Перечислять дорогие государственные проекты в России – интересное занятие. Порой на строительство временных модульных зданий правительство выделяет их бюджета миллиарды, а здания так и остаются мифическими проектами. Но к этому мы уже привыкли. Куда же идут деньги, которые каждый автомобилист платит за российские дороги?
Этот вопрос заинтересовал нас, и в этой статье мы предлагаем рассмотреть самые дорогие дороги России. Оказывается, наш интерес был небезосновательным, удалось выяснить много интересных фактов.
Откуда формируется бюджет на дороги в России?
Вопрос о том, как формируется бюджет на строительство и ремонт дорог, кажется, является загадкой даже для тех, кто этим бюджетом ведает. Официально в нашей стране определенный процент акцизного сбора на топливо отправляется на строительство дорог. Также бюджет пополняется штрафами за нарушения автомобилистов страны и все налоги, сборы и пошлины, связанные с регистрацией транспортных средств, их таможенным оформлением.
Цифры получаются внушительные. По оценкам некоторых экспертов в экономических делах, можно было бы построить новые дороги за два года прозрачного сбора всех этих налогов. Но есть определенные проблемы:
- Россия – не самая чистая от коррупции страна (мягко говоря);
- дороги строятся государственными предприятиями, которые стали прекрасным способом отмывания денег;
- тендерные закупки материалов просто удивляют своими цифрами;
- малому и среднему бизнесу дорога к тендерам закрыта полностью.
Выходит, что тендеры выигрывают крупные компании, подконтрольные власти, которые могут продавать тот самый асфальт по цене бриллиантов. Но и это не самое страшное. Если сравнить стоимость российских и европейских или американских дорог, мы увидим, что наши «послевоенные» асфальтовые остатки стоят в десятки раз дороже идеальных немецких автобанов.
Самая дорогая дорога в России
Вы, наверное, думаете, что самой дорогой трассой в нашей стране стала объездная в Сочи или трасса между Адлером и Красной Поляной. Действительно, эти дороги оказались невероятно дорогими. Иностранные журналисты посмеялись над заявленными расходами России на эту трассу, посчитав, что можно было бы выложить трассу пачками долларов. На строительство 48 километров 227 миллиардов рублей (один метр дороги стоит 140 000 долларов).
Но рекордсмен стоимости российских дорог имеет еще более интересные показатели. Четвертое транспортное кольцо Москвы стало наиболее дорогим проектом в мире. Самые интересные факты следующие:
- неполных четыре километра обошлись гражданам страны в 18 миллиардов рублей;
- один метр дороги стоит 578 тысяч долларов;
- по стоимости проект превзошел вырубленную в скале трассу в Швейцарии;
- самая дорогая трасса в США стоит в 15 раз меньше.
Конечно, брать пример с Запада мы не хотим. Но вот поучиться у них строить дороги дешевле в десятки раз нам явно следует. Проблема в том, что одна только окружная трасса в Петербурге по стоимости могла бы обеспечить строительство новых (и весьма качественных) дорог во всей Ленинградской области.
Обиден даже не факт запредельной стоимости строительства дорог. Возмущает качество асфальта и проводимых работ. Исчезающий асфальт, который словно тает вместе со снегом и обледенениями, стал нормальным явлением для нашей страны. Депутаты Совфеда открыто обсуждают пути «снижения откатов» на строительстве дорог. И тратятся на это наши с вами деньги.
Итоги подводить желания нет
Будут ли в России идеальные дороги? Ответ на этот вопрос спрятан под тысячами разрешений и бюрократических бумаг, которые мешают ответственным независимым компаниям стать участниками строительства этих самых дорог.
А пока в нашей стране бьют рекорды по стоимости дорожного полотна, эксперты смеются над бестолковым вложением денег, а простые люди продолжают скакать по проселочным трассам, крепко держась за рулевое колесо, даже на комфортных внедорожниках. Как вы думаете, когда в России одной национальной проблемой станет меньше?