Как известно, буквально пару лет тому назад марка Opel покинула Россию вследствие довольно неожиданного бойкота всего концерна General Motors. Затем на рынок был запущен новых узбекский бренд Ravon, через который довольно активно начали запускать на рынок клоны хорошо продававшихся в России авто GM. И пусть этот странный бойкот оказался безрезультатным, но автомобили Opel он все же с рынка забрал. В то самое время, у марки начали появляться очень привлекательные автомобили с отличным качеством и прекрасным дизайном. Глядя на новинки, многие потенциальные покупатели в России облизывались в ожидании их появления в РФ, пока не вспоминали о том, что марка покинула страну. Сегодня же происходит настоящий переворот в европейском автомобилестроении. Столь же неожиданно марка Опель была продана французам в очень загадочных условиях.
Пока сложно понять смысл этой сделки, так как General Motors особой прибыли от всех сложных манипуляций не получила. Концерн Peugeot-Citroen, который стал новым владельцем крупного бренда Opel и маленького британского Vauxhall, в общем, и сам испытывает финансовые трудности. Покупка такого немецкого гиганта однозначно негативно скажется на бюджете корпорации. Так что есть ряд проблем, которые могут оказаться препятствием для нормального завершения сделки. Эти трудности можно посмотреть на примере Fiat, который в свое время скупал все, что продавалось. Теперь же корпорация является владельцем нескольких умирающих концернов по всему миру и фактически ничего нового не предлагает. Скорее всего, французов ждет подобная история с не самым счастливым концом. Но время покажет.
Opel продан - детали сделки по покупке немецкого концерна
Интересно, что одним из потенциальных покупателей марки Opel был российский банк Сбербанк с его инвестиционными отделениями. Но GM отказал банку в сделке, ссылаясь на санкции. Впрочем, санкции действуют на территории России, но никак не затрагивают инвестиционную деятельность банка в Европе. Туманна сделка с французским концерном PSA прошла довольно необычно, конкурентов на покупку Opel фактически не было. Детали сделки следующие:
- концерн General Motors был владельцем бренда Opel с 1920-х годов, так что история американского владения насчитывает практически век и включает все достижения компании;
- сумма сделки по продаже составляет 2.2 миллиарда долларов, что примерно равно оценочной стоимости производства и складских активов, так что сделка становится еще более необычной;
- концерн PSA намеревается генерировать прибыль из убыточной марки Опель уже в не столь далеком 2020 году, о чем заявлялось на пресс-конференции после покупки бренда;
- основной причиной покупки для Peugeot-Citroen стало влияние на европейском рынке - теперь это второй концерн после Volkswagen AG в Европе, французы обошли соотечественника Renault;
- детали сделки не разглашаются, но известно, что Opel за последние 7-8 лет принес более 9 миллиардов долларов убытков своему предыдущему владельцу, так что продажа выглядит безумной.
В этой сделке слишком много неясного, так что придется подождать и посмотреть на результаты. Самым интересным решением станет выход на рынки, на которых компания не представлена сегодня. И этот вопрос затрагивает Россию. Наверное, одной из самых интересных тем для разговоров в российских автомобильных кругах сегодня является потенциальное возвращение Опеля на рынок и расширение присутствия в российских автосалонах.
Вернется ли Opel в Россию - мнения не стали однозначными
Говорить с уверенностью о том, что Opel на данном этапе планирует возвращение в Россию, не стоит. Но PSA видит одним из важных рынков для своей техники именно РФ, так что возвращение стало намного более реалистичным. В нынешней модельной линейке концерну практически нечего продавать, нет конкретных преимуществ среди соперников. Но возможности и модельные наработки компании оказались важной выгодой для развития. Возвращение в РФ имеет такие особенности:
- компания, скорее всего, уже с 2017 года представит ряд моделей для России, среди которых будет несколько новинок, ранее не продававшихся на территории нашей страны;
- возвращение будет иметь довольно громкий характер, так как необходима яркая и запоминающаяся реклама, чтобы вернуть внимание своему бренду и доверие покупателей;
- часть технологий для новинок перекочует с Peugeot, и это настораживает, но и PSA, в свою очередь, может подтянуть технологии производства, благодаря простым решениям;
- есть риск отсутствия серьезного обновления модельного ряда из-за слишком малого финансирования, могут быть возобновлены в производстве авто, снятые с конвейера;
- презентация стратегии развития не рассказала ни о чем конкретном, так что есть чувство, что PSA пока не знают, будут ли они что-то менять в работе компании кардинально.
Все эти факты внушают определенное доверие к тому, что Опель все-таки вернется в нашу страну и будет продаваться в дальнейшем без особых проблем и перебоев. Тем не менее, марка может концентрировать свое внимание на европейский рынок, так что время выхода в Россию непонятно. К тому же, GM при продаже в контракте мог указать одним из требований запрет выхода на рынки, на которых пока Opel не представлен.
Модельный ряд Opel - важные достижения корпорации
Теперь поговорим о том, что увидит российский потенциальный покупатель автомобиля, если реально получится привести бренд снова в Россию. В модельном ряду европейских авто и российских всегда было много отличий. Тем не менее, сегодня все будет сведено к единому рынку, так что изменений не будет слишком много. Итак, модельная линейка на сегодняшний день состоит из таких представителей:
- Adam - очень маленький и заряженный хэтчбек с довольно интересной внешностью и целой линейкой особых моделей с более мощными агрегатами и тюнингом внешности;
- Astra J - наверное, самый продаваемый автомобиль концерна, который также вскоре должен сменить поколение на K и стать еще более современным и удивительным;
- Meriva - современный минивен для семейной эксплуатации, очень привлекательный и просторный автомобиль с практичным оснащением и отличными функциями в салоне;
- Insignia - представительский седан и очень интересный универсал, достаточно большие и комфортные автомобили с хорошим исполнением и прекрасными техническими данными;
- Zafira - еще один семейный автомобиль с отличными характеристиками и прекрасным исполнением, просто замечательный семьянин с огромным потенциалом;
- Mokka - маленький паркетник с огромным потенциалом продаж в России, здесь фактически нет аналогов этому автомобилю с молодежным обликов и отличной техникой;
- Antara - достаточно большой кроссовер с элитным наполнением и отличными данными, один из самых доступных в своем классе европейских автомобилей с душой.
Также можно вспомнить про Opel Karl - маленький хэтчбек. Но он вряд ли приедет в Россию. Такая же судьба ожидает и кабриолет Cascada, о котором российские покупатели никогда не слышали. Нужно отметить, что в этом и следующем году по графику запланирована смена поколений фактически всех ярких моделей марки. К тому же, будет несколько новых моделей в ближайшие годы, которые уже представлены на выставках и готовы к запуску.
Что может помешать Opel прийти в Россию?
Существуют и преграды, которые могут возникнуть на пути возвращения в РФ такой желанной на нашем рынке марки. К примеру, уже говорилось выше, что GM мог вписать в контракт временные ограничения на расширения рынка. Так часто делают при продаже частей концерна, чтобы не создать мощного конкурента. Но это маловероятно, так как российский рынок для GM интересен только косвенно. Тем не менее, есть ряд возможных причин ограниченного развития компании в России:
- слишком высоких затраты на вывод моделей на рынок, получение лицензий и создание сети салонов, что может не вписаться в финансовые планы PSA на первые годы владения;
- низкая привлекательность российского рынка в данный момент из-за недавних скачков курса, население не слишком активно скупает новые авто в салонах по новым ценам;
- отсутствие созданного имени, которое могло бы гарантировать продажи на уровне других гигантов в российских реалиях, и это также может стать причиной временного отказа от РФ;
- неподходящий для наших условий модельный ряд, необходимость определенной доработки списка автомобилей, их обновление и подготовка для выхода на рынок;
- необходимость наведения порядка в компании, слишком много усилий будет потрачено на решение внутренних проблем и распространение на более привлекательном европейском рынке.
Новые машины сегодня в ходу в Германии, Швейцарии и других странах Западной Европы. В России продажи не слишком растут, с каждым годом обновляя минимумы. Поэтому многие компании покидают рынок в надежде сэкономить на этом деньги. Впрочем, и в России есть успешные представители европейской когорты брендов. Так что будем ждать и смотреть на развитие ситуации, которая пока оказалась совершенно неясной. Чтобы вернуть вкус к Opel, предлагаем посмотреть тест флагмана этого производителя на видео:
Подводим итоги
Чтобы оценить перспективы развития Opel, нужно посмотреть на финансовое положение PSA. Проблемы со всеми дочерними и подконтрольными предприятиями говорят о том, что компания довольно неумело распоряжается своими активами и явно не выжимает максимум из сложившейся на рынке ситуации. Сегодня корпорация является второй в Европе, но это достигнуто благодаря огромным инвестициям. Долги PSA зашкалили уже давно, а сегодня они превысили любые разумные пределы. Так что говорить об успехе французов при покупке Опель не стоит. Пока рано делать выводы о финансовых выгодах сделки, но есть возможность оценить перспективы бренда.
Если для Опель будут разработаны новые модели, освоены новые рынки, то бренд может стать прибыльным и успешным. Но без резкого изменения стратегии развития нет никаких шансов вывести компанию в прибыль. Она теряла деньги под американским контролем и продолжит терять их под контролем французским. Столь принятое развитие под кредиты делает свое дело и понемногу банкротит французских производителей, приводя их к закономерной продаже всего бизнеса. Возможно, следующим покупателем Opel будет более практичный управляющий, такой как Сбербанк? А что вы думаете о столь необычной сделке в автомобильном мире?