Автомобиль с полностью прозрачными стеклами для многих водителей кажется определенным аквариумом. Здесь нет уюта, отсутствует личное пространство, а оставлять сумку с документами в некоторых районах действительно опасно. Поэтому тонировка стала национальной российской чертой, и русские люди часто удивляются отсутствию любых типов тонировочной пленки на машинах. Во многих странах любые дополнительные наклейки на стекла попросту запрещены и караются огромными штрафами. В Европе практически везде разрешена только условная тонировка, которая практически никак не меняет прозрачность стекол. В России правила немного лояльнее, да и в целом люди придумали множество хитростей, которые вполне работают. В этой статье на нашем сайте мы постараемся разобраться, почему тонировка так важна для российских автомобилистов, а также, что по этому поводу говорят законы.
Существует несколько функциональных видов тонировки стекол в авто. Многие типы не используются в России, так как требуют значительных инвестиций в переоборудование машины. Поэтому обычно у нас применяют пленки стандартного типа или различные съемные виды тонировочных материалов. Нужно признать, хитрость водителей порой удивляет, а товары с китайских интернет-магазинов заставляют подключать воображение к переоборудованию машины. Но нужно придержать рвение и желание изменить автомобиль в угоду комфорта. Стоит понимать, что есть законы и правила дорожного движения, а также существует КоАП, который за нарушение этих правил назначает внушительные штрафные санкции. Обратите внимание не только на формулировку правил, но и на реальный опыт владельцев автомобилей.
Содержание
- Что даёт тонировка
- Какая тонировка разрешена по закону?
- Размеры штрафа за неправильную тонировку
- Хитрости водителей
- Подводим итоги
Что вообще дает тонировка машине?
Существует несколько основных привилегий, которые получает владелец авто после установки тонировочных материалов. Для каждого автомобилиста эти преимущества будут индивидуальными. Обычно преследуется целый комплекс факторов, позволяющий увеличить удовольствие от эксплуатации транспорта. Иногда это просто желание что-то сделать со своей машиной, под которым нет никаких практичных целей. И в этом случае стоит быть осторожным. Одно дело – получать штраф за повышенный комфорт, и совсем другое – за обычную прихоть.
Водители называют такие преимущества тонировки:
1. Микроклимат в машине. Солнце действительно гораздо меньше проникает в салон, если стекла оклеены отражающей пленкой высокого качества. Чем меньше светопропускная способность, тем лучше качество защиты от нагрева.
2. Внешний вид. Автомобиль выглядит более ярко, часто именно тонировочная пленка позволяет в значительной мере улучшить дизайн авто и превратить его из простого в отличный.
3. Уют в салоне. Через хорошую пленку очень сложно различить, кто находится в салоне. Вы создаете уединенное пространство, и водители соседних автомобилей в пробках не изучает содержимое вашей машины.
4. Комфорт для глаз. Многим водителям приходится все лето и половину весны ездить в затемненных очках. Если при этом нужно носить еще и очки с диоптриями, поездка превращается в настоящее мучение. С тонировкой все будет проще.
5. Укрепление стекла. Это довольно условное преимущество, так как при желании злоумышленники все равно разобьют стекло. Но в целом его прочность увеличивается, от небольших камешков спасает.
Как видите, привилегии установки тонировочной пленки есть. Тем не менее, есть и недостатки. Водители рискуют на каждом посту дорожно-патрульной службы останавливаться и проходить довольно долгую и однообразную беседу. При этом не важно, все ли у вас соответствует закону. Вас все равно остановят и начнут весь круг проверки заново. Так что в России тонировка – это отнюдь не экономия своего времени. Вам явно придется запастись терпением и приготовиться к долгим поездкам, в которых вашу машину будут регулярно тормозить на постах.
Какая тонировка разрешена по закону?
Российское законодательство не запрещает использовать тонировку в целом. Оно лишь ограничивает свободу выбора материала для этой процедуры. Если в списке ваших желаний есть тонировка автомобиля по кругу пленкой, через которую невозможно увидеть салон, придется вас расстроить. Такой вариант остался в 90-х годах, сегодня на первом же посту инспектор заставит вас демонтировать пленку, прежде чем отпустит ехать дальше. Кстати, в 2020 году хотят отменить норму о моментальном демонтаже пленки, дав водителю на эту процедуру 3 дня с момента получения постановления о штрафе.
Разрешена тонировка с такими особенностями:
· тонировка на лобовом стекле в верхней его части, но не шире 14 сантиметров, это полоса для защиты от солнечных лучей;
· заднее стекло можно затонировать хоть намертво, здесь к вам не будет никаких вопросов, но это не очень комфортно с точки зрения практичности;
· тонировка боковых задних стекол также не регламентируется, и это нужно учитывать при выборе пленки для вашего автомобиля;
· любые стекла авто можно затонировать пленкой, светопропускная способность которых превышает 70% (но нужно брать поправку на погрешность прибора);
· даже лобовое стекло можно тонировать по закону, но учитывайте возможность пленки пропускать свет – она должна быть не меньше 70%.
Как видите, правила более или менее демократичные. Достаточно правильно выбрать материалы. Но учтите одну важную особенность. Если сайт китайского продавца утверждает, что пленка пропускает 71% света, это вовсе не гарантирует вам успешное прохождение проверки на посту ГИБДД. Нужно специальным прибором проверить пропускную способность материала, прежде чем монтировать его на автомобиль. Вы можете быть неприятно удивлены расхождением в показаниях. И это также станет причиной неприятного постановления на посту дорожной полиции.
Как можно узаконить темную тонировку?
Существует мнение, что законодательство России позволяет получить некую справку в ГИБДД, которая позволит тонировать автомобиль по кругу любой пленкой. Но это миф, не более того. Такой возможности законодательство не предусматривает. Это было бы невозможно с точки зрения права, так как законы, ограничивающие тонировку, вводятся для того, чтобы сохранять жизни и здоровье граждан на дороге. Подобные разрушения с точки зрения закона выглядели бы санкциями на нарушение правил дорожного движения и повышенные риски на дороге.
Как производится замер светопропускной способности?
Замер выполняется специальным прибором. Одна его часть устанавливается с одной стороны стекла, другая – с другой. Один элемент светит специальным фонариком, второй фиксирует полученную яркость света. За несколько секунд прибор выдает показания светопропускной способности. Такие приборы есть не только у патрулей ГИБДД, они также присутствуют практически во всех мастерских, которые занимаются тонировкой автомобилей.
Существует мнение, что у патрулей ГИБДД приборы немного «подкручены», чтобы показывать неправдивые показания. Официальный подтверждений таким догадкам нет и быть не может, но многие водители склонны верить, что это так и есть. Нужно учитывать особенности нашей полиции и системы государственных штрафов. Так что выбирайте пленку с пропускной способностью не менее 75-80%, на всякий случай.
Размеры штрафов за неправильную тонировку
Штрафовать за установленную тонировку неправильного типа в России любят. В определенные годы темная тонировочная пленка входила в ТОП-10 штрафов на дорогах России. Сейчас ситуация попроще, водители уже научились обходить это обвинение разными путями. Тем не менее, штраф присутствует, и его по сей день часто выписывают на постах ГИБДД. Правда, непосредственно за неправильную тонировку останавливать стали гораздо реже.
Особенности штрафных санкций следующие:
· регулируется это денежное взыскание частью 3 статьи 12.5 КоАП, денежный штраф положен в размере 500 рублей, никакого лишения или ареста быть не может;
· штраф также может быть дополнен предписанием инспектора о снятии тонировки, тогда демонтаж пленки нужно произвести прямо на месте остановки без отсрочки;
· номера с машины не снимаются, этот вандальный метод наказания остался в далеком 2014 году, когда разгул полиции на дорогах России был слишком уж неприятным для водителей;
· также размер штрафа не зависит от того, на скольких стекла наклеена тонировка, размер взыскания всегда будет стандартным – 500 рублей;
· повторный штраф может быть наложен хоть на следующем посту, за день поездки можно насобирать сколько угодно таких штрафов по 500 рублей.
Законодательство развивается и учитывает все возможные хитрости, которые придумывают владельцы машин. Но и автомобилисты у нас в стране не самые глупые, они активно ищут возможность обойти закон. Впрочем, что касается тонировки, обходить уже нечего. Если замеры показали превышение допустимой нормы затемнения, придется платить. Здесь ни один суд не отменит штраф, если все документы правильно оформлены. Да и размер взыскания не такой большой, так что практически никто не обращается в суд для аннулирования наказания. Тем более, оплатить штраф можно со скидкой 50%, если сделать это быстро.
На какие хитрости идут водители автомобилей?
Хитростей со стороны полиции уже не осталось. С 2014 по 2016 годы прошел пик остановок за неправильную тонировку, и ГИБДД активно пятнало свою репутацию среди водителей в те непростые времена. Приборы работали неправильно, штрафы выписывались с нарушениями, а суды все равно оставались на стороне полиции. Сегодня все изменилось, штраф остался небольшим, так что никто особо не старается его навязать.
А вот ухищрений со стороны водителя осталось немало:
· съемная тонировка – самая популярная хитрость, которую придумали еще на заре борьбы с тонированными машинами, но она не работает и не освобождает владельца от штрафа;
· срывание пленки сразу после остановки инспектором – технически это может избавить вас от штрафа, но инспектор в таком случае может применить силу и навязать ряд других нарушений;
· использование различных инновационных пленок, которые меняют процент затемнения – как правило, это не больше чем обещание от интернет-магазина, что вряд ли убедит инспекторов;
· открывание боковых стекол полностью перед проездом патруля – это выглядит комично и часто может заставить сотрудника полиции остановить водителя для проверки адекватности.
Как видите, хитрости не работают. Вам решать, насколько вы готовы расставаться с 500 рублями каждый раз при встрече с сотрудником ГИБДД, а также в целом очень часто общаться с представителями этой профессии. Если ваша тонировка будет в рамках закона, вам все равно придется часто останавливаться на постах и проходить процедуру замера, так что это отбирает ваше время и не слишком приятно с точки зрения круга общения на дорогах.
Предлагаем посмотреть сюжет о тонировке в России на следующем видео:
Подводим итоги
Несмотря на объективные плюсы от использования тонировочной пленки, следует внимательно отнестись к требованиям законов в России. К сожалению, многочисленные “лайфхаки” от Youtube-блогеров не работают на практике, вас могут оштрафовать за тонировку на следующем посту ГИБДД. Да и повод для остановки автомобиля у инспектора появляется неоспоримый.
Многие автовладельцы используют тонировочную пленку, которая допустима по светопропускной способности. Но здесь возникает другая проблема, не всегда законные требования работают на практике. Очень часто приборы показывают несколько иные сведения при проверке, и это становится причиной реальных проблем. Если вы уверены, что тонировка правильная, а вам все равно выписывают штраф, можно обратиться в суд. Но учтите, что в случае проигрыша придется заплатить не только штраф, но еще и судебные издержки. Так что не всегда подобные действия будут оправданы. Лучше взять небольшой зазор на возможную погрешность в работе приборов.