Когда российский автолюбитель задумывается о смене транспортного средства и покупке подержанного автомобиля, мысли автоматически возвращаются к идее ввоза авто из другой страны. К примеру, из Европы или Японии везут достаточно много машин и ставят их успешно на учет в России. Учитывая разницу в ценах на подержанный транспорт в РФ и Европе, это может стать прекрасным решением для покупателя. На первый взгляд все выглядит просто замечательно: едем в Европу, гуляем пару дней по красивым улочкам старинного города, выбираем и покупаем автомобиль и с ветерком везем его в Россию на оформление. Но на поверку все выходит значительно сложнее. Доставка и таможенное оформление авто в России – это не самая простая процедура.
Во-первых, таможенные платежи на подержанный транспорт в нашей стране драконовские. Именно они удерживают достаточно высокий уровень цен на вторичном рынке. Во-вторых, ввозить автомобили с нормами выбросов Евро-4 и ниже нельзя. Вы можете ввезти только машину Евро-5, а это довольно новый транспорт. К сожалению, цена такого транспорта в Европе не предлагает столь ощутимой разницы с российскими ценами, как, к примеру, стоимость автомобилей Евро-4. Также не нужно забывать, что машину придется подготовить, получить ряд сертификатов и прочих документов, от списка которых вам сразу же может перехотеться покупать автомобиль в ЕС. Давайте рассмотрим все по порядку.
Содержание
- Почему машины в Европе дешевле?
- Какие документы нужны для оформления ввезённого в РФ автомобиля?
- Какие платежи придется сделать в России?
- Какие дополнительные затраты стоит учитывать?
- Подводим итоги
Почему вообще машины в Европе дешевле?
Это довольно условное заявление. Если вы возьмете авто с возрастом до 3 лет, то увидите, что цены практически не отличаются. Та разница, которая есть, не покрывает даже таможенные платежи, которые вы заплатит за ввоз автомобиля. Поэтому условно новые авто в Европе не обладают той разницей в цене, которая могла бы сделать их покупку более или менее целесообразной. Более старшие авто действительно показывают неплохую разницу. К примеру, Volkswagen Golf 6 поколения 2012-2013 года выпуска с условно небольшим пробегом в России может стоить от 6500 до 8500 долларов. В Европе такое авто можно купить за 3-4 тысячи евро, что обеспечивает разницу в два раза.
Причины низкой стоимости подержанных авто в Европе очевидны:
- более платежеспособное население, что становится причиной быстрого снижения стоимости машин на вторичном рынке, их попросту никто не покупает так активно, как у нас;
- растущие требования к экологическому оснащению транспорта, что приводит к быстрому устареванию машин – в некоторых городах старые и дизельные авто попросту перестали пускать в центр или в черту города;
- социальные стандарты – ездить на старой машине в Западной Европе непрестижно, вас будут считать человеком, который не заботится об экологии и использует неэффективный транспорт;
- конкуренция на вторичном рынке – внутри Европейского Союза нет проблем с растаможкой, поставить авто на учет можно из любой страны, так что рынок огромен, и это вызывает падение цены;
- содержание старых машин стоит дорого – с каждым годом растет стоимость страховки, из-за этого люди предпочитают раз в 4-5 лет менять машину на новую;
- есть отличные программы кредитования и лизинга, которые позволяют людям покупать новые автомобили без значительных финансовых затрат, и это подогревает рынок новых автомобилей.
Конечно, такие факторы вызывают определенную разницу в цене подержанных машин в Европе и России. Но для жителей нашей страны эта разница продолжает быть довольно условной. Государство не спешит снижать акцизные сборы и упрощать процедуру регистрации пригнанного из других стран автомобиля. Выгоду можно получить только в том случае, если купить автомобиль очень дешево. Но в таком случае даже в Европе вы можете получить конструктор, битый автомобиль, ржавый кузов или завершенный ресурс основных агрегатов.
Список документов для оформления европейского автомобиля в РФ
До 2017-2018 года россияне активно завозили иномарки с авторынков Литвы, Германии, Польши, Чехии. Но затем ситуация изменилась внедрением на территории Таможенного Союза системы ЭРА-ГЛОНАСС. Теперь ввезти и поставить на учет можно только ту машину, которая оснащена подобным прибором. Это сильно увеличивает затраты на оформление б/у авто и усложняет процедуру постановки на учет.
В целом вам придется позаботиться о таких документах:
- все документы на авто, которые вы получили в европейской стране при снятии с учета, а также номерные знаки (обычно это транзитные номера);
- таможенная расписка с сертификатом установленного образца – выдается документ еще до выезда за пределы страны;
- страховка на приобретенную машину – это важный момент, о котором многие покупатели забывают;
- сертификат, свидетельствующий о том, что в авто установлена и работает система ГЛОНАСС, сертификат выдается одним из официальных представителей единого дистрибьютора;
- таможенная декларация – лучше заполнить ее заранее, взяв форму на сайте таможенной службы, это несложно.
Без действующей страховки вас попросту не впустят в Россию, а также могут наложить весомый штраф, который сделает покупку авто в Европе вообще невыгодной. Обратите внимание, покупать автомобиль лучше у юридического лица. Это может быть автохаус или аукцион. В таком случае из уплаченной суммы вы получите 19% НДС в виде возврата после выезда автомобиля за пределы страны. При покупке у физических лиц НДС не учитывается, поэтому и не возвращается.
Какие платежи придется сделать уже в России?
Процедура переоформления и постановки на учет начинается уже при въезде в РФ. Необходимо правильно заполнить таможенную документацию, иначе при попытке оформить автомобиль и уплатить нужные сборы в дальнейшем у вас могут возникнуть проблемы. Трудности также бывают при неправильном заполнении любой документации, истекшем сроке страховки и других неточностях. Обычно при ввозе авто следует брать консультации у юристов или даже заручиться их помощью. Пусть вы и потратите чуть больше денег, зато сможете сэкономить много времени и нервов.
Итак, основные платежи будут следующие:
- таможенный сбор – это стандартный платеж при ввозе практически любого товара в пределы Российской Федерации, в случае с машинами он не будет большим и просчитывать его заранее не обязательно;
- пошлина – это основной платеж, который рассчитывается на каждый кубический сантиметр объема двигателя автомобиля, минимальная ставка составляет 2.5 евро за каждый кубический сантиметр, максимальная – 20 евро;
- утилизационный сбор – на момент написания статьи средний утилизационный сбор за автомобиль составляет 5400 рублей, это также небольшой платеж, обычно его не даже не считают в общую сумму при расчете платежей;
- НДС – в этом случае все зависит от общей получившейся суммы, уплата НДС также станет важным дополнением в общей сумме средств, которые вы заплатите государству за автомобиль;
- акциз – этот платеж является единой ставкой (процент от стоимости ввозимого транспортного средств), но рассматривается вопрос об упразднении акциза на подержанные авто.
Нужно учитывать, что это лишь платежи в бюджет и различным фирмам, которые будут помогать вам с растаможкой. Как правило, самостоятельно эту процедуру никто не выполняет, так как придется неделями стоять в очереди и столкнуться с самыми непредсказуемыми проблемами. К сожалению, взаимодействие с государственными органами вызывает только негативные эмоции и становится важной причиной различных неприятностей. Поэтому впишите также около 30-50 тысяч рублей в качестве оплаты услуг фирмы, которая поможет вам за 1-2 дня растаможить машину.
Если вы ввозите электромобиль, то с конца 2020 года в России будет действовать нулевая ставка таможенного сбора, и это сильно упростит и удешевит ввоз и растаможку машин с электрическим топливом.
Какие еще затраты будут у покупателя?
Это далеко не все расходы, которые придется понести при покупке автомобиля в Европе. Нужно учитывать все подводные камни, которые могут возникнуть в процессе выбора и приобретения машины. К примеру, вам нужно как-то доставить транспорт на территорию страны и без проблем пройти таможенные пункты пропуска на границе. Это может оказаться настоящей проблемой, если вы не подготовитесь или не воспользуетесь помощью профессионалов.
Давайте рассмотрим, какие еще могут быть затраты в процессе:
- Затраты на авиабилеты, отели, пребывание в стране. Если вы отправляетесь за машиной самостоятельно, не забудьте добавить минимум 1000 евро на перелет и пребывание в стране, где вы будете покупать машину.
- Подбор автомобиля. К сожалению, не каждый автомобиль на вторичном рынке идеален. Немцы и литовцы тоже научились заправски скручивать пробег, автохаусы и вовсе делают дешевую предпродажную подготовку лучше российских перекупщиков. Так что на подбор заложите еще 500-800 евро в качестве оплаты услуг специалиста.
- Перегон авто в Россию. Если вы будете пользоваться услугами перегонщика или автовоза, это обойдется в 1000-1500 евро. Самостоятельно гнать машину гораздо дешевле, но не бесплатно. Посчитайте бензин, ночевку в пути, возможную оплату штрафов, которые в Европе просто невероятно большие.
- Помощь юридической фирмы или специалиста в оформлении автомобиля. Это поможет вам сократить процедуру оформления до 1 дня и максимально быстро отправиться в путь на авто с российскими номерами. Обычно помощь обходится от 500 евро.
- Различные непредвиденные расходы. В автохаусе или на аукционе, который продает вам автомобиль, могут быть дополнительные комиссии, оплата сопровождения сделки. Штрафы за превышение скорости и прочие нарушения как на территории Европы, так и в России, придется оплачивать со своего кармана.
Существуют и другие расходы. К примеру, нет никакой гарантии, что по дороге домой ваш автомобиль не сломается. Если поломка застанет вас в Европе, стоимость ремонта может неприятно удивить. Да и эвакуатор до ближайшей станции обойдется очень дорого. И это лишь некоторые из непредвиденных расходов, которые могут возникнуть. При покупке авто в другой стране желательно выполнить базовый сервис – заменить масло в двигателе, масляный фильтр, воздушный фильтр и топливный очиститель. Иначе до России машина может не доехать, если до этого она долго стояла без движения.
Предлагаем посмотреть видео о перегоне автомобиля в Россию из Европы:
Подводим итоги
Современные законы и таможенная политика в России не позволяют ввозить старые авто ниже Евро-5. Это закрывает заграничный рынок для большинства покупателей из нашей страны. Тем не менее, более новые машины в Европе не только стоят дешевле, но и часто продаются в гораздо лучшем состоянии, чем после эксплуатации в РФ. С учетом всех таможенных платежей ценник на машину как минимум сравняется с российскими расценками на идентичный транспорт, но вы получите ухоженное авто с хорошим остаточным ресурсом.
В Европе обслуживание машин лучше, топливо качественнее, а качество дорог исключает необходимость регулярного ремонта подвески и кузова. Поэтому 3-5 летние машины по свойствам и качеству могут смело соперничать с новыми автомобилями в России. К тому же, покупатель может подобрать автомобиль в уникальной комплектации, который будет оснащен такими двигателями и коробками, которые никогда не поставлялись в Россию. И все это до сих пор делает доставку автомобилей из ЕС в Россию перспективным занятием. Но денег вы точно сэкономить не сможете.