Таможенное оформление автомобиля - это достаточно сложное занятие, особенно для резидентов России. Наше правительство придумало настолько интересные законы в этой связи, что платить за ввоз автомобиля (особенно подержанного) придется намного больше, чем он стоит за пределами нашей страны. На этих законах держится и внутренний рынок, на котором за ржавое отечественное транспортное средство двадцати лет от роду просят нереально большие деньги. Также на этих законах держится АвтоВАЗ и прочие российские производители машин, которые в иной ситуации просто не смогли бы продавать свои автомобили. Эксперты давно пришли к выводу, что отечественные производители должны выигрывать на рынке только на конкурентной основе, но пока это не аргумент для властей.
Потому у многих россиян возникает желание обойти систему. Многие слышали о том, что растаможить авто из Белоруссии будет намного проще, чем везти машину из европейской страны. На самом деле, все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Если вы думаете, что любое авто на белорусской регистрации можно легко привезти в Россию и не платить таможенные сборы, у вас ложные представления о реалиях Таможенного Союза. Составляли документы и технические регламенты Союза далеко не глупые люди, и такие схемы они продумали заранее. Сегодня мы поговорим о том, как можно перевезти и легально оформить купленный в Белоруссии автомобиль.
Регламенты Таможенного Союза в отношении автомобилей
Россия с Белоруссией имеют немало общих экономических соглашений, но в особенности важны для автолюбителей положения кодекса ТС. В данных документах учтены особенности товарооборота между двумя странами. Расширяя экономическое содружество, России дала определенные допуски для бизнеса, открыв тем самым возможности покупки более дешевых автомобилей и для российских автолюбителей.
Сейчас многие могут возразить, что ввезти в Россию можно только машину с экологическим стандартом Евро-5, а это только новое авто. Это неверное мнение, поскольку машины Евро-5 можно ввозить в Таможенный Союз, а внутри этой зоны перемещение транспорта свободно. Но есть несколько нюансов. В частности, законы Таможенного Союза признают машину товаром, избавленным от пошлин, только в таких случаях:
- автомобиль был ввезен на территорию Белоруссии до 1 января 2010 года, когда действовали фактически те самые налоговые ставки, что и в России, срок эксплуатации транспорта покрыл налоговые издержки правительства, авто считается товаром беспошлинным;
- машина была произведена странами-участниками Таможенного Союза, что подтверждается всеми документами, в таком случае автомобиль может перемещаться по зоне экономического содружества без каких-либо таможенных платежей и сложных оформлений;
- при таможенном оформлении автомобиля в Белоруссии был уплачен налог, соразмерный с действующими ставками налогов на оформление транспортных средств в России, что избавляет вас от дополнительной уплаты транспортных и таможенных сборов при оформлении.
Если же автомобиль был ввезен на территорию Белоруссии после января 2010 года, оформлять его придется по иной схеме, о которой мы поговорим позже. До 2013 года в Таможенном Союзе действовала норма, которая не позволяла ввозить в Россию авто с экологическим уровнем ниже Евро 4. Но теперь данная норма отменена, вы можете ввозить совершенно любой транспорт, который считается товаром по документации ТС.
Правда, иногда доказать подобное толкование законов и технических регламентов на таможне просто невозможно. Впрочем, суд уже неоднократно избавлял российских граждан, ввозивших машины из Белоруссии, от необходимости уплаты налогом и таможенных сборов. Если на таможне с вас все равно требуют уплатить действующие ставки налогов, просто обращайтесь в суд и развивайте дело в этом направлении.
Таможенное оформление машин, ввезенных в Белоруссию после 2010 года
Несколько лет после 2010 года Белоруссия стремилась больше к Западу, принимая массу законов под стандарты Европейского Союза. История умалчивает о том, почему эта страна изменила свои политические амбиции, но на отношение наших стран это значительно повлияло. В Белоруссии действовали законы, которые позволяли не проводить таможенное оформление автомобилей и просто ездить на европейских номерах сколько угодно времени.
Это создало наплыв европейских машин, которые затем позволили переоформлять на белорусские номера. Кто-то скажет, что это рай для автомобилистов. Но на самом деле, в 2013 году законы изменились, страна присоединилась к Таможенному Союзу. Сразу же выросли пошлины до тех размеров, в которых они были в 2010 году. Если вы решили ввезти авто, ввезенное на территорию Белоруссии в период с 2010 по нынешнее время, вам придется проделать такие процедуры:
- достать документы, которые были оформлены при растаможке автомобиля в Белоруссии (сделать это непросто, но без этого невозможно будет просчитать сумму платежей, уже уплаченных в казну страны за ввоз автомобиля);
- внести депозит при выезде в Белоруссию за автомобилем в русские таможенные службы - размер депозита определяется по формуле, которая известна сотрудникам пограничного подразделения;
- поехать за автомобилем и при ввозе предоставить стандартный набор документов, а также выписки из таможенной службы Белоруссии, которые определяют сумму внесенных платежей за ввоз машины;
- привезти автомобиль в Россию, обратиться в местное отделение таможенной службы и провести процедуру растаможки машины, доплатив необходимую сумму денег до таможенного депозита;
- получить документы для оформления транспорта в ГИБДД и стать счастливым владельцем авто с русскими номерами.
В этой схеме есть несколько некомфортных моментов для покупателя. В частности, нужно обратить особое внимание на получение необходимых документов в Белоруссии. Зачастую для этого вам придется немало побегать по инстанциям, ведь у нашего западного соседа многие законы остались неизменными с бюрократичных 90-х годов прошлого века. Даже если вам удастся без проблем получить выписки, информация в них может быть искажена или представлена в несоответствующей для российских служб форме.
Несмотря на все сложности, получить все нужные бумаги реально, и на этом действительно можно сэкономить. Единственным важным условием в таком случае будет реально выгодная стоимость машины в другой стране. Именно от цены будет зависеть, стоит ли покупать конкретную машину и заниматься ее перевозкой и оформлением в Российской Федерации. Рекомендуем посчитать все заранее, ведь нередко мелкие расходы на топливо, проезд, проживание и услуги автосервисов в другой стране съедают всю выгоду от покупки. Предлагаем посмотреть видео с подробным разъяснением темы ввоза авто из Белоруссии и Казахстана:
Подводим итоги
Если вы окончательно решили покупать машину в Белоруссии, помните, что нормы Таможенного Союза распространяются только на те автомобили, которые были должным образом ввезены и оформлены в одной из стран-участниц. Покупка машины на европейских номерах в Белоруссии и ее последующее оформление в РФ невозможно. Даже если вам удастся достать оригинальные документы их Германии, Польши или Литвы (зависит от страны, из которой был произведен ввоз), на таможне придется уплатить пошлины по полной программе. И не стоит забывать, что авто на европейских номерах должно иметь сертификат экологического соответствия не ниже Евро-4, а с 1 января 2016 года - Евро-5. Таким параметрам отвечают только новые авто, выпущенные в последние несколько лет.
Потому зачастую выгоды покупки автомобиля в другой стране Таможенного Союза, будь то Белоруссия или Казахстан, оказываются мифическими. Норма технической документации Союза, которая предполагает беспошлинный ввоз, отлично работает, если человек решил переселиться из Белоруссии в Россию и привезти сюда свой автомобиль. В таком случае получить русские номер и документы практически в любой ситуации будет непроблематично. А вы задумывались о покупке машины в Белоруссии и ее дальнейшем таможенном оформлении в нашей стране?