Не так часто автором поправок в правила дорожного движения и в частности в КоАП выступает Правительство Российской Федерации. Это именно такой случай. Теперь достаточно трех нарушений в год, чтобы у вас отобрали права. При это срок лишения может составить не менее одного года и до полутора лет. Это действительно серьезная мера, которая может значительно изменить ситуацию на дорогах в стране. В попытках бороться с постоянной и очень высокой смертностью на дорогах законодатели изделии уже десятки поправок и новых правил, но пока ситуация не слишком меняется. Особенно печальна ситуация в тех регионах, где качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего. Если примут поправку о лишении прав за три нарушение в течение года, можно будет надеяться на реальное улучшение, но насколько это адекватный шаг?
Эксперты уже высказали свое сопротивление таким изменения. Ни один специалист в сфере дорожного движения не встал на защиту новой инициативы, но в ней можно увидеть некоторые интересные перспективы. Для тех, кто не привык нарушать правила дорожного движения, ничего не изменится. Вряд ли человек без такой вредной привычки может нарушить правила в злостном режиме трижды за один год. В ином случае придется отвечать за то, что несколько раз в течение годы сотрудники ГИБДД зафиксировали ваши нарушения. Пока предполагают, что это не будет относиться к нарушениям, зафиксированных камерой на дороге. Только в том случае, если ваше нарушение зафиксирует сотрудник на посту, можно будет отнести его к данному разряду. Впрочем, пока в этом проекте поправок больше вопросов, чем ответов.
С чем связана инициатива правительства о лишении прав за три нарушения?
Вопрос, почему возникло такое предложение, достаточно закономерен. Ответ предсказуем и прост - политическая воля должна использоваться для предотвращения смертей на дорогах. В других государствах, к уровню жизни которых мы стремимся, правила предусматривают гораздо более серьезные наказания за нарушения. У нас уровень большинства штрафов настолько низок, что водитель в спешке даже не подумает о возможности их не нарушать. Такая поправка в КоАП сработает следующим образом:
- злостные нарушители уже после первой встречи с постом ГИБДД задумаются о том, стоит ли нарушать второй раз, поскольку в таком случае права окажутся на волоске;
- после второго нарушения даже самый большой любитель скорости и лихачества трижды подумает о возможности еще раз нарушить ПДД для визита в суд на лишение прав;
- человек, который не по собственной воле или по невнимательности однажды нарушил правила, будет более внимательным и ответственным в следующий раз в такой ситуации;
- если нарушитель попал в экстренную ситуацию и вынужден был нарушить ПДД, он больше не станет этого делать в будущем и предотвратит такую ситуацию.
По крайней мере, настолько идеалистическое мнение у авторов законопроекта. Интересно, что в различных сферах это нововведение встретило только недовольство и сомнения по поводу эффективности. Конечно, определенный эффект у этого нового положения будет, но предотвратить аварии и смерти на дорогах такое решение не сможет. Скорее всего, это станет еще одним подстегивающим фактором для мелкой коррупции на дорогах, так как ни один водитель не захочет официальной фиксации нарушения в третий раз.
Какие должны быть нарушения для лишения прав?
Напомним, что фиксация нарушений камерами автоматического контроля ПДД на улицах и трассах страны не будет вести к суммированию нарушений и к лишению прав. Это одна из демократических норм законопроекта. Уже обнародован и список правил, которые будут считаться серьезными нарушениями и приведут к подсчету таких проступков за один календарный год. Оговоримся, что люди без прав на вождение авто получат за три нарушения штраф в виде 10 000 - 30 000 рублей. Суммироваться будут следующие нарушения:
- превышение скорости более чем на 40 километров в час;
- отказ уступить дорогу на перекрестке без преимущества и проезд на красный свет светофора;
- несоблюдение правил разворота и движения задним ходом на автомобиле;
- выезд на полосу встречного движения или на дорогу с односторонним движением в противоположном направлении;
- выполнение запрещенных знаками или разметкой маневров;
- нарушение требования уступить дорогу пешеходам и велосипедистам на дорожках и переходах.
Вот такой нехитрый список правил, особенно спорным из которых оказывается последнее. Проблема в том, что сотрудник ГИБДД может зафиксировать нарушение на пешеходном переходе даже там, где этого нарушения не было. Если трое людей стоят на обочине и ждут возможности перехода, нужно ли их пропускать? Однозначного ответа здесь нет. А если пешеход выскочил на «зебру» неожиданно, и вы не смогли вовремя снизить скорость, выполнив опасный маневр, это также будет нарушение? Пока больше вопросов, чем ответов.
Особенности наказания - достаточно суровые решения
Среди наказаний за такие нарушения в троекратном размере будет только один пункт - лишение прав на срок от 1 до 1.5 года. Проблем в том, что вам все равно придется оплатить все три штрафа или понести другие наказания, а также суммировать возможное лишение прав. Конечно, лишать удостоверения вас будет исключительно суд. Нужно заметить, что с помощью хорошего адвоката можно будет легко избавиться от проблем с законом, но придется выполнить такие действия:
- найти специалиста по правилам дорожного движения, который сможет оспорить один из выписанных протоколов или все три протокола с просьбой отменить нарушения;
- найти общие особенности фиксации нарушения, ошибки в составление протоколов и прочие проблемы, которые делают невозможным признание нарушения правил;
- подыскать доводы, которые будут свидетельствовать, что без прав на вождение авто вы потеряете работу или другие важные факторы вашей жизни будут изменены;
- вывести нарушения из-под перечисленных выше особенностей, найти другое объяснение действиям водителя на дороге, такое как осторожность или необходимость.
Иногда проезд на красный свет происходит по той причине, что сзади несется фура, водитель просто проявил осторожность и решил после проверки безопасности проехать на красный свет. В таком случае суд вряд ли будет лишать вас прав, но для этого нужны доказательства, а не просто слова нарушителя или его адвоката. Для сбора таких доказательств и нужен опытный и квалифицированный специалист в юридических делах по автомобильной специфике.
Общественное мнение о новой поправке в КоАП
В большинстве своем в комментариях и обсуждениях нововведения говорится о том, что это очередной гвоздь в крышку гроба борьбы с коррупцией. Реализация этого правила сделает возможным для сотрудников ГИБДД останавливать авто в самых безобидных ситуациях и пугать водителя выписыванием протокола по одному из «опасных» нарушений правил дорожного движения. В таком случае дешевле и проще дать взятку, чем выполнять решение сотрудников полиции. Но в этом законопроекте есть различные стороны:
- при нормальной реализации это могло бы остановить беспредел на дорогах, но есть люди в России, которым закон не писан, и эта новинка в КоАП вряд ли что-то сможет изменить;
- лазейка состоит еще и в том, что есть сумма штрафа от 10 до 30 тысяч рублей, если у вас нет прав, то есть, можно просто не показывать права в третий раз и заплатить меньше;
- схема фиксации злостных нарушений серьезных правил дорожного движения пока оказывается достаточно сложной и противоречивой, сотрудники полиции не слишком справедливы;
- перед введением такой нормы было бы неплохо провести реформы в дорожной полиции, навести порядок в правилах и привести их в полное соответствие с нынешним временем;
- процесс судебного рассмотрения следует сделать честным и прозрачным, непредвзятым и с позицией презумпции невиновности, иначе смысла в судебных решениях нет.
Если этот закон введен для наполнения карманов нижнего звена взяточников, ничего хорошего из такой инициативы не вышло. При реальных изменения в сфере дорожной полиции, судов и дорожных правил можно будет ожидать отличных эффектов от таких нововведений. Но пока страна не готова к подобным смелым шагам, поскольку человек на дороге и без того чувствует себя незащищенным. С принятием такой поправки в правила защищенность будет еще меньше. Пока ГИБДД ведет себя так как в следующем ролике, никакие подобные правила работать не будут:
Подводим итоги
Низкий уровень уверенности в защите своих прав на дороге сегодня и без новинок в правилах оказывается проблематичным. Принимая новые поправки, в который фигурирует фраза «лишение прав», государство делает достаточно смелый шаг. Но без особых реформ в сфере полиции на дорогах и судебной системы внушить человеку состояние защищенности и правовой чистоты всех решений будет невозможно. Именно поэтому водители очень скептически относятся к нововведению о лишении прав за три «серьезные нарушения».
Тем не менее, без таких новинок в правилах также жить нельзя, поскольку основа КоАП остается прежней уже более двух десятков лет. Это значит, что актуальность транспорта, дорог и социальных отношение растет, а актуальность кодекса об административных правонарушениях остается очень сомнительной. Поэтому законы нужно приводить в порядок, в соответствие с современными нормами жизни. А что вы думаете о новой поправке, с помощью которой власть сможет отбирать права у злостных нарушителей?