Можно ли полагаться на автоматическую систему торможения в авто?

Системы автопилотов уже известны многим водителям. Начали войну в сфере автоматического управления шведы из компании Volvo. Еще десяток лет назад их машины могли автоматически тормозить перед препятствиями, распознавать людей на тротуарах, видеть впереди стоящие автомобили. Также обычная опция круиз-контроля переросла в настоящий автопилот, который позволяет водителю просто убрать руки с рулевого колеса и насладиться спокойной уверенной поездкой. Впрочем, для этого необходимо соблюдение определенных условий. К примеру, разметка должна быть идеальной, знаки не должны быть закрыты деревьями, а вся дорожная зона должна быть обустроена по международным нормам и правилам. Иначе машина не будет понимать, в каком направлении нужно двигаться. Опция движения по полосе, к примеру, рассчитана на хорошую разметку, а в России таких дорог не так и много. Поэтому владельцы модных и дорогих авто с такими опциями редко могут применить их в действии.

Но сегодня мы рассмотрим не автопилот в целом, а опцию автоматического торможения. Идея этого решения достаточно интересная. Практически все ДТП в городе происходит при невнимательности водителя или при плохой реакции на происходящее на дороге. С новыми возможностями автоматического торможения водителю не нужно будет так переживать об окружающей обстановке. Задав опции круиз-контроля и включив возможность торможения автоматически, водитель может вообще забыть о существовании педалей. Но все это только в теории. Множественные опыты и проверки говорят о том, что такой пакет технологий пока работает не слишком надежно. Не при любой скорости автомобили могут затормозить перед препятствиями и сохранить ваше имущество в целости. Давайте рассмотрим основные особенности современных систем автоматического торможения.

На каких машинах устанавливают помощники торможения?

Автоматические системы торможения сегодня устанавливаются практически на все современные авто. Из нынешних моделей на рынке России это практически все модели Volvo, Land Rover, дорогие комплектации Mazda, Subaru, Volkswagen, Skoda Kodiaq. Можно долго перечислять автомобили, которые оснащены подобной автоматикой. У каждой марки есть свои особенности в реализации данного потенциала. Основные особенности работы модуля автоматического торможения следующие:

  • автомобиль оснащают системой активных датчиков, которые мониторят обстановку вокруг и за несколько десятков метров могут видеть опасность столкновения с другими авто;
  • также есть система оповещения водителя, которая анализирует скорость приближения к препятствиям, подавая тревожный сигнал на щиток приборов, это реализовано во всех перечисленных авто;
  • системы датчиков могут быть разные, в частности Volvo реализовала даже негласное общение между всеми автомобилями корпорации, так что увидеть аварию между двумя Volvo непросто;
  • в некоторых авто данную систему можно отключить, но все больше новых моделей поставляются со стандартно включенным оборудованием автоматического торможения для повышения безопасности;
  • отдельного внимания заслуживают японские разработки в этой сфере, элитные авто из Японии тормозят наиболее эффективно и прекрасно справляются с дорожными ситуациями.

Вскоре установка подобных технологий будет примерно таким же дивом, как сегодня ABS. Система помощи при торможении уже присутствует на всех новых автомобилях, равно как через несколько лет все авто будут оснащаться автоматическими системами торможения перед препятствиями. Но пока эти технологии только проходят стадию активной разработки, они еще не совершенны, и полагаться на них полностью не следует, даже если вы купили самый дорогой автомобиль.

Основные достоинства использования автоматического торможения

Этот пункт вполне понятен. Если мы научим машины тормозить качественно перед любыми препятствиями, такое достижение значительно сократит количество ДТП, поможет избежать миллионов смертей на дорогах. Подобные достижения явно становятся основой для многих потенциальных покупателей. Особого внимания заслуживает система распознавания людей и животных на дороге, которая уже сегодня спасает жизни тысяч человек ежегодно. Достоинства таких технологий очевидны:

  • люди меньше будут попадать в аварии, терять жизнь и здоровье только в крайних случаях, а также сохранят свое имущество, так что мир автотранспорта можно сильно измениться с такой технологией;
  • меньше ответственности будет лежать на водителе автомобиля, достаточно будет просто соблюдать правила, а вся ответственность ляжет на производителей авто и систем такого торможения;
  • поездка на авто не будет такой стрессовой, достаточно будет включить все автоматизированные модули и расслабиться, пока авто довезет вас по пробкам до места парковки;
  • уменьшится количество мелких неприятностей на дорогах, которые чаще всего становятся причиной пробок в больших городах, ведь при любом ДТП нельзя убирать машину с места происшествия;
  • использование автомобильного транспорта в целом станет более безопасной затеей, так что многие люди смогут с большей уверенностью эксплуатировать машины без особой опаски.

Впрочем, многие преимущества доступны только в том случае, если компании разработают действительно эффективные системы, а не просто сомнительно работающие модули. Сегодня эффективность многих технологичных и дорогостоящих решений остается под вопросом, и об этом мы поговорим ниже. Пока крупные производители внедряют системы в серийные авто, покупатели этих машин переплачивают за тестирование и разработку. Но так было всегда, и на этом строится современный прогресс.

Проблемы и недостатки автоматических модулей торможения

Основная проблема данной технологии на современных авто - ненадежность и нестабильность. Неприятность заключается в том, что эффективность работы датчиков зависит от многих факторов. С одной стороны, в авто установлена дорогая технология, и водитель на нее рассчитывает. Но с другой стороны, она может подвести в любой момент. Все основано на датчиках и электрических соединениях, и это не всегда оказывается достаточно надежно. Список проблем технологии большой, но мы рассмотрим основные неприятности:

  • независимые тесты показали, что даже самые эффективные установки автоматического снижения скорости от Volvo срабатывают в 70% случаев, а это значит, что риск остается большой;
  • у Land Rover показатель удачного срабатывания оказывается еще меньше, да и машины очень тяжелые для торможения с больших скоростей, так что эффективность остается слабой;
  • есть серьезные ограничения по скорости автомобилей на момент возникновения неприятной ситуации, она не должна быть выше 30 км/ч для получения эффективного результата;
  • технология будет более или менее полезна только в городских пробках, где авто с таким режимом может легко снять с водителя обязанности постоянно тормозить и газовать для движения;
  • в условиях обычной эксплуатации такие модули пока не показывают высокой эффективности, и дело в том, что более точных и дальнобойных датчиков просто не существует в природе.

Вполне возможно, что через несколько лет компании придумают более точные блоки, которые смогут расширять диапазон оценки ситуации до 100-200 м. В таком случае система контроля дистанции, автоматического торможения и прочих приятных эффектов поможет сделать настоящий автопилот. Но пока данный механизм становится просто приятной игрушкой. Если вы тестируете систему в городе, лучше держите ногу на педали тормоза.

Какие системы применяет беспилотный транспорт?

Автомобили без водителя - это тема номер один в современной обществе любителей технологий. Илон Маск построил и запустил грузовик, который без водителя уже проехал Америку от южных штатов до северных. Какие же системы используют в данных автомобилях? Здесь речь идет о большом комплексе датчиков и модулей, которые помогают обрабатывать информацию с десятков источников и принимать правильные решения. Вот примерный алгоритм работы такого комплекса:

  • есть система из огромного количества очень чувствительных датчиков, которые работают на 360 градусов вокруг авто и создают довольно четкую картину того, что происходит в пространстве;
  • датчики улавливают объекты за несколько десятков метров, формируют вполне четкие контуры и могут работать в любое время суток без особых сложностей, что является большим плюсом;
  • оборудование использует разные физические возможности определения предметов - тепловые волны, отражение ультразвука и прочие менее известные технологии для данных целей;
  • также спутниковое позиционирование позволяет в реальном времени анализировать состояние трафика на дороге и принимать взвешенные стратегические решения по маршруту;
  • обрабатывают все данные очень мощные компьютерные системы, которые могут с высочайшей точностью определить риск аварии в тех или иных условиях, а также предотвратить ДТП.

Но подобные устройства чрезмерно дорогие для того, чтобы устанавливать их в обычные автомобили. Именно поэтому автопилот в легковых автомобилях Tesla Model S рекомендуется только в качестве игрушки. Производитель не рекомендует использовать данное устройство в качестве основного пилота, поскольку это опасно. И случаи смертного исхода после аварий с такими системами уже фиксировались в США.

Предлагаем посмотреть видео тестирования систем автоматического торможения и определенные выводы от экспертов:

Подводим итоги

Интересно, что еще несколько лет назад понятие автопилота для автомобиля было чем-то фантастическим и невероятным. Но уже сегодня компании разрабатывают крупнейшие комплексы автоматических реакций автомобиля, которые в ближайшем будущем сформируют реальный автопилот с максимальной эффективностью. Если вы хотите быть в числе передовиков испытания технологий, убедитесь, что в вашем новом авто есть модуль автоматического торможения с более или менее эффективной работой. Узнать о эффективности стоит не из рекламных роликов, а из реальных отзывов и тестов от экспертов.

Кстати, уже сейчас многие компании работают над созданием полностью автоматизированного управления, предрекая, что автомобили вскоре вообще лишатся руля и педалей. И если раньше поверить в это было сложно, то после взгляда на современные разработки начинаешь понимать, что все это уже становится реальностью. Правда, далеко не всех такая реальность устраивает. Многие люди получают колоссальное удовольствие от управления машиной традиционным способом, и подобные классические технологии неплохо было бы сохранить. А что вы думаете о перспективах развития таких технологий?

Понравилась статья? Получайте свежие статьи по e-mail первыми:

 

 
Социальные комментарии Cackle