Платные дороги в России – перспективы и мнения водителей

Качественная дорога - это мечта каждого российского водителя. Всем хочется управлять автомобилем исключительно в хороших условиях и не подвергать транспорт неприятностям, таким как ужасные ямы и непредвиденные выбоины на трассе. На большой скорости эти неприятности могут оказаться фатальными для подвески, разрубить резину на нескольких колесах сразу и создать массу других неприятностей. Поэтому наши соотечественники так ревностно смотрели на качество асфальта, когда им удавалось поколесить по европейским дорогам. Сегодня и в пределах России есть несколько идеальных трасс, которые предоставляют возможности быстрой и безопасной поездки. В большинстве случаев это платные дороги, на которых весьма неплохо зарабатывают подрядчики и государство. Пусть оплата не столь велика, но массовое движение дает свои большие преимущества.

Взгляды на этот вопрос кардинально отличается. Один водитель вполне согласен заплатить несколько сотен рублей за проезд от одного города к другому по безопасной трассе с расширенными правами и возможными претензиями к Росавтодору или концессионерам при повреждении автомобиля. В остальном большая масса людей не слишком довольна введением платных дорог, и это вполне понятно, поскольку человек и без того платит немало налогов, которые должны бы идти на строительство и восстановление асфальтового покрытия. На деле же получается, что платные дороги входят в определенный диссонанс с правилами и существующими нормами распределения налогов. Росавтодор за налоговые деньги построил дороги и продает движение по ним тем людям, за чьи деньги эта дорога построена. Так ли все на самом деле?

Список автомобильных дорог в России с платным проездом

Если вспомнить состояние российских дорог 10-15 лет назад, становится понятно, что никаких платных дорог в то время быть просто не могло. Водители бы просто не согласились платить за проезд по невероятно плохим трассам, многие причитали, что лучше бы ввели плату за проезд по дорогам и сделали бы нормальный асфальт. Но когда это начали вводить в практику, все значительно занервничали, поскольку платить лишние деньги, а порой и немалые, никому не хочется. Главные участки российских дорог, которые оказались платными, следующие:

  • М4 «Дон» - на трассе действует четыре платных участка в Московской, Тульской, Липецкой и Воронежской областях, в большинстве случаев это объездные трассы;
  • М1 «Беларусь» - также присутствует платный участок, протяженностью около 19 километров, с тремя пунктами взимания оплаты по километражу;
  • М11 «Москва-Санкт-Петербург» - на этой дороге работает два платных отрезка - в Московской области, а также довольно большой участок в Тверской области;
  • также в Псковской области в общем количестве действует порядка 200 километров платных междугородних дорог со значительно лучшим покрытием, чем общие трассы;
  • планы по строительству платных дорог реализуются зачастую с помощью концессии, то есть принимаются подрядчики, которые в дальнейшем получают деньги за эксплуатацию трассы.

Существует еще порядка пяти запланированных участков, которые сделают платными. В большинстве случаев народ принимает такие идеи хорошо, но когда доходит до реальной оплаты проезда, негатив оказывается достаточно серьезным. Скажем, если бы весь участок трассы от Москвы до Санкт-Петербурга был платным, было бы дешевле использовать другие виды транспорта, отказавшись от поездки на автомобиле. А это владельцам личного транспорта уже точно не понравится.

Стоимость использования платных дорог - тонкий вопрос

Одним из самых важных вопросов сооружения платных трасс в России является стоимость проездка. В каждой области и на каждой дороге к этому вопросу подходят индивидуально, поэтому выделить конкретные цены достаточно сложно. Правительство может законодательно повлиять только на расценки от Росавтодора, концессионеры же выставляют стоимость в соответствии с ценой ремонта и восстановления трассы, инвестиций в ее сооружение. Вопрос цен сегодня имеет такие особенности:

  • самые дешевые тарифы равны 1-2 рубля за 1 километр поездки по платной дороге, его применяют только на самых длинных участках при отсутствии альтернатив проезда;
  • средний тариф для легкового автомобиля малого класса составляет около 3 рублей за километр, что нередко оказывается достаточно большой оплатой для водителя;
  • микроавтобусы, к примеру, оплатят проезд по завышенному тарифу, они тяжелые и создают больше разрушений, поэтому должны платить цену выше за эксплуатацию;
  • для водителей фур введение платных дорог и вовсе оказывается страшным процессом, поскольку стоимость кое-где равна 30 и выше рублям за один километр пути;
  • концессионные дороги выставляют цену порой в десять раз выше, чем Автодор, поскольку законами невозможно регулировать максимальные расценки для них.

Как видите, самой большой проблемой платных дорог является концессионерство. В таком случае необходимо предоставлять альтернативу. Если рядом с концессионной дорогой, то есть с трассой, которую построили представители бизнеса и получают с нее деньги, должна быть обычная дорога бесплатного типа. Но когда не предоставляется альтернатив, подобный бизнес можно назвать рекетом. Поэтому при планировании поездок избегайте концессионных платных дорог - они обойдутся вам очень недешево.

Позитивные черты строительства платных дорог в России

Российские водители могут найти массу положительных особенностей эксплуатации платных дорог. Даже если вы заплатите 3 рубля за каждый пройденный километр (что для нашего человека является уже высокой ценой), вы можете сэкономить деньги в будущем на ремонте машины. Платные дороги всегда в идеальном состоянии, их постоянно ремонтируют, очищают и не дают асфальту испортиться в отличии от обычных трасс и междугородних дорог. Положительных особенностей в таких сооружениях немало:

  • качество трассы идеальное, вы можете без особых сложностей пользоваться прекрасной гладкой и подготовленной асфальтовой дорогой в любое время года;
  • на трассах зачастую организовано освещение в ночное время или созданы условия для безопасного обзора всех поворотов и изгибов дороги, стоят отбойники;
  • поездка по таким трассам является безопасной, поскольку водитель не имеет никаких шансов соприкоснуться с полосами встречного движения или выйти за пределы трассы;
  • многополосность позволяет без особых сложностей обгонять всех участников дорожного движения и выбирать оптимальную скорость движения для уверенной поездки;
  • любые жалобы в Автодор будут услышаны, компания предпримет все, чтобы полностью снять причины вашего недовольства и в будущем не предоставлять никаких неудобств.

И это действительно работает. Вы можете в следующий раз, когда будете проезжать по трассе с платными участками, позвонит на горячую линию Автодора и пожаловаться на трещину в асфальте или неудобную оплату проезда по трассе - в тот же момент будет проведена определенная работа. Впервые в истории России службы сооружения и ремонта автомобильных дорог реально прислушиваются к водителям и к мнениям простого человека, который пользуется трассой.

Опасности и подводные камни сооружения платных дорог

Российские водители далеко не всегда готовы платить за использование платных дорог. Многие специально выбирают маршруты по городу, чтобы не пользоваться платной трассой и забыть о проблемах с оплатой проезда. Другие считают такое взимание платы просто нечастным. Действительно, правовые особенности платных дорог достаточно сложные, это нужно признать, но без этого некоторые участки трасс оказываются неконтролируемые, они загружаются большими авто с огромным весом и разрушаются. Проблем с платными дорогами хватает:

  • возникает вопрос, почем в Европе или США дороги такого качества считаются общедоступными, а платные трассы просто нереально удобные для водителя;
  • дороги строятся за счет сбора налоговых средств, поэтому за их строительство заплатил непосредственно водитель, покупая топливо и оплачивая дорожные сборы;
  • непонятен также вопрос, почему государство отдает строительство дорог на концессию, если это очень выгодный бизнес, который может приносить деньги Автодору;
  • должны быть альтернативы - пусть возле каждой платной дороги будет трасса с двумя полосами, по которой можно проехать без оплаты на пунктах пропуска;
  • стоимость и государственных, и частных концессионных дорог следует контролировать на уровне законодательных органов и не допускать завышения цен.

Этот бизнес должен быть исключительно государственным, в ином случае использование концессионных дорог будет выгодно только для перевозчиков, которые не захотят тратить время на объезд. Сегодня стоимость эксплуатации платной дороги примерно равна стоимости топлива, которое водитель тратит на проезд по этому участку. Сложно представить, каким будет возмущение автомобилиста, когда его заставят платить за проезд по всему участку междугородней трассы. Предлагаем небольшое видео с обзором платной дороги Варшава-Берлин для сравнения с российскими реалиями:

Подводим итоги

У платных дорог есть множество преимуществ, поэтому данный вариант строительства дорожного покрытия и применяется в России. Но и недостатков у такой идеи вполне хватает. Намного лучше сразу изучить все достоинства и минусы, чтобы быть подготовленным к внедрению новых участков с платным проездом. Сегодня эта тема активно обсуждается водителями, которые довольно часто ездят по трассам с платными участками, поскольку дополнительные расходы оказываются достаточно большими, иногда они сопоставимы с затратами на заправку. В конечном счете, это оказывается не слишком выгодным именно для водителя.

С одной стороны, государство и без платы за дороги обязано обеспечить высокое качество покрытия для передвижения автомобилистов. С другой же стороны, есть определенные опасения, что с такой философией мы никогда не получим высокое качество дорог. Действительно, все больше участков трасс становятся платными, но они, по крайней мере, не предоставляют неприятных сюрпризов, которые могут повлиять на качество и целостность автомобиля. Так что во всей этой истории есть как плюсы, так и минусы, и каждый вправе самостоятельно выбирать маршруты с учетом этих особенностей. А что вы думаете о платных трассах в России?

Понравилась статья? Получайте свежие статьи по e-mail первыми:

 

 
Социальные комментарии Cackle