкое качество, и это становится настоящей проблемой в эксплуатации;
- состав – обязательно прочтите состав, так как иногда производители указывают, что фреон не стоит мешать с другими смесями;
- цена – даже хороший по бренду продукт с низким ценником должен вызвать определенные сомнения, это может быть подделка с дешевыми ингредиентами;
- совместимость – некоторые производители заливают в систему другие типы экологически чистого хладагента, и это обязательно нужно учитывать;
- объем замены – вы можете купить баллон на 500-600 грамм, но его может быть недостаточно, а при покупке большого баллона большую часть придется просто выбросить.
Не забывайте о том, что для самостоятельной замены лучше всего найти баллон, в котором жидкость залита под давлением. Правильное использование такого баллона позволит вам заправить кондиционер своими руками без дополнительного оборудования. Если вы купите стандартный баллон фреона, придется также искать установку, которая сможет перекачать хладон в систему под нужным давлением.
Что потребуется купить для заправки автокондиционера?
Если вы уже устали ездить на сервис с проблемами кондиционера, можно попробовать произвести работу по его обслуживанию самостоятельно. Для этого вам потребуются не только определенные навыки, но и небольшой комплект оборудования. Как уже говорилось выше, баллон фреона лучше купить небольшой, в котором материал заправлен под высоким давлением. Это сразу же избавит вас от необходимости приобретения дорогостоящих насосов и прочей техники.
Для заправки или проверки давления в системе автомобильного кондиционера вам потребуются такие средства:
- метрологическая станция – это недорогое оборудование, но экономить на нем не стоит, иначе экономия может привести к проблемам с качеством устройства;
- шланги – понадобится несколько метров шланга, который можно подключить к метрологической станции, а также к заправочному отверстию в автомобиле;
- переходник с краном, с помощью которого вы сможете подключить оборудование к системе циркуляции фреона в вашем автомобиле;
- манометр, если другого более точного оборудования для замера у вас нет, но манометр не всегда поможет сделать нужные замеры точно и правильно.
Обратите внимание, все изделия должны быть качественными. Плохой шланг может разорваться при повышении давления. Плохой штуцер или некачественная муфта приведут к вытеканию фреона и неточностям в показателях манометра. Иногда оборудование можно взять в аренду или соорудить из подручных средств. Но сильно экономить на этом процессе не стоит. Вообще, чрезмерная экономия на обслуживании и ремонте автомобиля вряд ли приведет к чему-либо хорошему.
Процесс заправки автокондиционера – что нужно делать?
Первым делом отыщите под капотом штуцер, к которому нужно подключаться. В системе кондиционирования большинства автомобилей предусмотрено две магистрали. Более толстая трубка представляет магистраль низкого давления, более тонкая – магистраль высокого давления. Нам нужно подключить заправочный шланг к штуцеру на магистрали низкого давления, то есть найти штуцер на более толстой трубке. Обычно заправочные отверстия несложно отыскать, производители не усложняют жизнь сервисным станциям, но это правило может и нарушаться.
Далее нужно выстроить работу в соответствии с такими этапами:
1. Находим колпачок на магистрали низкого давления. Этот колпачок очищаем от пыли и грязи, чтобы не заправить в автомобиль грязную рабочую среду.
2. Далее колпачок нужно открыть и сразу же подключить к системе шланг заранее собранного заправочного комплекса. Наличие в этом комплексе хорошего манометра или метрологической станции будет ключевым аспектом успеха.
3. Далее нужно запустить двигатель, повысить обороты до 1500 об/мин, нажав на педаль газа. Затем необходимо включить кондиционер на максимум и активировать режим рециркуляции воздуха в салоне.
4. Далее поднимаем баллон с фреоном выше точки подключения к магистрали низкого давления. На самой магистрали откручиваем краник. Начинается заправка фреоном, набор давления в системе.
5. На этом этапе устройство начинает прокачивать фреон по магистралям, и уже можно видеть определенные показатели манометра. Если показатели остаются на полном нуле, можно прекращать процедуру и ехать искать неполадки в системе циркуляции.
6. Важно не превышать давление 285 кПа в магистрали низкого давления. Если этот порог будет превышен, компрессор кондиционера имеет все шансы выйти из строя и заставить вас вкладывать средства в ремонт.
7. Через окошко фильтра-осушителя можно посмотреть, нет ли в жидкости пузырьков и прочих включений. Если фреон чистый, то проблем нет, можно продолжать заправку.
8. Когда воздух в салоне пойдет очень холодный, а шланг прямо возле штуцера на магистрали низкого давления станет ледяным, можно прекращать процедуру заправки кондиционера. На этом этапе устройство должно работать качественно и без проблем.
Если в процессе вы заметили, что давление начинает скакать или превышать допустимый уровень, нужно прикрыть кран на магистрали. Открывать его нужно максимально аккуратно и медленно. Также следует осматривать все системы циркуляции фреона, чтобы определить любые неприятности и негерметичные места. Если выполнить все правильно, никаких трудностей с эксплуатацией автомобильного кондиционера у вас не должно быть.
Сколько стоит обслуживание кондиционера на сервисе?
В целом стоимость услуг автосервисов может быть от 500-700 рублей на данную процедуру. Но если вы обратитесь на официальную станцию, стоимость может быть гораздо выше. К примеру, официальный сервис Skoda возьмет с вас не менее 2500-3000 за процедуру проверки давления в системе циркуляции фреона. Если же нужно будет что-то заправить или отремонтировать, ценник вырастет.
На обычных станциях стоимость колеблется от 500 до 1500 рублей, а на больших СТО не всегда будут браться за эту процедуру. У них и без того много работы, и заправка вашего кондиционера не сулит им большой прибыли. Если вы один раз в год просто проводите профилактические работы, лучше найти хорошего мастера. Но если кондиционер старый, и заправлять или обслуживать его приходится часто, можно научиться делать это своими руками.
Предлагаем посмотреть небольшое видео с процессом заправки автомобильного кондиционера:
Подводим итоги
Использовать автомобиль, оборудованный кондиционером, без использования этого замечательного девайса, недопустимо. Нужно, чтобы климатическая система работала безупречно и радовала водителя и пассажиров авто удобством управления, прекрасными параметрами охлаждения салона и другими особенностями. Комфорт поездки в современном авто, особенно на дальние расстояния, часто определяется тем, работает ли в машине кондиционер. Если он не работает, то и комфорт будет условный. Придется открывать окна, подвергать здоровье опасности и слушать довольно сильный вой ветра.
Иногда восстановить или отремонтировать кондиционер очень просто, и сделать это можно своими руками. Нужно лишь немного изучить теорию работы системы, а также купить недорогое оборудование, которое в дальнейшем можно будет использовать для регулярного сервиса. Как правило, за 2-3 использования такое оборудование окупится, а вы сможете в любой момент самостоятельно решать любые проблемы, связанные с автомобильным кондиционером. Но если опыта и навыков у вас нет, следует доверить эту процедуру специалистам.