Процесс приобретения автомобиля в России уже давно стал намного проще. Целью реформ было снижение количества времени, которое продавец и покупатель проводили в различных инстанциях для проведения перерегистрации. Основные изменения начались в 2012 году и продолжаются до сегодняшнего дня. Не так давно произошло еще несколько важных событий, которые стоит учитывать при походе в ГИБДД с целью проведения регистрационных действий. Вся проблема в том, что далеко не всегда упрощенная схема перерегистрации приносит только положительные моменты. Нередко приходится сталкиваться и с проблемами, такими как разгул мошенничества, отсутствие нормальной законодательной базы для всех случаев и прочие неприятности. Ожидалось, что в 2017 году будут приняты кардинальные изменения в законы о регистрации авто, которые приблизят эту сферу к простоте и эффективности законодательства европейских стран. Но случилось не так, как хотелось.
Проекты законов, которые долго ходили по кругам законодательного ада, так и не дошли до принятия. Сложно назвать причины, по которым переоформление и до сегодняшнего дня остается сложным и неприятным процессом, на который продавец и покупатель могут потратить целый день своего времени, если не больше. 10 июля вступают в силу новые правила регистрации автомобилей, которые таили в себе тихую надежду русского автомобилиста. На самом деле, изменения очень пассивные, и это мы сегодня рассмотрим в полном масштабе. К сожалению, продавать и покупать машины, как в США, пока в России не получится. Более того, некоторые аспекты этой процедуры даже усложняются. Впрочем, мошенничество и нелегальные сделки также нужно как-то пресекать. Понять мучения законодателей также можно, ведь принять достойные правила, которые удовлетворят каждого, просто невозможно.
Упрощение - полис ОСАГО для регистрации теперь не нужен
Это единственный действительно важный момент, который убрал полное несоответствие законов. С одной стороны, для первой регистрации авто нужен полис ОСАГО, а с другой - без получить его легально можно только в автосалоне. Выходит, что поездка по городу без полиса - это нарушение правил. Но добраться из салона до ГИБДД и провести переоформление вам каким-то образом нужно. Именно этот казус снимает постановление об отмене необходимости полиса ОСАГО при регистрации авто.
Положительные стороны этого решения очевидны:
- упрощается пакет документов, то есть теперь вам нужно тратить меньше времени на сбор бумаг для проведения первой регистрации автомобиля, что упрощает всю процедуру;
- значительное упрощение регистрации подержанного авто, которая из-за этого требования выглядела просто удивительно сложной, приходилось тратить намного больше времени;
- упразднение необходимости переплачивать тысячи рублей за полисы в здании ГИБДД или в автосалонах, что было единственным легальным способом застраховать машину при постановке на учет;
- небольшое снижение стоимости регистрационных действий, которое однозначно станет большим преимуществом (впрочем, полис все равно нужно покупать сразу после регистрации);
- определенный шаг к либерализации постановки автомобилей на учет, что очень требуется нашей стране, пусть этот шаг и не столь масштабный, как многим хотелось до его принятия.
Не стоит обольщаться и говорить о том, что полис ОСАГО при продаже авто теперь вообще отменили. Новый владелец автомобиля сразу же после регистрации оного должен приобрести данный документ у одной из страховых компаний. Но штрафовать вас за то, что вы едете из салона в ГИБДД на оформление, никто не будет. И это уже хорошая новость. Данный вопрос вызывал бурю эмоций и неприятных моментов среди автомобилистов, которые часто продают и покупают авто.
Утилизация - лазейку прекращения регистрации прикрыли
Многие автомобилисты сталкивались с такой проблемой, как продажа авто по договору купли-продажи и длительное ожидание, пока новый владелец переоформит автомобиль в ГИБДД. На деле проблемы касаются писем счастья, а также возможного криминала, связанного с машиной. Раньше владелец такого авто мог просто пойти в ГИБДД и снять авто с учета с целью утилизации. Сегодня это стало невозможным. Для такой процедуры потребуется следующее:
- документы на автомобиль, которые подтверждают, что вы являетесь непосредственным владельцем, а также ваши документы, подтверждающие личность автомобилиста;
- бумага, которая свидетельствует о том, что авто уже утилизировано, этот документ должен быть выдан одной из сертифицированных организаций по утилизации авто в России;
- не должно быть фактов предварителной продажи авто, обременений и других проблем, которые могли бы вызвать подозрение и задержать снятие машины с учета;
- в истории автомобиля не должно быть штрафов, незакрытых криминальных, что может стать причиной наложения на владельца ответственности за уничтожение имущества;
- восстановить такое авто, которое утилизировано после 10 июля 2017 года и возобновить регистрацию просто невозможно, хотя раньше такая возможность присутствовала.
Этот момент призван защитить тех, кто покупает машину. Но проблема в том, что система непосредственно продажи слишком сложна и должна быть упрощена еще больше. А этот закон обрубил единственную законную возможность избавиться от машины, которую новый владелец никак не может переоформить на себя. Так что стоит задуматься о целесообразности принятия такой поправки. Небольшое изменение приведет к серьезным неприятностям.
Автомобили с кузовом без номера - теперь ставим на учет
Эта новость долго и горячо обсуждалась на форумах, и многие владельцы очень активно переживали по поводу нововведений. На деле оказывается, что автомобили с кузовом без номера действительно можно поставить на учет. Но при этом это возможно только в случае, когда авто можно идентифицировать. К примеру, есть табличка, дублирующая VIN-код, а также другие признаки, по которым можно точно сказать, что за автомобиль перед вами находится. Особенности закона следующие:
- эта поправка действительно помогает тем, кто пострадал от естественного износа и ржавчины на месте с VIN-кодом на кузове автомобиля, так что закон положительный;
- также защищают тех автовладельцев, чьи автомобили выкрали и пытались перебить номера, что стало причиной уничтожения старого VIN и изменение его параметров;
- также делают возможной регистрацию старых авто и раритетного транспорта, который не имеет набитых номеров на кузов, теперь важно просто идентифицировать авто;
- если же идентификацию машины провести невозможно, то и в регистрации вам вполне могут отказать, так как основные законодательные ограничения в этой сфере остались неизменными;
- для мошенников это также открывает определенную лазейку, так как можно всегда довести место с VIN-кодом до убедительной ржавчины и установит на учет ворованное авто.
У каждого закона и у каждой поправки есть свои минусы и плюсы. Так что говорить о кардинальном улучшении в связи с принятием данного правила не приходится. Всегда будут люди, которые недовольны сложившейся ситуацией. Впрочем, это изменение никак не затрагивает тех автомобилистов, которые просто хотят поставить авто на учет после покупки. Так что большинство сделок новые правила особо не затронут. Говорить о полном обновлении законодательства в данной сфере пока рано.
Что хотелось бы увидеть в изменения по регистрации авто?
Мы стали свидетелями нескольких важных изменений в правила регистрации в прошлые годы. Но сегодня масштабность реформ сбавила свои обороты. Когда пошла речь о принятии новых правил, многие автомобилисты и эксперты заговорили о еще большей либерализации законов. Конечно, уменьшение цены и времени регистрации было бы огромным преимуществом для всей сферы продажи и покупки автомобилей в государстве. Особенно ждали следующих изменений:
- быстрая покупка и продажа автомобиля без необходимости посещения ГИБДД, все можно было бы сделать онлайн в большинстве случаев, не затрачивая много лишнего времени;
- снижение стоимости некоторых процедур регистрации, которые значительно выросли в цене в последние годы, принятие последних законов практически нивелировалось;
- конкретные действия для уменьшения очередей в отделениях ГИБДД крупных городов, чтобы сделать процедуру снятия/постановки автомобиля на учет быстрее и проще для каждого;
- усиление мер безопасности и полная смена правил переоформления - как только люди подписывают договор, машина должна считаться переоформленной, тогда не будет проблем с криминалом;
- введение удобных сервисов на сайте ГИБДД, таких как бесплатная быстрая проверка авто на кринимал, возможность подать заявление на перерегистрацию авто, онлайн очередь.
Все это предложения, которые постоянно рассматриваются и обговариваются в кулуарах законодательных органов. Но ни один из них не принят в нынешней редакции законов, связанных с регистрацией автомобилей. Конечно, это печально, так как сфера покупки и продажи авто в нашей стране остается довольно сомнительной. Рисков и проблем для покупателя и продавца остается очень много, а вот легкости и непринужденности искать не приходится. Предлагаем посмотреть видео с дополнительной информацией о правилах регистрации автомобилей:
Подводим итоги
Что и говорить, значительных изменений дождаться не удалось. Но законодательство однозначно перестало быть совсем негибким и жестким. Небольшие изменения принимаются, и с 10 июля 2017 года действительно многие смогут получить преимущества новых законов. Речь идет о тех владельцах автомобилей, которые встретились с проблемой при постановке на учет машины со стертым VIN-кодом. Немного более понятным становится правильный способ переоформления. Важно не просто подписать договор купли-продажи, а реально съездить с новым владельцем в ГИБДД и провести полноценную процедуру переоформления.
Несмотря на довольно важные изменения, большинство покупателей даже не заметят их в процессе постановки автомобиля на учет. Так что изменения стоит назвать косметическими, а не кардинальными, как это планировалось ранее. Впрочем, Россия пошла по своему пути и не стала копировать законы западных государств. У нас совершенно уникальный подход к процессу перерегистрации автомобилей, который оказывается подходящим именно для нашей страны. Осталось изменить только несколько важных моментов. А какие нововведения вы хотели бы видеть при следующем обновлении правил?