Когда подержанные машины в России будут стоить как в Литве?

Для многих российских семей приобретение собственного автомобиля является обязательной задачей. Общественный транспорт развит не слишком хорошо в большинстве городов, а расстояния достаточно большие. Купить новое авто себе могут позволить далеко не все жители российских городов. Поэтому приходится обращать внимание на подержанный транспорт. Популярность этого выбора и наличие очень большого количества «автобизнесменов» на рынке создали ситуацию, когда 10-летний автомобиль продается по цене вполовину ниже новой машины. Это нонсенс, так как авто старше 10 лет обычно являются лотерей без особых шансов на выигрыш. Их стоимость во всех развитых странах оказывается предельно низкой, и только Россия с некоторыми странами СНГ держит лидерство в стоимости подержанной автомобильной техники. Даже несмотря на определенное снижение цены на вторичном рынке в последние годы, рынок остается недоступным для многих покупателей.

Проблемы стоит искать не только в самом рынке и его продавцах, но и в целом в системе государственного регулирования. Транспортные вопросы всегда были актуальными для жителей РФ, а правительство крайне редко принимало хоть какие-нибудь человеческие решения в этом вопросе. Сегодня мы рассмотрим, что должно произойти, чтобы подержанные авто в РФ стоили столько же, сколько автомобили такого же года и класса в Литве. Напомним, что Литва входит в ЕС и пользуется всеми основными европейскими законами, ее автомобильный рынок невероятно демократичен. Если вы когда-либо исследовали литовские автомобильные продажи, то хорошо знаете, о чем идет речь. Машину, которая в России стоит 5000 евро на вторичке, в Литве можно найти за 1500-2000 евро. Интересно, когда такие приятные ценники появятся на автомобильных рынках России?

Первый фактор цены - отсутствие налогов и ограничений

Наверное, стоит сдержать поток несколько популистских мыслей о том, что в России все плохо на автомобильном рынке, и посмотреть правда в глаза. В любом регионе РФ вы можете пойти на рынок, купить ВАЗ 2101 1976 года выпуска и без проблем отправиться на нем на дороги. Чтобы приобрести такой возрастной автомобиль в Литве, вам придется пройти множество кругов ада и заплатить огромный экологический налог, счет на который государство будет выставлять вам ежегодно.

Транспортный налог формирует такие особенности автомобильного рынка:

  • в России его практически не учитывают при покупке транспорта, поскольку для большинства машин он не превышает 1000 рублей в год, а к возрасту такой налог и вовсе не привязывается;
  • в Литве налоги достаточно высокие, а также прогрессивные, то есть с увеличением возраста автомобиля растет и отчисляемая сумма, и владеть машиной 1976 года может только богатый человек;
  • чем старше машина, тем больше платит литовец за нее государству, поэтому в определенном возрасте авто просто продается на вторичке за любые деньги, владельцу нужно от него избавиться;
  • покупатель не слишком торопится покупать машину старше 5-7 лет, за которую придется платить повышенный налог, так что покупателей мало, а продавцов собирается довольно много;
  • такой перекос рынка и формирует колоссальное снижение цены, можно найти владельцев старых машин в Литве, которые готовы бесплатно переписать на вас авто или за символические 100 евро.

Наверное, в России авто 1990 года выпуска также стоило бы 100 евро, если за него пришлось бы платить несколько десятков тысяч рублей налогов. Большинство таких авто просто отправились бы на утилизацию. Пока же нам дают право ездить на таком транспорте и даже продавать его без каких-либо проблем за сравнительно большие деньги. Так что в подобной политике есть преимущества, но отсутствие крупных налогов - единственное из тех, что удалось найти.

Достаток граждан и спрос на вторичные автомобили

Как уже говорилось выше, причиной сниженных цен на старые машины в Литве становится банальная ситуация - отсутствие покупателей на такие машины. Люди среднего класса имеют более или менее стабильный доход и могут позволить себе машины получше. В России ситуация с заработными платами несколько хуже, чем в Литве. И если Москва может конкурировать с Вильнюсом по среднему доходу, то в глубинке РФ дела обстоят намного хуже.

В итоге, на рынке формируется такая ситуация:

  • в ЕС есть люди с деньгами, которые хотят покупать новые машины или транспорт, не достигший возраста в 7 лет, именно на эту категорию автомобилей есть повышенный спрос на рынке;
  • в России есть покупатели либо элитного класса машин, которые однозначно идут в салоны, либо бюджетного сегмента, которые идут в салоны ВАЗ или на авторынки за старыми иномарками;
  • на автомобильных рынках Европы есть система проверки автомобиля, вы практически не имеете шанса купить авто со скрученным пробегом или с проблемными документами, к примеру;
  • в России есть риск приобрести конструктор, нелегально растаможенную машину, транспорт после крупной аварии, отсутствуют нормальные сервисы для проверки авто и просмотра истории;
  • покупатель в Литве гораздо лучше подготовлен к приобретению машины, умеет пользоваться всеми государственными сервисами и знает о своих правах, его сложнее обмануть.

Также в ЕС формируют стоимость подержанных машин автодома - мелкие и средние дилеры, которые продают б/у технику. В автодомах довольно простая система оценки по марке, году выпуска и пробегу, здесь машину проверяют перед выставлением на продажу. В России такие площадки также есть, но их количество мизерное, и на реалии рынка они никак не могут влиять. Так что пока рынок бывших в употреблении автомобилей очень хаотичный и развивается в непонятных направлениях.

Кредитование - важный вопрос доступности машин

Кредита в Литве нет, наверное, только у ленивого человека. Если вы официально работаете, вам доступно кредитование на любой транспорт из салона или автодома. Чаще всего европейцы с небольшими и средними зарплатами покупают в кредит автомобили с салона, легко расплачиваются с займом и пользуются новой техникой. Доступность кредитов стала важной составляющей падения цен на вторичном рынке. У нас пока с кредитованием ест только масса проблем, которые мешают развиваться рынку автомобилей и недвижимости.

Кредиты в России на авто имеют несколько важных нюансов:

  • первые взносы зачастую непосильные для обычного рабочего человека, нужно заплатить взнос 15-20% и еще купить КАСКО в самой дорогой компании, так что приятного в этом не так много;
  • договоры на кредит в наших банках достаточно сложно прочитать и понять, они составлены деловым языком, содержат сотни финансовых терминов, в которых мы не разбираемся;
  • банки выставляют зверские условия для тех заемщиков, которые не смогли вовремя расплатиться по кредитам, на этом большинство банковских организацией и зарабатывают в большей степени;
  • вам нужно страховать машину в КАСКО каждый год, пока не выплатите кредит, это приводит к удвоению затрат на покупку машины и просто колоссальным расходам в первые 3 года;
  • уровень доходов не позволяет брать выгодные кредит на 1-2 года, так как просто недостаточно официальной зарплаты для погашения процентов и тела кредита, в этом главная проблема.

Автомобильное кредитование зашло в тупик, и пока выхода из него нет. Банки потеряли деньги на обвале курса валют, которые происходит последние 3 года, а клиенты получили ужасные условия на новые кредиты для покупки автомобилей. Конечно, такая ситуация автоматически подстегивает спрос на подержанные авто, чем повышает стоимость данных транспортных средств. Так что банки стали еще одним спусковым крючком повышенных цен для российских покупателей подержанных машин.

Государство - что было сделано для покупателя автомобиля?

Государственная система вносит один из самых больших вкладов в развитие высоких цен на вторичном рынке. В частности, пошлины на таможенное оформление автомобилей и акцизы для производителей при запуске новых моделей делают ценовую политику в России просто невыносимой. Завозить машины из Европы не имеет смысла, а сегодня уже и вовсе невозможно из-за норм Евро-6 и требований по системе Эра-Глонасс. Так что современные законы сделали все для того, чтобы цена машин на вторичном рынке только возрастала.

Проблемы заключаются в следующих особенностях:

  • машины со вторичного рынка стран ЕС или Японии завозить стало невозможно, такие возможности и раньше были только у жителей приграничных регионов, иначе эта затея была невыгодной;
  • высокие таможенные пошлины и акцизы на б/у автомобили убивают любые выгоды при покупке очень дешевого авто с Европе, США или других странах, финансовых выгод вы не получите;
  • цена на вторичном рынке России формируется из реальной стоимости авто в Европе и тех пошлин, которые покупатель бы заплатил при покупке европейского автомобиля и таможенном оформлении в РФ;
  • на новые машины около 20-25% в цене - это различные налоги и сборы, которые дилер оплачивает при ввозе и продаже машины, так что авто могли бы быть дешевле на четверть от нынешней стоимости;
  • государство практически никак не регулирует вопрос кредитования, лизинга и других способов финансирования покупки автомобилей, а также не занимается вопросами утилизации старых авто.

Вы можете помнить о том, что несколько лет назад началась активная программа утилизации машин с выдачей сертификатов на скидки в автосалонах. Но дальше нескольких дилеров это не пошло, да и размеры скидки должны быт побольше, чтобы реально привлечь владельцев старых авто сдавать свой хлам в утилизацию и покупать нормальные машины. Пока все эти вопросы не будут урегулированы, стоимость новых и подержанных машин в России вряд ли будет такой, как во многих странах Европы.

Предлагаем посмотреть видео про покупку машины в Литве:

Подводим итоги

Несмотря на привычное российскому обывателю мнение о том, что в России вторичный рынок авто не слишком хорош, в этой сфере есть и большие плюсы. К примеру, мы не вынуждены платить огромные прогрессивные ставки транспортного налога и переплачивать за утилизацию машин с собственного кармана. Также у нас нет необходимости покупать топливо в два раза дороже, так как в ЕС в цену бензина и солярки включены десятки видов дорожного налога. Но это не делает рынок б/у авто в России приятным и комфортным. Многие семьи по-прежнему не могут обзавестись машиной из-за малого дохода.

Впрочем, далеко не все проблемы автомобильного мира в РФ связаны с решениями власти. Многие трудности возникают из-за менталитета людей и отношения к машинам в целом. В Литве нет особой ценности подержанного транспорта, поэтому продавцы не стремятся выторговать каждый евро. Практика показывает, что при правильном подходе к торгу можно снизить цену б/у автомобиля вдвое. В России торговаться вообще не принято, а если и получается сбить ценник, то максимум на 5% от заявленной цены. Многие свои проблемы мы создаем сами, показывая ажиотажный спрос на уже убитые и ничего не стоящие машины. А как вы думаете, будут ли когда-нибудь подержанные авто в России стоить столько же, сколько в Литве?

Понравилась статья? Получайте свежие статьи по e-mail первыми:

 

 
Социальные комментарии Cackle