АвтоВАЗ и новый руководитель – перспективы или смена имиджа?

В последнее время управление на АвтоВАЗе меняется достаточно часто. Концерн Renault-Nissan руководит компанией, ставит своих приверженцев и делает с российским производителем, что сам посчитает нужным. Отсюда и сходство многих машин с бюджетными французами, а точнее румынами. Интересно, какие плоды принесет правление нового руководителя, не так давно поставленного на позицию топ-менеджера корпорации? В общем, у общества и добросовестных политиков, которые защищают и всячески поддерживают российский автопром, возникает масса вопросов к работе АвтоВАЗа. Поэтому Бу Андерссон - прежний руководитель корпорации - оказался выброшен за борт. Впрочем, именно ему мы должны быть благодарны за столь удачные варианты автомобилей, как Lada Vesta, Lada X-RAY и целая линейка стандартных моделей с приставкой CROSS.

Сегодня Николя Мор, новый руководитель АвтоВАЗа, задает совершенно иное направление деятельности. Как только специалист, управлявший до этого компанией Dacia в Румынии, взял в руки бразды правления, подорожали машины. В частности, с 1 мая стоимость популярного русского седана Lada Vesta поднимется до 529 000 рублей за базовую модель. Возникает вопрос, с того ли начинает работу управленец? Но давайте разберемся с преимуществами и недостатками этой кандидатуры на пост руководителя русского предприятия. Ведь от Lada ждут не только новых автомобилей, которые затмят иномарки своим сочетанием цены и качества, но и доступности. Отечественный концерн по ценам уже подбирается к конкурирующим корейцам и даже некоторым японцам, так что с ценовой политикой Мору придется справляться в первую очередь.

Биография и заслуги Николя Мора в карьере

Примечательность этого человека для автомобильной индустрии состоит только в том, что последние годы он возглавлял компанию Dacia, целиком и полностью принадлежащую французскому бренду Renault. До этого руководитель работал в Африке и Веикобритании, но особых успехов не достиг. Успех подкрался к нему только в Румынии, где он быстро сделал карьеру и получил впечатляющие результаты. Под его руководством за 2.5 года концерн вышел на продажи 550 тысяч автомобилей в год. Это прекрасный показатель, который стал иконой для многих предприятий подобного класса. Среди положительных качеств, которые концерн Renault-Nissan выделил при предложении кандидатуры, были следующие черты:

  • полная технократичность характера и направленность на получения качественного и достойного результата в производстве, отсутствие политических взглядов и мнений;
  • спокойствие - в отличие от прошлого руководителя АвтоВАЗа, текущий менеджер значительно спокойнее выражается и проводит все свои дела достаточно быстро;
  • конкретность - никаких расплывчатых обещаний, двуликих трактовок сказанных слов, все очень конкретно, четко и по-мужски, что крайне необходимо русскому заводу;
  • лояльность в кадровой политике, но достаточно высокая жесткость в сокращении штата (румынская Dacia с 17 000 сотрудников производит 300 000 авто в год);
  • возможность сотрудничать с любыми руководителями, умение подстроить ситуацию под себя и провести глубинные изменения в компании без возражений со стороны штата;
  • способности кризис-менеджера, которые просто необходимы сегодня АвтоВАЗу, не получающему никаких выгод от сложившейся ситуации на рынке.

На автомобильном рынке России сегодня сложилась удивительная ситуация. Курс иностранных валют ползет вверх, тянет за собой цены автомобилей. При этом стоимость российских машин должна бы оставаться фактически неизменной. Но каким-то образом цены на русские авто догнали иностранные и продолжают конкурировать с ними в непростых ценовых сегментах. Поэтому и спрос на новинки достаточно вялый. Все это звучит достаточно хорошо, но Николя Мор первым своим решением сделал поднятие стоимости машин. К чему бы это?

Ждать ли сокращения и реорганизации производства?

Первым делом на посту главного управленца АвтоВАЗа Николя Мор прошелся по инженерным цехам, заглянул к дизайнерам отечественного завода и пообщался с некоторыми главными руководителями. Далее по примеру Бу Андерссона он провел совещание с ТОП 500 менеджерами предприятия, чтобы очертить свои планы. В ходе часового совещания было все конкретно разложено по полочкам, сделаны определенные намеки по реорганизации. Сегодня мы можем только трактовать слова Николя Мора или думать, что он подразумевал под реорганизацией. Но напомним, что Dacia производит 300 000 авто в год при 17 000 сотрудников, а ВАЗ имеет 45 000 людей и производит всего 270 000 автомобилей в тот же период. Поэтому возможны следующие шаги:

  • значительное увеличение инвестиций в технический потенциал завода, как это было сделано за последние два года на румынском производстве при руководстве Мора;
  • одновременное сокращение штата компании до 20-25 тысяч сотрудников, что будет происходить постепенно с трудоустройством только лучших специалистов;
  • подготовка автомобилей на экспорт для получения дополнительных рынков сбыта и планирование значительного увеличения объемов производства;
  • использование площадей, которые сегодня не применяются или используются неэффективно, принятие решения о продаже или аренде временно незадействованных помещений;
  • повышение оклада ключевым работникам на производстве, введение новых вариантов поощрения и мотивации сотрудников, которые нацелены на повышение качества машин;
  • значительное увеличение качества производства с помощью автоматизации многих узлов, вызывающих беспокойство у покупателя, а также смены поставщиков.

За время правления Бу Андерссона АвтоВАЗ не раз становился центральным участником самых неприятных коррупционных скандалов. Поэтому сегодня пришло время освободиться в первую очередь от коррупции на верхах. Вслед за уволенным Бу ушли чешские специалисты, который он пригласил на ключевые должности. Также ушли многие сотрудники, которые занимались поиском поставщиков и заключением контрактов по закупкам. Оказывается, что смена главного руководителя даст глубинные изменения деятельности завода. Тем интереснее будет нам с вами наблюдать за ситуацией, которая на сегодняшний день уже радует. Огорчает только повышение цены на перспективные модели автомобилей без особой причины.

Какие планы у АвтоВАЗа на ближайшее будущее?

Скорее всего, первым делом Мор возьмется за рестайлинг моделей, которые уже устарели. Это Гранта, Калина и Ларгус. В ближайшем будущем также произойдет смещение автомобиля Приора, потерявшего смысл в конкуренции с новой Вестой. Известно, что рестайлинг главных бюджетных автомобилей запланирован на 2017-2018 годы. Это важный момент, который поможет полностью обновить внешний вид автомобилей и привлечь больше молодых российских потенциальных покупателей к этому транспорту. На 2018 год запланировано серьезное обновление автомобиля Lada 4x4. Это очень интересный факт, о котором не так много данных. Также в планах автоконцерна есть несколько серьезных новинок:

  • X-RAY Cross - еще более подготовленная к бездорожью версия, которая станет прекрасной альтернативой современным городских паркетникам и кроссоверам, авто станет больше в размерах и позволит преодолевать вызовы бездорожья;
  • Vesta Cross и Vesta Hatchback - прекрасные модификации и без того популярной машины, которые могут занять свое место в продажах, если выполнят необходимые требования покупателя, уже сегодня понятны большие перспективы проекта Веста;
  • C Cross - это новый проект Lada C, который откроет для автомобильной компании совершенно новый вариант автомобилей с большим и комфортным кузовом, позволив выйти на международные рынки, и C Cross станет долгожданной серьезной новинокй;
  • C Sedan - пока автомобили Lada C есть только в облике концептуальных авто, но и это позволяет представить, насколько серьезными будут обновления технологий и комфорта, так что C Sedan - это очень интересный представитель среднего класса от компании.

Сложно представить, как будет развиваться линейка двигателей и коробок передач. Пока разработка российских технических узлов не слишком радует покупателя. В опросах все больше мнений говорят о том, что русский робот на Весте работает намного хуже японского дешевого автомата на Калине, поэтому компания должна задуматься о целесообразности разработок. Возможно, дешевле не вкладывать в производство и инженерные разработки деньги, а купить уже готовую технологию. Впрочем, Николя Мор может сделать все, и пока мы не знаем, чего стоит ожидать в связи с назначением данного руководителя. Предлагаем посмотреть первое интервью с новым руководителем компании:

Подводим итоги

Отечественный производитель АвтоВАЗ уже давно перестал быть полностью русским. Он в большей степени принадлежит альянсу Renault Nissan, который и заправляет поведением руководства. Также компания закупает очень много импортных деталей, которые делают локализацию новых машин примерно такой же, как у Ford Focus. Поэтому говорить о беспрепятственном развитии корпорации пока не стоит. Смена руководителя - это лишь декорация, которая может теоретически принести шансы на улучшение позиций компании. Но на деле мы пока не можем сказать, как развернется вся эта ситуация.

Можно утверждать, что кандидатура Николя Мора подходит на должность главы АвтоВАЗа достаточно хорошо. Но также не стоит забывать, что человек работал долгое время в Великобритании, затем в Румынии. Там совершенно другие принципы ведения автомобильного бизнеса, другие требования к персоналу и машинам. Поэтому нельзя с уверенностью сказать, сможет ли Мор изменить систему русского завода, или системе придется менять Мора для того, чтобы остаться на прежних позициях. А как вы считаете?

Понравился этот контент? Подпишитесь на обновления!
 
Социальные комментарии Cackle