Негодование общества начинает расти, когда пенсии уже не хватает на неделю нормальной жизни, а правительство продолжает растрачивать средства с сомнительной продуманностью. Под раздачу попадают государственные закупки автомобилей, которые вообще никак не контролируются. Если посмотреть на государственный автопарк многих организаций, можно найти только Mercedes, BMW или Audi. Иногда встречаются Lexus или Infiniti. Также любят чиновники Toyota, но только самые дорогие и презентабельные. При этом не совсем понятно, куда деваются автомобили после 3-4 лет эксплуатации. Они уходят с молотка, но кто их покупает, и за какие деньги - это большой вопрос. В общем, у общества назрело много важных вопросов, которые люди начали задавать правительству, из этого выросла рекомендация от Минфина.
Не так давно Министерство финансов Российской Федерации порекомендовала государственным ведомствам воздержаться от приобретения дорогостоящих автомобилей в качестве служебного транспорта. В рекомендации также сказано, что пора присмотреться к отечественным автомобилям. Но пока это всего лишь рекомендация, а министерства и секретариаты различных уровней продолжают покупать элитные седаны за невероятные деньги. Давайте разберемся с тем, насколько плохо поступают такие организации. Существует множество мнений, включая защитников имиджа страны, которое гласит, что чиновники должны ездить на качественных авто, чтобы создавать видимость успеха для международных гостей. Стоит подробнее рассмотреть все теории и мысли по этому поводу.
Почему для министерств и прочих организаций покупают элитные авто?
Поездка на деловую встречу и кортеж в аэропорт для высокопоставленного гостя. Все эти события обладают определенными правилами в этикете. Поэтому каждое ведомство должно обладать хорошими автомобилями. Это означает, что государство не может просто отказаться от приобретения премиальных седанов немецкого или японского производства, пока российские заводы не выйдут на нужный уровень и не начнут производит такие седаны сами. Можно утверждать, что в Советском Союзе обходились без иномарок и ездили на ЗИЛ и Волге. Следует подумать о таких моментах:
- в Союзе неплохо производили автомобили, поэтому Мерседес 1980 года выпуску и та самая Волга были практически одного уровня, что сложно утверждать сейчас;
- необходимо соблюдение не только параметров класса и внешнего вида, также важно соблюдать наличие климат-контроля в автомобиле, электрической настройки кресла;
- те опции, которые указаны в международном этикете, присутствуют только в дорогих иномарках, которые и покупают ведомства для встречи иностранцев и важных гостей;
- комфорт поездки часто становится важной составляющей деловой жизни человека, который все свое рабочее время проводит в автомобиле при переезде между встречами;
- нередко покупку дорогого авто мотивируют именно вопросами имиджа - государство не должно выглядеть бедным в глазах международных партнеров и гостей;
- стоит помнить также о статусе министерств при проведении различных переговоров, формировании кортежей и других различных мероприятиях, где нужны автомобили.
Этим государственные чиновники прикрываются при покупке очень дорогих автомобилей. Но все покупки идут из государственного бюджета, который наполняет обычный российский трудяга. И почему-то именно этот работник должен ездить в лучшем случае на Ладе Весте, в то время как оплачиваемый ним чиновник рассекает на казенном BMW. И если в европейских государствах эта разница не так заметна, то в России разница в образе жизни высокопоставленного чиновника и простого трудяги слишком бросается в глаза. Именно поэтому и возникает определенный конфликт с аппаратом власти, который и становится виновником всех проблем.
Когда власти будут покупать отечественные автомобили?
Вопрос государственных закупок отечественного транспорта сегодня является одним из приоритетов для рассмотрения в правительстве. Дело в том, что это могло бы поддержать отрасль автомобилестроения, дать новые гарантированные продажи. В нынешней ситуации автомобильные производители с удовольствием участвовали бы в тендере и получали бы поддержку от государства. Многие эксперты и простые люди говорят о том, что пора пересадить чинуш из важных кресел Мерседесов в Ладу Калину, так и машинка станет получше со временем. Смещение госзакупок транспорта в сторону российского производства могло бы сделать немало хорошего:
- автомобильные заводы в России получили бы гарантированную поддержку государства, продажи с выплатой заранее, что позволяет значительно поднимать уверенность;
- уменьшились бы государственные расходы, так как ведомства тратили бы в разы меньше денег на приобретение транспорта, цена русских машин пока намного ниже;
- изменилось бы отношение к власти, которое сегодня похоже на экстремизм, пусть не так быстро, но стало бы больше приверженцев людей, которые ездят на Жигулях;
- появился бы новый мотив для роста автомобильной промышленности и для развития российских заводов, только так можно будет получить тендер на непростом рынке;
- состоялось бы привлечение новых инвестиций и строительство новых автосборочных заводов, что помогает поднять ВВП и увеличить независимость России на международном рынке.
Если Lada занялась бы разработкой элитного автомобиля, который можно было бы представить в качестве основного транспорта для чиновников высшего звена, автомобиль стал бы экспортным. Можно легко отправить машину в другие страны, получив определенный доход от этого действия. Но пока наши чиновники помогают немецкому и японскому развитию, вкладывая огромные деньги в эти страны. Так что говорить о сказке, которая могла бы произойти при смещении акцентов на русские машины, пока рано. Подобное постановление уже пытались ввести, но столкнулись с огромным сопротивлением самих же чиновников и государственных деятелей.
Народные закупки и прозрачные тендеры для спасения страны
Одним из нововведений, которое могло бы полностью изменить страну в ближайшем будущем, являются прозрачные закупки. Механизм понятен даже ребенку. Если Министерству транспорта, предположим, понадобился новый автомобиль, чиновники выкладывают на специальный сайт заявление о том, что они собираются выставить на тендер покупку машины. Это заявление видят все желающие и могут обсудить его в комментариях. В некоторых странах даже есть голосование, не пройдя которое, тендер не может быть организован. Далее происходит достаточно простой и понятный процесс, который пока в нашей стране невозможен:
- после ознакомления общества с заявлением о покупке нового авто компания размещает тендер, в котором могут участвовать автомобильные дилеры и производители;
- компании предлагают свои цены и обосновывают их преимуществами автомобиля, формируют несколько возможных классов с разными предложениями по цене;
- далее в дело включается комиссия, которая оценивает соответствие каждого предложенного транспортного средства соотношению цены и качества;
- отсеиваются все автомобили, которые не удовлетворяют нормам тендера, остается лишь несколько экземпляров, достойных для приобретения по данному тендеру;
- далее уже общество может решить, какое авто реально стоит покупать чиновникам, для этого нужно организовать открытое голосование, к которому привлечь больше людей.
Конечно, такие схемы не устраивают чиновников, иначе они будут ездить исключительно на Ладе Гранте, как одном из самых дешевых автомобилей в России. Впрочем, это не так и плохо. Возможно, именно с таким подходом что-то изменится в России, станут производить более качественные автомобили и обращать больше внимания на качество всех производственных процессов. Впрочем, до таких закупок нам еще очень далеко, пока тендеры не только непрозрачные, за автомобили порой отдают в десятки раз больше денег, чем они реально стоят. Это отмывание пока сложно остановить, но государство уже начинает отходить от таких способов заработков на бюджете. Предлагаем небольшой репортаж по данной теме:
Подводим итоги
Государственные закупки автомобилей - это достаточно сложная сфера, которая нуждается в полноценном изменении. Нужно полностью убрать коррупционную составляющую и заставить чиновников делать осознанный выбор в каждом случае. Если государство свело бюджет с дефицитом, следует отложить покупки дорогих автомобилей, довольствуясь существующим автопарком. Это поможет сохранить деньги в масштабе всей страны и не допустить падения в еще больший кризис. Для этого нужно, чтобы каждое звено страны жило по этим правилам. Иначе система не сработает, будут самые умные обладатели государственных лимузинов, которые могут испортить всю прекрасную затею.
Прозрачные закупки в нашем обществе пока невозможно, иначе многие общественные деятели просто не смогут спокойно спать. Сложно состоит в том, что лишь немногие представители общества реально оценивают ситуацию и понимают, зачем министерству нужны BMW и Mercedes. Остальные же готовы пересадить правительство на ВАЗы и сделать посмешищем в глазах иностранных делегаций. Так можно и заработать славу нищей страны, которая поддалась провокациям и экономическим блокадам, сломалась под давлением Запада и уступила лидерство своим извечным соперникам. Так что у каждой медали есть две стороны. А что вы думаете о государственных закупках легковых авто?