Технологии строительства дорог – когда будет по-человечески?

Несмотря на значительное улучшение ситуации с дорогами в России, мы можем утверждать о положительных изменениях только в Москве и округе. Если отъехать на 300-500 километров от Столицы, вы будете в ужасе от происходящего. Да и в самой Москве, давайте будем честными, далеко не каждая улица пригодна для эксплуатации автомобилей. В некоторые направления от города невозможно выехать без внедорожника, и это при столь невероятных вложениях в инфраструктуру дорожного дела. Очень необычным кажется заявление о том, что в 2018 году все дороги в России будут качественными и пригодными для поездки. Каждый год водители платят достаточно большие деньги за пользование дорожной инфраструктурой. По предварительным подсчетам транспортного налога и прочих целевых платежей хватит, чтобы за год перекрыть новым асфальтом все дороги в стране.

Вопрос, почему этого не происходит каждый год, раз уж на это выделяются большие деньги? Ответ извечен, и озвучивать его в этой публикации не имеет смысла. Бороться с извечной российской проблемой достаточно сложно, мы сегодня лишь рассмотрим технологии строительства дорог, которые используются в различных государствах. Некоторые варианты дорожных работ выглядят как миссия на Марсе, а вот российские службы даже визуально мало отличаются от тех, которые работали три десятка лет назад. Технологии строительства дорог уже давно изменились, во всем мире сооружают трассы, которые годами стоят и не требуют ремонта. Это экономически выгоднее, чем ремонтировать транспортные магистрали после каждой зимы, как только сойдет снег. Обычно вместе со снегом, по старой русской традиции, сходит и асфальт.

Как делают дороги в Чехии - далеко ходить не будем

Некогда социалистическая республика Чехословакия сегодня разделилась на две независимые страны и прекрасно чувствует себя на восточных окраинах Европы. Можно по-разному относиться к истории этой страны, ее политическому выбору, но к порядку в тратах бюджета придется отнестись серьезно. В Чехии дороги может строить только та компания, которая выиграла тендер, в России же после получения тендера можно передать подряд другой компании. Также есть ряд правил:

  • перед заявкой на тендер компанию проверяют на предмет физической возможности выполнить данную работу в срок и достаточно качественно, требуют опыт такой работы;
  • не допускаются к тендерной гонке компании, которые нарушали законодательство или выполняли ранее подобные работы с низким качеством проделанных задач;
  • на каждый тип дороги компания дает гарантию - срок этой гарантии от 5 до 10 лет, это значит, что в данный период трассу не придется ремонтировать или переделывать;
  • после гарантийного срока объявляется тендер на капитальное восстановление дороги, тогда верхняя часть асфальта снимается и полностью возобновляется новой смесью.

Капитальный ремонт на трассах международного значения проводится каждые 10 лет. В городах дороги меняют каждые 5 лет. Интересно, что в России также работает тендерное законодательство, но все дороги за исключением нескольких процентов делает Автодор. Эта компания годами ужасного труда доказала свою некомпетентность и давно должна была уступить рынок небольшим частным фирмам, которые дали бы гарантию на выполняемые работы.

Дорогие в Китае - интересное наблюдение

До 80-х лет прошлого века в Китае было лишь несколько сотен километров нормальных асфальтированных дорог. Это была наиболее отсталая страна в данном смысле. Тем не менее, сегодня Россия не сможет соперничать с китайскими городами и трассами по качеству. Финансирование достаточно стабильное - 12-15 миллиардов долларов в год уходит на дороги. Но вопрос не в деньгах, ведь для России это тоже подъемная сумма. Вопрос в подходе к строительству дороги:

  • в Китае социалистический капитализм создал множество компаний, которые с одной стороны частные, но с другой стороны принадлежат государству и подчиняются ему;
  • каждый стремится выполнить свою работу максимально качественно и продуктивно, мотивация далеко не такая, как в остальном мире, но она безупречно работает;
  • на каждый доллар, вложенный в строительство дорог или другие нужды, правительство дает отчет, это важный момент, которого не хватает в нашем экономическом мире;
  • технологии подбираются в соответствии с требованиями территории, дорога строится только в том случае, если она запланирована, нет никаких хаотических действий.

У Китая есть четкий план развития экономики и инфраструктуры в стране. Это позволяет в течение нескольких лет достигать такого прогресса, которого иным странам приходится ждать годами. Впрочем, вопрос не только в планировании, но и в очень хорошем финансировании, поддержке малых компаний правительством и смертельным страхом предоставить обществу некачественную услугу. Этого явно не хватает российскому Автодору.

Пластиковые дороги - новое слово в технологиях

Все нетрадиционные идеи идут к нам из Голландии. Интересно, почему? Именно в этой стране разработали пластиковые дороги, которые сначала выглядели как шутка, а затем стали абсолютной реальностью. Не так давно депутат Госдумы предложил Автодору присмотреться к этой технологии и приобрести для пробы несколько секций на незагруженные участки дорог. Особенности такого дорожного покрытия достаточно интересные, пластик подходит практически для любых климатических условий. Главные черты такой трассы будут следующие:

  • пластиковое покрытие идеально ровное, на нем не образуются никакие ямки, а в крайнем случае ремонтные процессы занимают не так много времени и полностью обновляют покрытие;
  • срок службы таких дорог будет в три-четыре раза дольше традиционных асфальтовых или бетонных вариантов, а стоимость реализации снизится в два-три раза;
  • производятся дорожные модули из переработанного вторичного пластика, состоят из двух плоскостей и перемычек, внутри будет пустота для прокладки коммуникаций и кабелей;
  • секции соединяются между собой без щелей, все неровности заплавляются пластиком, и дорога в конечном счете оказывается прекрасной по ощущениям и качеству поездки;
  • после десяти-пятнадцати лет службы пластиковые панели попросту меняются, а старые изделия переплавляются для производства новых дорожных элементов.

Вот такие интересные варианты строительства дороги предложили голландцы. Они не просто разработали такие дорожные панели, но и доказали их качество и высокую пригодность для различных ситуаций. Главным в этом деле будет ограничение веса проезжающих автомобилей. Нередко в России можно заметить фуру с огромным весом на дороге исключительно для легковых автомобилей. Так что для производства пластиковых дорог нужно для начала поднять уровень социальной ответственности каждого члена общества.

Как строят дороги в России - давайте удивляться

Первая проблема российских трасс - постоянный перегруз грузовиков. В США, к примеру, на трассе через каждые несколько десятков километров установлен пункт взвешивания, который не вправе проехать ни одна фура. Если будет перегруз, придется заплатить штраф. У нас перегруз наблюдается у каждого первого грузовика, так как нужно зарабатывать. Дороги из цементобетона, построенные на Севере России, служат до сих пор, а вот асфальтовые смеси у нас делать не умеют. Дороги строят и ремонтируют таким образом:

  • тендер в подавляющем большинстве случаев удивительно выигрывает компания «Автодор», которая ужасно выполняет свои задачи и берет за это невероятные деньги;
  • ямочный ремонт - это засыпание ямок непонятной смесью, которая в течение сезона из этих ямок выбивается и помогает разрушать и без того плохие российские дороги;
  • капитальный ремонт заключается в частичном снятии слоя поврежденного асфальта и нанесении нового такого же слоя, по технологии это делается несколько иначе;
  • критерии оценки дороги и определения необходимости ремонта устарели, современные автомобили не могут эксплуатироваться на том покрытии, которое встречается в России;
  • безразличное отношение сотрудников ремонтных бригад и полное отсутствие какой-либо ответственности за результаты работы - вот основная проблема всех этих процессов.

Нужно заметить, что исключительно полный порядок в дорожной отрасли может принести действительно хорошие результаты. Пока тендеры на строительство и ремонт дорог выигрывают приближенные к власти люди, ничего хорошего ждать не приходится. На уровне общества очень сложно будет заставить сотрудников Автодора делать свою работу качественно и ответственно. А вот на уровне государства это сделать вполне возможно. Для наглядного примера посмотрите разницу ремонта дорог в Германии и России:

Подводим итоги

Использовать современные возможности для строительства дорог - кажется, что может быть проще. Но в России придерживаются применения асфальтовой смеси, которая уже давно не является основным вариантом дорожного строительства в мире. Большинство дорог в США, где качество покрытия считается лучшим в мире, сделаны из цементобетона. В Германии знаменитые автобаны также в большинстве своем бетонные. У нас же более выгодные и дешевые бетонные дороги по каким-то причинам есть только на Севере. Там они служат уже не первый десяток лет и прекрасно оправдывают вложенные когда-то средства.

Асфальтовые дороги, которые меняют каждые два года - это специально сделанная дыра в бюджете. Поэтому стоит устранить такое дорожное строительство и присмотреться к тому, как делают дороги в других странах. Это поможет навести порядок в данной сфере и решить извечную проблему. Скорее всего, на реформирование дорожное сферы в России уйдет не один год, так как эта проблема существовала очень долгий период времени. Но уже сегодня пора начинать что-то делать каждому из нас. Жалуйтесь в Автодор на качество дороги, подавайте в суд на власти при поломке машины из-за плохих дорог. Какие еще способы борьбы с преступными действиями при строительстве дорог можно предпринять?

Понравилась статья? Получайте свежие статьи по e-mail первыми:

 

 
Социальные комментарии Cackle