Многие владельцы автомобилей, а также потенциальные покупатели собственного транспорта знают о проблемах, возникающих с автоматическими коробками передач. АКПП обладают отличными свойствами в плане эксплуатации. Данные технические агрегаты просто прекрасно сохраняют двигатель, предотвращают его износ, не давая чрезмерных нагрузок. Но сами по себе автоматы гораздо менее долговечны, чем механические коробки передач. И это продиктовано многими условиями, такими как наличие массы электроники, датчиков и систем управления, сложностью конструкции и высочайшими требованиями к качеству обслуживания. Некоторые вид современных автоматов и вовсе не рассчитаны на длительное использование. В частности, роботизированные КПП и вариаторы служат без проблем лишь первые 150 000 км пробега. Да и традиционные гидротрансформаторы не отличаются долгим сроком эксплуатации в современном исполнении.
Виновником низкого ресурса можно назвать погоню производителей за современными технологиями. Облегчение веса, удешевление конструкции, понижение расхода топлива - все это отражается на эксплуатационных свойствах не лучшим образом. Сегодня мы поговорим о практически всех типах автоматов, устанавливаемых на современные авто. В большинстве случаев неполадки и сбои начинают выражаться очень похожими видимыми последствиями. Автоматы не всегда отличаются низкой надежностью. В ряде случаев они служат не меньше ручных КПП, не нуждаются в сервисе и радуют своей стабильностью. Так было со стандартными 4- и 6-диапазонными коробками старой доброй японской фирмы Aisin до тех пор, пока мир не погнался за экономией. Если вы нашли автомобиль с традиционным японским автоматом и небольшим пробегом, его можно смело покупать. Значительных проблем в эксплуатации не будет.
Первые признаки неполадок на АКПП
Существует ряд типичных неисправностей автоматических коробок передач. Десятки проявлений могут свидетельствовать о том, что вам пора задуматься о визите на сервис. Как правило, автомат не оставляет никаких шансов на дальнейшую поездку, если вы почувствовали первые признаки неисправностей. Типичные неприятности, которые могут сопровождать различные типы автоматических коробок, следующие:
- Задняя скорость работает, а при движении вперед автомобиль пробуксовывает.
- Отказ задней, а также двух последних скоростей, работа только на первых передачах.
- Автомобиль не трогается самостоятельно при включении режима D, нужно подгазовывать.
- При включении режимов D или R происходит сильный толчок, авто может ехать или оставаться без движения.
- Слышны рывки и толчки при переключении передач, они могут быть постоянной или непостоянной силы.
- Во время движения слышен гул, как правила это звуки именно коробки передач.
- При положении селектора КПП на отметке P авто продолжает движение.
- Изменился диапазон оборотов или скорости для привычного переключения передач.
- При попытке резкого ускорения нет сброса на пониженную передачу для рывка.
- Ощутимая пробуксовка с повышением оборотов на тахометре при переключении передач.
- Ошибки на экране бортового компьютера, свидетельствующие о неисправности АКПП.
Это далеко не полный перечень возможных неприятностей для автомобилей с автоматом. В любом случае, если изменился привычный режим работы вашего авто с автоматической коробкой, самое время заняться исправлением ситуации и отправиться на СТО. Ремонтировать такие коробки самостоятельно не стоит, разве что вы являетесь опытным мастером и обладаете необходимыми условиями для выполнения таких непростых технических работ.
Самые популярные поломки в традиционных автоматах (АКПП)
Наряду с популярными признаками поломок стоит рассмотреть и самые распространенные поломки. При обнаружении таких неприятностей, как описано выше, вам следует отправиться к мастерам. А готовиться стоит к довольно дорогостоящим и малоприятным процедурам. Одно только снятие КПП и диагностика поломки могут оказаться чрезмерно дорогими задачами на большинстве современных авто. Вот такие блоки и узлы могут стать причиной неполадок в традиционном автомате:
- Износ муфт для направления движения вперед или назад.
- Повреждение или планомерный износ фрикционных дисков.
- Проблемы с клапанами гидроблока, часто встречаются на старых АКПП.
- Гидротрансформатор вышел из строя - одна из самых дорогих проблем.
- Необходимо обслуживание, масло и фильтр не выполняют свои задачи.
- Аварийный режим (включается автоматически системой, движение на 3-й передаче, к примеру).
- Неисправна система торможения с помощью усилия двигателя и КПП.
- Выход из строя подшипников, что вызывает характерный гул в коробке.
- Сломался масляный насос, что вызвало плохую смазку деталей агрегата.
- Присутствует износ шестерен или самого механизма переключения.
Возможны и физические повреждения коробки передач, которые возникают при ударах, проблемах в работе двигателя, наезде на слишком серьезные препятствия. Помните, что автомат - это довольно тонкая технология, которая настроена на вес конкретной машины. Поэтому не стоит буксировать прицепы и другие авто, а также перегружать вашу машину. Это значительно продлит жизнь агрегату, ремонт или замена которого окажутся чрезмерно дорогостоящим удовольствием для владельца машины.
Что обычно не так с роботизированными коробками?
Роботы очень часто доставляют не меньше проблем своим владельцам. Автомобили с роботизированными КПП сегодня стали модными, благодаря обилию таких решений в каталогах европейских производителей. В частности, Volkswagen AG предлагает на своих авто несколько вариантов роботов DSG, а Ford предложил публике коробки Powershift. Есть и другие разработки, но все они отличаются несколькими слабыми сторонами:
- Блок управления. Довольно сложная техника, которую просто никто не ремонтирует, так как нет специалистов часто даже на официальных сервисах. Блоки могут только менять в сборе.
- Система переключения. Роботизированные технологии очень непростые. Они заставляют многих мастеров просто разводить руками, сам механизм также отремонтировать крайне сложно.
- Сцепление. В этом узле робота также не без проблем. В частности, сцепление горит из-за погоней за скоростью переключения и адаптивностью КПП в соответствии с поведением владельца.
- Взаимодействие с двигателем. Довольно большая нагрузка на коробку снова-таки производится из-за адаптивности. Поломки часто происходят из-за неумения пользоваться коробкой передач.
- Система охлаждения. Многие современные роботы оснащены собственной довольно сложной охлаждающей системой. Забившиеся трубки становятся причиной перегрева механизмов.
Можно продолжать говорить о неполадках сложнейшего элемента современных автомобилей. Коробки передач уже давно стали самой неприступной деталью для гаражных сервисов, а роботы не поддаются ремонту часто даже у официалов. Поэтому ломать такие коробки не рекомендуется, это может сказаться очень дорогостоящими последствиями. Поломка может вызвать необходимость замены агрегата в комплексе.
Вариаторы - лучшее ли это решение среди автоматов?
Бесступенчатые коробки передач, вариаторы, долгое время пользовались огромным спросом. Отсутствие ступеней позволяет довольно плавно ехать без рывков и переключений. В основе коробки - два конуса, по которым ходит довольно надежный и долговечный ремень с хорошей страховкой от разрыва. Но и эту КПП не обошли неприятности в процессе эксплуатации. Вот по каким причинам ваш вариатор может выйти из строя:
- вы купили подержанную машину и поверили данным пробега, который в реальности был скручен, поэтому не было проведено необходимое ТО данного модуля вашего транспортного средства;
- залито неподходящее масло, выполнен некачественный и непрофессиональный ремонт, который привел к еще более неприятным и дорогостоящим последствиям с машиной;
- не производится должный прогрев оборудования перед началом движения, особенно это касается зимнего времени (достаточно поставить селектор в режим D и подождать 1 минуту);
- движение с постоянной скоростью для данного агрегата не допускается, необходимо регулярно менять скоростной режим, чтобы не происходил износ определенных деталей и механизмов;
- устройство прошло более 150 000 км, в таком случае ни один мастер и специалист не сможет дать вам гарантию того, что вариатор прослужит еще хоть 10 тысяч без проблем.
Зачастую проблемы с вариаторами японского производства начинаются уже на 100 000 км. Но какое-то время коробка работает более или менее нормально. Затем проблемы переходят в следующие стадии. Серьезный износ деталей чреват тем, что вы не сможете отремонтировать оборудование. Но проблема, собственно, заключается также и в том, что данные типы АКПП практически никогда не ремонтируются. Их меняют в сборе, исключая установку подержанных деталей.
Предлагаем посмотреть видео о неполадках АКПП и их особенностях:
Подводим итоги
Автоматическая коробка передач - прекрасное изобретение мира техники. Сегодня многие автоматы прекрасно работают в самых разных связках с моторами. Но ряд этих агрегатов славится своей чрезмерной любовью к очень качественному обслуживанию. Также многие автоматические КПП ломаются неизбежно уже на второй сотне тысяч километров пробега. Такие неприятности часто отпугивают покупателя от приобретения машины с автоматом. Но на деле нужно лишь более грамотно подойти к подбору и осмотру машины, а также к выбору непосредственно технологии. Также не рекомендуется брать подержанную технику с такой технологией под капотом, так как историю эксплуатации вы не узнаете достаточно хорошо.
Традиционные автоматы АКПП хороши, но у них довольно большой расход топлива. Вариаторы неплохие в плане экономичности, но совершенно не ремонтопригодные. Роботы неплохо справляются с основными требованиями по удобству эксплуатации. Но роботизированные КПП также очень сложные, поэтому их ремонт обойдется очень дорого. Если вы выбираете машину с автоматом, обратите внимание на предложения автосалонов. Б/у машина с данной технологией далеко не всегда может предложить нормальное качество эксплуатации и порадовать достойным сроком службы. А с какими неполадками автоматов сталкивались вы в своей практике?