Что будет с топливом – прогноз цен на бензин и дизель в 2016 году

Одна из самых важных тем новостей для автомобилиста в России - это повышение цен на топливо. Каждый раз, когда эту тему затрагивают на телеканалах или на радио, внимание заостряется, весь организм напрягается, и становится непросто сдержать не совсем вежливые слова в адрес всех пошлин, налогов, надбавок и накруток. В мыслях возникает что-то о низком качестве топлива, о недоливах на заправках, и вовсе становится не по себе от новостей о повышении цены. Именно такой новостью в самом начале 2016 года нас порадовало правительство, предложив повысить акцизные ставки на топливо. Самое страшное заявление от Федеральной антимонопольной службы - рост цен на бензин на уровне инфляции. Учитывая рост цен на остальные продукты, бензин будет стоить просто заоблачных денег, и это в стране, которая добывает ключевые количества нефти и газа для всей Европы и Азии.

Поднятие акциза на топливо и инфляционное подорожание - это два совершенно разных источника подъема стоимости продукта нефтеперерабатывающей промышленности. Сегодня мы рассмотрим основные ставки и особенности ценообразования бензина, чтобы получить полную картину и представить себе, почем мы будем покупать топливо в конце 2016 года. Стоимость бензина может оказаться удивительно высокой. Впрочем, для власти это создаст только еще один источник накала страстей, так что гарантированного подорожания не будет. Для сохранения имиджа власть имущих может быть введен запрет на повышение стоимости, и тогда нефтяные компании и трейдеры будут каким-то образом договариваться о возможном снижении стоимости топлива. Впрочем, законы нефтяного рынка не меняются годами, все прекрасно знают о вполне возможном снижении цены в зоне рентабельности.

Первая причина повышения - поднятие акцизной ставки

С 1 апреля 2016 года в России повышается акциз на нефтепродукты. В частности, на бензин он повысится на 2 рубля, а на дизельной топливо - на 1 рубль. Но это не значит, что на заправках мы увидим повышение именно на эти цифры. Акциз взимается при импорте или с производителя, а это значит, что закупочные цены для трейдеров на топливном рынке поднимутся на сумму акциза с каждого литра. Соответственно, с учетом дополнительной базы налогообложения, увеличения оборота нефтетрейдеров и повышения затрат на обслуживание выручки придется ожидать роста цен на бензин в среднем на 4-5 рублей. Существует несколько причин, по которым рост акциза очень больно бьет по рынку:

  • увеличивается не конечная стоимость топлива, а его закупочная цена, государство забирает свои дополнительные 2 рубля с литра в самый неудобный момент;
  • для трейдеров увеличивается база налогообложения, так как повышается количество оборотных средств и выручка становится больше, налоги платят с оборота;
  • наценка на большинстве заправочных станций является установленным процентом, при повышении закупочной стоимости продукта увеличится и доля наценки в цене;
  • на проведение банковских операций, а также на инкассацию денежных средств заправки тратят определенный процент с выручки, что также зависит от оборота денег;
  • увеличивается стоимость транспортировки топлива, которое перевозится фурами или с помощью железной дороги (где используется дизельное топливо).

Как видите, причин непродуманного взимания акциза достаточно много. Вполне можно было бы имплементировать систему, когда дополнительные акцизные сборы взимались бы непосредственно на заправке. В таком случае бензин поднялся бы в цене не на 4-5 рублей, а всего на размер дополнительного акцизного сбора. Но такая система не имеет прецедентов в мире и является слишком сложной для государственного контроля. Поэтому от повышения акцизных ставок на топливо с 1 апреля 2016 года пострадает, как всегда, конечный потребитель продукта. На бизнесе подорожание также отразится, так как все перевозки и доставки будут стоить дороже из-за повышения стоимости топлива. Впрочем, все проблемы бизнеса все равно переходят на потребителя, так как повышается цена услуг и товаров.

Инфляционное подорожание - другая сторона медали

Многие задаются вопросом, почему в 1998 году, когда нефть стоила примерно столько же, сколько сегодня, цена бензина была копеечной, а сегодня приходится отдавать за полный бак целое состояние. Вопрос риторический. Вспомните, сколько в этом самом 1998 году стоила отечественная валюта на международном рынке. За 6 рублей можно было купить 1 доллар. Сегодня эта цифра выросла до 75 рублей, то есть более чем в 12 раз. Так что цифры, которые мы видим на стелах заправочных станций, вполне демократичны, если повернуть вопрос таким боком. Конечно, зарплаты не успевают расти за постоянно поднимающимся курсом доллара, но и цены не совсем индексируются по курсу. По факту, курс валюты России снизился более чем в два раза, но такого роста цен не произошло. Впрочем, инфляция давит на топливные цены намного больше, чем акцизы. Главные причины таковы:

  • нефть является международным товаром, его можно продать за доллары в другие страны или за рубли отечественным компаниям по производству нефтепродуктов (выбирают первое);
  • стоимость топлива лишь на 30% зависит от стоимости нефти, в остальном ценообразовании участвуют средние заработные платы, отчисления за землю;
  • обновление оборудования для перехода на новые стандарты производства бензина и дизтоплива также вносит свою лепту в подорожание «улучшенного» продукта;
  • глобальная инфляция в стране и повышение цен буквально на все также сильно повышает давление на топливные цены, заставляет трейдеров быть максимально осторожными;
  • увеличивается стоимость доставки продукта на станции, так как обслуживание и эксплуатации иностранной автомобильной техники сильно выросли в цене.

Это лишь базовые причины, почему стоимость бензина повысится к концу года намного больше, чем того ожидает народ, и чем того требует Федеральная антимонопольная служба. На деле окажется, что повышение связано в большей степени с инфляцией и всеобщим ростом цен. Пойдите в супермаркет, оцените масштабы трагедии. Окажется, что бензин не так уж сильно и подорожал. Впрочем, это лишь варианты утешения публики до тех пор, пока серьезно не поднимется зарплата. Статистическим службам РФ выгодно придерживать данные об инфляции, поскольку зарплаты должны индексироваться по инфляционным показателям. Поэтому называют цифры от 3 до 5 процентов за год. Реальная инфляция оказывается в разы больше.

Паника и ожидание роста цен на нефть - еще один фактор повышения

Мы не можем предсказать, какими будут фьючерсы на нефть в ближайший месяц. Колебания за один календарный месяц достигают 30%. Это колоссальная нестабильность, которая вынуждает производителей, добывающие компании и трейдеров вносить значительную долю рисков в стоимость продукта. Процесс доставки, переработки и продажи нефтепродукта занимает немало времени, поэтому цена конечного продукта должна быть ожидаемой для всех участников данного звена. На деле же выходит, что стоимость цен на нефть невозможно предугадать, фьючерсы не соблюдаются, поставщики делают скидки в пессимистических ожиданиях. Давление создается на таких условиях:

  • цены на нефть, по мнению многих аналитиков, достигли показателей ожидаемого «дна» при стоимости в 28-30 долларов за один баррель нефти марки Brent;
  • на сегодняшний день уже заметны серьезные сдвиги по части повышения стоимости барреля нефти даже без особых фундаментальных причин;
  • соответственно, через несколько месяцев цена может вернуться к рыночной стоимости продукта, которая составляет порядка 100 долларов за баррель;
  • при такой стоимости бензин в России подорожает примерно в три раза в реальном выражении, но и курс валюты укрепится;
  • на фоне укрепляющегося рубля мы фактически не почувствуем подорожания, но на определенный момент из-за паники трейдеров оно может быть существенным;
  • после установления определенной стоимости нефти и конкретных ставок налога на топливо будет определена долгосрочная цена бензина и дизеля.

Только после выполнения всех этих условий можно ожидать, что цены найдут свое нормальное выражение и станут стабильными. До этого придется ожидать, что государство не будет сильно давить на стоимость бензина, поскольку продавцы на всех кругах производства топлива и без дополнительных налогов весьма напуганы ситуацией. Важно максимально успокоить рынок, и это задача исключительно правительства, с которой министры явно не справляются. В стране, которая добывает столько нефти, просто не может быть настолько ощутимых колебаний стоимости бензина. Но мы изменить ничего не можем, приходится только менять количество пройденных километров, чтобы снизить расход топлива в определенный промежуток времени. Предлагаем небольшой ролик по поводу повышения стоимости бензина и дополнительных факторов роста:

Подводим итоги

Скорее всего к концу 2016 года мы увидим значительно изменившиеся ценники на заправках. Но при условии повышения стоимости нефти и укрепления национальной валюты такое повышение не сильно затронет бюджет гражданина. Придется некоторое время подождать стабилизации, роста заработной платы по реальной инфляции. Как любой кризис, это время закончится, придет ожидаемый рост и улучшение стандартов жизни. Впрочем, и сегодня стоимость бензина в нашей стране сравнительно низка. К примеру, в Европе за литр хорошего 95-го бензина платят от 1.8 до 2.6 евро. Даже в соседних постсоветских странах бензин стоит намного дороже, чем в России.

Важно не паниковать, не запасать бочки с топливом в гараже и не рассказывать всем знакомым, что стоимость бензина будет огромной к концу года. Предугадать что-либо на современном рынке просто невозможно, так что остается только ждать и наблюдать за ситуацией. Воспользуйтесь экономией топлива, иногда проедьтесь на общественном транспорте, если денег на бензин стало не хватать. Это временные проблемы, которые закончатся, как только экономическая ситуация придет в состояние стабильности.

Понравился этот контент? Подпишитесь на обновления!
 
Социальные комментарии Cackle