Топливный насос в автомобиле – виды, конструкция и частые поломки

 Топливное оборудование в современном автомобиле играет огромную роль в деле общей нормальной работы двигателя. Современные агрегаты требуют точной и качественной подачи топлива под определенным давлением. Если это правило нарушается, агрегат не сможет нормально и эффективно работать, начнет показывать самые разные сбои и неприятности. Топливные насосы в разных типах агрегатов отличаются. Разница касается не только тонких технических характеристик, но и в целом конструкции устройства. Оборудование должно работать максимально эффективно и точно, чтобы не вызвать нарушения в работе двигателя, а также не стать причиной неожиданной поломки при поездке. Ремонт топливной аппаратуры на современных авто становится все более сложным и непредсказуемо дорогим, так что стоит узнать больше о принципе работы данного оборудования.

В случае с топливным насосом необходимо очень внимательно относится к качеству топлива, которое вы заливаете в бак машины. Именно некачественный бензин или загрязненная солярка становятся самыми частыми причинами выхода из строя оборудования. В большинстве современных авто насос располагается в специальной колбе, в которой также встроена электроника и автоматика для правильного управления подачей топлива. Чем больше требований к качеству подачи топлива, тем сложнее технологии применяет производитель. Конечно, это влияет на стоимость, а часто также сокращает ресурс работы оборудования. Сегодня на нашем сайте мы рассмотрим основные особенности, типы и конструкции топливных насосов в автомобилях.

Содержание

Зачем нужен насос – основные функции устройства

Зачем нужен насос

Основная задача данного узла – создавать нужное давление в топливной магистрали и подавать бензин или солярку на узел распределения топлива в двигателе. Если речь идет о старых карбюраторных двигателях, бензонасос в них играл не такую важную роль. Давление подачи топлива в этом случае было не столь важным, поскольку карбюратор сам регулировал нужное количество бензина и отправлял остатки по обратке в бак. Сегодня требования к давлению и стабильности работы насоса увеличиваются.

К основной задаче топливного насоса также прибавилась необходимость поддержания давления в максимально стабильном режиме. Любые нарушения этой функции сразу же плохо скажутся на качестве работы двигателя. Возможны значительные колебания оборотов, а также засорение топливных форсунок, есть риск выхода из строя ряда датчиков в системе топливной аппаратуры. Так что при замене бензонасоса или ТНВД для дизельных агрегатов нужно покупать исключительно качественные, а лучше всего оригинальные решения.

Какие существуют топливные насосы для авто?

Виды топливных насосов

Можно условно разделить все существующие топливные насосы на две группы: насосы механического типа и электрические системы. Механические устройства не имеют собственного моторчика, они крепятся на двигателе и соединяются с одной из постоянно вращающихся систем. Такие устройства использовались раньше, они не обеспечивают нормального поддержания давления. Также подобные аппараты применяют в некоторых дизельных двигателях в качестве системы для поддержания давления (в паре с ТНВД).

Электронасосы работают по иному принципу. Они автономные, приводятся в движение электричеством, подкачивают давление еще до того, как водитель заведет авто. Если вы почитаете инструкцию, многие производители рекомендуют не заводить автомобиль до того, как погаснет большинство пиктограмм на приборной панели. Это не только позволяет бортовому компьютеру загрузиться, но и дает время бензонасосу накачать нужное давление для безопасного запуска.

Следует помнить о таких типах топливных насосов:

  • вакуумный вид – устройство по конструкции схоже со старым механическим типом, но приводится в движение электроприводом, чем обеспечена автономность, в современных авто почти не используется;
  • роликовый – в таком комплексе вращается ротор, что создает всасывающий эффект в корпусе насоса, цикл повторяется постоянно, пока запущен двигатель автомобиля;
  • шестеренчатый – похожий на предыдущий тип вариант конструкции, но в качестве основного рабочего механизма используется шестерня-ротор;
  • центробежный – популярный тип, который работает за счет быстрого вращения специальных лопаток, создается избыточное давление и поддерживается его относительная стабильность;
  • плунжерный – сложный и редкий вариант для бензиновых двигателей, в большинстве случаев подобная конструкция встречается на дизельных моторах в качестве ТНВД, ее надежность очень зависит от качества производства.

Также условно можно разделить все топливные насосы на выносные и погружные. Выносные крепятся в подкапотном пространстве, на днище автомобиля, в салоне по ходу движения топливных магистралей. Погружные монтируются в баке вместе со всей нужной электроникой. Преимущество выносного оборудования в том, что к нему намного проще добраться. Погружные системы часто требуют демонтажа бака, но некоторые производители реализовали возможность обслуживания насоса из салона.

Также каждый производитель старается разработать собственные изменения в конструкцию насосов, сделав их уникальными. Нередко это приводит к целому ряду проблем. К примеру, известны трудности в эксплуатации ТНВД на автомобилях Ford после изменения стандартной конструкции насоса высокого давления на авторское оборудование. Такие же проблемы были у Opel, GM, Peugeot, но в России дизелей от этих производителей продавалось очень мало.

Какие неполадки могут возникать в топливном насосе?

Неполадки в топливном насосе

Ресурс службы большинства типов топливных насосов обозначается производителем в 200 000 км пробега автомобиля или около 10 лет работы. Это примерное указание ресурса. Вы можете найти тысячи автомобилей самых разных марок, которые уже прошли свыше 300 000 км с родным топливным оборудованием и без проблем в эксплуатации. Но случаются и обратные ситуации, когда еще на гарантии приходится ремонтировать насос или в целом топливную систему. В таком случае надежность и в дальнейшем может оказаться весьма условной.

Основные неполадки топливных насосов следующие:

  • засорение из-за использования некачественного топлива – наиболее популярная причина замены или ремонта насосов на современных автомобилях;
  • поломка автоматики – в этом случае насос не сможет обеспечить нормальное выполнение задач, будет постоянно менять давление в системе или вовсе не будет запускаться;
  • проблемы с БК – бортовой компьютер управляет работой топливного оборудования, и проблемы в прошивке могут стать причиной серьезных трудностей в эксплуатации авто;
  • механический износ рабочей части – после большого пробега или значительного срока эксплуатации могут произойти поломки, вызванные банальным износом материалов и деталей;
  • разгерметизация корпуса – в этом случае теряется герметичность, устройство не может нагнетать давление и работает в аварийном режиме, просто позволяя вам доехать до станции обслуживания;
  • заклинивание рабочих механизмов – в этом случае вы не сможете продолжить движение, а устройство придется заменить, заклинивает насос чаще всего от сильного загрязнения.

Не спешите заказывать новый бензонасос, если старый не показывает признаков жизни. Довольно часто случается так, что перегорает предохранитель бензонасоса. Как любое электрооборудование в бортовой системе автомобиля, бензонасос обладает собственным предохранителем. Проверьте или замените этот предохранитель, предварительно отыскав его в инструкции или электрической схеме вашего авто. Если же этот шаг не помог, придется обращаться к специалистам и заказывать дорогостоящий ремонт. Обычно потребуется заменить насос на другой, так как ремонту современные топливные устройства не подлежат.

Как сохранить нормальную работу бензонасоса или ТНВД?

Нормальная работа бензонасоса

Топливные насосы выходят из строя неожиданно и непредсказуемо. Они часто застают врасплох владельцев авто. Чтобы избежать быстрого выхода из строя топливного оборудования, необходимо помнить о нескольких важных рекомендациях. Специалисты дают все необходимые советы, чтобы предотвратить выход из строя насосов. Осталось только начать прислушиваться к этим рекомендациям. Сразу отметим, что даже самое бережное использование автомобиля не застрахует вас от выхода из строя бензонасоса или дизельного ТНВД, который уже прошел более 100 000 км пробега.

Основные рекомендации для продления жизни насоса:

  • следует заправлять качественное топливо и аккуратно выбирать заправку, также не стоит постоянно менять заправки – стабильность станет большим другом в деле защита топливной аппаратуры от повышенного износа;
  • обязательно меняйте топливный фильтр, желательно делать эту процедуру 1 раз в 10 000 км, хотя производители часто указывают более длительный ресурс, в России качество топлива не всегда высокое;
  • 1 раз в 60 000 км пробега следует заменить фильтр-сеточку, которая располагается в баке, в блоке бензонасоса, из-за засорения этой сеточки насос может испытывать «голодание» и перегреваться;
  • также не следует допускать низкого остатка топлива в баке – стоит отправляться на заправку, когда в баке осталось не менее 7-8 литров топлива, иначе насос будет перегреваться и собирать осадок с бака;
  • если вы почувствовали изменения в работе двигателя, следует выполнить диагностику топливной аппаратуры, это поможет вам устранить проблемы на их начальных стадиях.

Соблюдая простые рекомендации, можно продлить эксплуатацию дорогостоящего устройства. Особые меры предосторожности необходимы владельцам дизельных автомобилей. ТНВД требует максимально чистого топлива, нужно дополнительно следить за тем, что вы заливаете в бак зимой. Замерзание топлива и превращение его в специфический гель станет причиной выхода из строя ТНВД при попытке запуска автомобиля после холодной ночи. Обратите внимание на качество дизеля, а также на отсутствие в составе топлива твердых частиц.

Предлагаем посмотреть небольшое видео о работе ТНВД, а точнее системы Common Rail:

Подводим итоги

В российских условиях подавляющее большинство автомобилей эксплуатируются на бензине. Поэтому многих владельцев авто интересует именно конструкция бензонасоса. Но объем дизельных машин в стране также держится на довольно высоком уровне, поэтому стоит упомянуть в нашем обзоре и про ТНВД с его трудностями в эксплуатации. Обратите внимание, у каждого типа бензонасосов есть как свои преимущества, так и значительные недостатки. Поэтому при выборе машины нужно внимательно изучить как плюсы определенной конструкции, так и ее минусы.

Не стоит считать, что неудачная конструкция топливного насоса сразу же делает машину некачественной и ненадежной. Подвести в любой момент может даже самый надежный и неприхотливый аппарат. В целом же бензонасосы любого типа обладают меньшим количеством проблем в эксплуатации, чем дизельные топливные насосы высокого давления. Но многие производители показали, что ТНВД могут работать без особых проблем в течение 200 000 км. Поэтому при выборе авто, особенно подержанного, нужно обращать внимание на топливный насос и его особенности в последнюю очередь.

Понравился этот контент? Подпишитесь на обновления!
 
Социальные комментарии Cackle