Автомобильный мотор не может работать без качественной смазки. Для нормальной эксплуатации необходимо обеспечить оптимальный тип расходных материалов, иначе мотор может за один межсервисный интервал превратиться из качественного двигателя в настоящую проблему. Вопрос качества смазки всегда был важным для силовых агрегатов, но для современных двигателей эта проблема вышла на новый уровень. Если современный мотор с турбиной поработает с низким уровнем масла 1-2 тысяч км пробега, ему придется искать замену. Смазка должна не только поддерживаться на нормальном уровне, но и в целом быть адекватной по характеристикам для данного агрегата. Даже старые надежные модели моторов при масляном голодании выходят из строя и требуют капитального ремонта. Чтобы не приближать дату дорогой «капиталки» или замены, нужно чуть больше узнать о функциях масла в силовом агрегате.
Сегодня мы расскажем о типах существующих смазок, а также о том, какую роль играет материал в двигателе. Обратим внимание на обозначения и типы классификаций, расскажем о том, как же стоит подбирать смазочную жидкость для двигателей в разных условиях. Нужно учитывать, что силовой агрегат должен работать всегда в нормальных условиях, которые для него предполагает производитель. Если этого не происходит, вы вскоре пожалеете о том, что начали что-либо менять и самостоятельно выбирать различные версии масел, которые не были рекомендованы производителем. Будьте очень осторожны в отношении смазочных жидкостей. Очень часто масло требует внимательного подбора, но всегда оставайтесь в пределах рекомендованных производителем параметров. Итак, приступим к разбору непростой и важной темы.
Содержание
Какую роль выполняет масло в двигателе вашего автомобиля?
Нужно признать, что смазка является одним из главных элементов в цепочке факторов нормальной работы силового агрегата. Смазочный материал скапливается в поддоне, где располагается маслозаборник. Из картера насос закачивает масло в систему смазки, которая расположена по всему мотору внутри, а также в турбине. Смазка должна сразу же поступить на узлы двигателя при запуске, иначе мотор начнет работать в сухом режиме, появятся задиры на металле, которые вскоре приведут к полноценному разрушению мотора и дорогостоящему ремонту.
Функции масла в двигателе автомобиля следующие:
? смазка движущихся частей, чтобы получить оптимальный контакт разных граней, а также избежать чрезмерного нагрева при таком контакте;
? защита поверхностей от появления задиров и царапин, иначе мотор быстро износится и потребует минимум капитального ремонта или замены;
? покрытие тонким защитным слоем всех металлических элементов мотора, что позволяет противостоять коррозии в процессе эксплуатации;
? смазывание всех механизмов, которые присутствуют в силовом агрегате, включая некоторые периферийные детали;
? контроль температуры работы некоторых элементов двигателя, чтобы избежать чрезмерного нагрева в процессе взаимного трения;
? обеспечение скольжения полированных поверхностей, что позволяет значительно улучшить эксплуатационные свойства агрегата;
? обеспечение длительного срока жизни деталей агрегата, чтобы получить максимальный эффект долговечности и нормальных условий работы мотора.
Вот такой немаленький список задач есть у масла. У современных турбомоторов смазочная жидкость также обеспечивает нормальную работу турбины без повреждений. Очень тонкие зазоры между деталями создают необходимость максимально быстрой и качественной смазки сразу в момент запуска. Иначе возможны серьезные проблемы с точки зрения целостности деталей узла. Вы можете столкнуться с проблемами с турбиной уже на первом десятке тысяч километров пробега после выезда с салона, если не будете использовать рекомендованные масла. Это нужно помнить, иначе в процессе эксплуатации возникнут одни проблемы.
Классификации и обозначения – что нужно знать?
Существуют самые разные классификации моторных масел. Наиболее используемые в нашей стране – SAE и API, также иногда применяется ACEA. Эти три классификации фактически дают одну информацию, но в разном формате. То есть, вы получаете максимум нужной информации о конкретных свойствах смазки со всех типов обозначений. Наиболее используемый в России вариант – SAE. Такие обозначения проще всего расшифровать, если знать некоторые особенности кодирования. Впрочем, нужно быть уверенным в том, что вы покупаете масло с теми характеристиками, которые указаны на его упаковке. Это уже отдельная тема для разговора.
Классификация SAE – какую информацию она дает?
Аббревиатура SAE означает Society of Automotive Engineers (Общество автомобильных инженеров). Эта организация разработала один из самых простых вариантов маркировки масла, который прижился в Европе и СНГ. Основные параметры в маркировке – это максимально низкая температурная вязкость, сезонность, а также диапазон вязкости при 100 градусах по Цельсию. По этим особенностям можно понять, что именно вязкость масла в разных условиях SAE видит в качестве основного свойства и показывает в своем обозначении.
Маркировка расшифровывается достаточно просто:
- Первая цифра обозначает коэффициент вязкости при низких температурах. К примеру цифра 0 обозначает, что смазка сохраняет свойства до -40 градусов. Обозначение 5 говорит о стойкости до -35 градусов, а цифра 10 обозначает масло с устойчивостью к замерзанию до -30 градусов. Самое большое обозначение SAE 40 – спортивное масло, которое густеет уже при +10 градусах.
- Вторым обозначением является буква W, но она может и отсутствовать. Наличие этой буквы говорит о том, что масло подходит для зимней эксплуатации. Отсутствие данной буквы говорит о том, что смазку можно использовать только при плюсовой погоде. В наших широтах масла без буквы W по маркировке SAE не продаются массово, так как в их использовании нет никакого смысла в России.
- Третья цифра означает вязкость при высоких температурах. Обозначение 30 говорит о сохранении вязкости до +35 градусов. Цифра 40 говорит о стойкости к изменениям до +40 градусов, цифра 50 – до +50 градусов. Реже встречаются масла, способные выстоять жару до 60 градусов, но в целом в легковых авто их применение не практикуется.
То есть, масло с маркировкой 5w40 будет значить, что такая смазка может сохранять свои свойства вязкости в диапазоне температур от -35 до +40 градусов, а также может использоваться в зимнее время. Вот такие полезные данные дает маркировка по SAE. Без них было бы сложно определить, какие именно масла нужно использовать в определенных автомобилях. Именно показатели вязкости и сезонности являются главными при выборе смазки.
Классификация API – зачем она нужна?
Классификация API совершенно другая, в ней зашифрована применяемость, согласно году выпуска автомобиля. Производители часто указывают в своих допусках конкретные рекомендации по API, но в целом у нас эта система не прижилась. Такая маркировка активно используется в США.
Суть классификации заключается в том, что все масла разделены на две группы. Смазки для бензиновых двигателей имеют букву S в начале названия, а дизельные – букву C. Вторая же буква означает поколение смазочной жидкости. К примеру, для бензиновых машин с 1995 года используются масла SJ, а с 2002 года – SL. С 2004 года действует обозначение SM.
Для дизельных машин актуальные обозначения CF-4 для автомобилей с 1990 года, CG-4 с 1995 года, CH-4 с 1998 года и CI-4 с 2002 года. Обозначения продолжают развиваться и расширяться, но в целом у нас на данные цифры смотрят очень редко.
Классификация ACEA – что она показывает?
В 2008 году полностью обновилась классификация масел по ACEA, которая обязательно указывается на канистре производителем. Это буква и цифра, все достаточно просто. Но в своей классификации организация учитывает не вязкость и сезонность, а подготовку к эксплуатации на определенных механизмах. Существует четыре основные категории:
? A – масло для бензиновых силовых агрегатов и установок;
? B – смазочный материал для дизельных двигателей;
? C – масла для моторов с катализаторами очистки выхлопных газов;
? E – смазочные материалы для нагруженных агрегатов коммерческой техники.
Цифра же означает предназначение масла для определенных типов силовых установок. К примеру, A1/B1 – это стандартное масло для бензиновых и дизельных машин в гражданских условиях эксплуатации. A3/B4 – смазка, предназначенная для сложных условий использования, высоконагруженных агрегатов. Это общие параметры, в них нет конкретных данных о вязкости и прочих характеристиках.
Как правильно подобрать масло для вашего авто?
Смотреть стоит на классификацию SAE. Именно она дает достаточно полное понимание того, какая смазка перед вами. Многие задают вопрос, нужно ли с возрастом лить в автомобиль более вязкие масла. Ответ прост: вы можете лить любые смазки, которые входят в список рекомендованных масел от производителя вашего автомобиля. Но экспериментировать с маслами, которые не были рекомендованы к использованию в вашей машине, не стоит. Это может стать причиной поломки двигателя, повышенного износа, масляного голодания.
Важные критерии для подбора смазки:
? выбирайте только те масла, которые есть в списке рекомендованных по классификации SAE для вашего двигателя;
? выбирайте надежных производителей, откажитесь от неизвестных и некачественных смазочных материалов с сомнительной репутацией;
? не экономьте, старайтесь не покупать смазки на разлив, так как доверять продавцам таких масел нельзя, возможны подлоги и подделки;
? если финансы позволяют, лейте оригинальное масло и ставьте оригинальные фильтры, чтобы продлить срок жизни вашего авто;
? обратите внимание на признаки возможной подделки, в России много поддельных смазочных материалов для автомобилей;
? не забывайте об отзывах – на форумах владельцы вашего автомобиля уже опробовали все виды масел и дают ценные рекомендации.
Как видите, выбирать смазки нужно не только по классификации. Необходимо обращать внимание и на другие особенности. Не стоит играться с вязкостью и температурной стойкостью. Намного лучше использовать те смазочные материалы, которые подготовлены для вашего автомобиля. Откажитесь от дешевых материалов, они зачастую изготовлены с применением некачественных присадок. Такие смазки двигателю явно не помогут сохранить длительный ресурс.
Предлагаем посмотреть видео по важности масла для двигателя:
Подводим итоги
Современный автомобиль должен работать на качественном масле. Если смазка низкого качества, будет сложно избежать проблем. Скорее всего, уже через 2-3 года эксплуатации двигатель на плохом масле попросит ремонта. Моторы для автомобилей производятся из довольно чувствительных к разрушениям материалов. Это значит, что плохая смазка сразу же приводит к появлению задиров и прочих неприятностей в эксплуатации. Вполне очевидно, что мотор будет дольше работать, если его правильно смазывать. Выбирая масло, нужно быть аккуратным, помнить о возможных подделках и других неприятностях в сфере автомобильных масел.
По классификации стоит подбирать те масла, которые производитель рекомендует для вашего автомобиля. Нужно понимать, что отсутствие выбранного масла в рекомендациях концерна говорит о том, что вам не стоит использовать данную смазку. Скорее всего, она просто не тестировалась с вашим двигателем. Самое простое последствие использования такого масла – его повышенный расход и постоянная доливка. Плохие новости в том, что мотор быстрее изнашивается, работает с сухими деталями и получает повышенную нагрузку при использовании неподходящего масла. Так что выбирать смазку стоит осознанно.