По дорогам нашей страны колесит огромное количество автомобилей, каждый из которых представляет потенциальную опасность для всех окружающих пешеходов и водителей. Далеко не всегда владельцы транспортных средств готовы полностью обслуживать машину, обеспечивать ее безопасность и нормальную эксплуатацию. Именно для этого необходим техосмотр. Контроль технического состояния автомобиля проходит в большей степени для убеждения в том, что авто может продолжать эксплуатироваться по дорогам общего пользования. Но в ГИБДД также подвели под технический осмотр не менее важную юридическую проверку машины.
Очень много разговоров ходит об отмене техосмотра. Эта инициатива то и дело появляется на рассмотрении Думы, но в большинстве случаев даже до нормального голосования дело не доходит. Все прекрасно понимают, что нельзя отменять технический осмотр, ведь иначе на дорогах нашей страны будет ездить транспорт, который даже на утилизацию уже не годится. Сегодня мы рассмотрим все задачи техосмотра, а также дадим несколько советов о том, как без проблем пройти этот процесс.
Главные задачи и функции техосмотра в системе автомобильного контроля
В 2015 году заговорили о том, что техосмотр отменили. Действительно, подобное положение было принято, но избавило оно от процедуры технического контроля только владельцев легковых авто личного пользования не старше 3 лет. Когда машине исполняется три года, следует проходить техосмотр. Если вашей машине от 3 до 7 лет, техосмотр проходит каждые два года. Если же вы ездите на транспорте старше 7 лет, следует выполнять техосмотр ежегодно.
Стоит быть внимательным, ведь сроки прохождения выставляют не по дате выпуска или покупки машины, а по году производства. Если по VIN ваш автомобиль 2013 года, то уже в 2016 вам необходимо проходить технический осмотр. Правда, природа этого осмотра в России сильно изменилась. Сегодня основными функциями этой процедуры будет проверка таких узлов автомобиля:
- тормозная система - проверка обслуживания и контроль работоспособности тормозов на специальном оборудовании;
- двигатель и КПП - контроль уровня и качества смазочной жидкости, оценка внешнего состояния, загрязнения;
- рулевое управление, проверяют люфт рулевого колеса, наличие стука в рейке и наконечниках;
- работа внешних световых и сигнализационных приборов - поочередно проверяется действие всей иллюминации;
- исправное функционирование приборов для очистки и омывания лобового стекла, на чем часто попадаются владельцы авто;
- прочие мелкие требования - к примеру, не допускаются трещины на лобовом стекле в зоне очистки дворником.
Также проверяют зеркала заднего вида, тонировки, наличие и функционирование ремней безопасности. Теперь технический осмотр проходят не в государственных станциях на базе отделений ГИБДД, а в сертифицированных и авторизированных СТО. Их называют операторами технического осмотра, наделили полномочиями проверять все данные функции и сняли с государства необходимость обновления оборудования и содержание штата.
Многие приветствуют такую инициативу, ведь теперь вы можете пройти технический осмотр в любом городе России, заехав на авторизированный сервис. Мало того, вам на этом сервисе могут исправить все неполадки, а затем выдать диагностическую карту. Для водителей такси, автобусов, грузовиков и спецтехники обновление диагностической карты требуется раз в 6 месяцев. Отсутствие актуальной карты будет стоить водителю такой машины 500-800 рублей штрафа.
Особенности современного техосмотра для владельцев легковых авто
Если вы обладаете обычным легковым автомобилем, который не используется в коммерческом аспекте, можете не переживать о техосмотре первые три года. Далее страховая компания не выдаст вам полис ОСАГО, если у вас не будет актуальной диагностической карты. Фактически, процесс проверки техосмотра переложили на страховые компании.
Отсутствие полиса же ведет за собой получение неплохого штрафа. Сотрудники ГИБДД диагностическую карту не проверяют. Также отпала необходимость приклеивать на лобовое стекло какие-либо отметки о прохождении технического осмотра. Карта диагностики потребуется при регистрационных действиях, но она прикрепляется к автомобилю, потому при продаже передается покупателю. Также есть такие тонкости техосмотра для владельцев легковых авто:
- стоимость в каждом регионе определена по максимальной границе, в среднем цена составляет порядка 800 рублей;
- сотрудник ГИБДД не может оштрафовать владельца частного авто за отсутствие актуальной диагностической карты;
- в некоторых случаях возможны проблемы со страховыми выплатами при отсутствии техосмотра;
- строгость контроля значительно снизилась, потому техосмотром многие стали пренебрегать (и это напрасно);
- при прохождении техосмотра учитывается заводская конструкция авто, непредусмотренные модули не проверяются;
- также не пройдет техосмотр машина с самовольно установленной дополнительной оптикой;
- станции ответственны за выданные диагностические карты, потому купить техосмотр не так просто.
Тем не менее, передача технического осмотра частным компаниям, СТО и специализированным центрам сильно повлияла на либерализацию этого процесса. Теперь можно договориться с не слишком ответственными компаниями о выдаче сертификатов техосмотра даже без визуального осмотра машины. Но такие действия чреваты определенными последствиями как для водителей, так и для сервисных центров с такими черными услугами.
Впрочем, техосмотр с переносом на частные компании стал более качественным. В боязни ответственности и водители, и сервисные центры исправно выполняют государственные требования. С бюджета был снят постоянный источник расходов в виде закупки и ремонта оборудования и прочих важных затрат. А страна получила более свободные правила прохождения техосмотра.
Как получить диагностическую карту быстро и без труда?
Многие водители не желают ехать на техосмотр, ведь это долго, да еще и могут найти какую-нибудь несуществующую неполадку. На самом деле, так происходило, когда техосмотр был прерогативой государственного диагностического центра. Сегодня частные компании заинтересованы в быстрой выдаче сертификата и получении денег. Потому прохождение техосмотра перестало быть процессом с жуткой очередью и потерянным днем или даже двумя. Пройти техосмотр теперь легко может каждый владелец автомобиля после таких простых действий:
- подготовка автомобиля, самостоятельная проверка определенных особенностей работы всех узлов;
- определение неполадок, которые могут стать причиной отказа от выдачи диагностической карты;
- устранение всех проблем, повторная проверка работы органов управления, торможения и прочих функций;
- поездка в сервис, обладающий правом выдачи диагностических карт государственного образца;
- прохождение всех необходимых процедур технического осмотра, проведение диагностики машины;
- получение документов, свидетельствующих о нормальном состоянии транспорта.
На этом эпопей с техническим осмотром заканчивается. Теперь нет необходимости чистить таблички с номерами двигателя и кузова. Эти параметры пригодятся вам только при переоформлении. Техосмотр ставит лишь одну задачу - подтвердить, что ваш автомобиль вполне способен ездить без неполадок и не представляет опасность для других участников движения. Учитывая символическую плату и возможность выбора любого сервиса, вы не потеряете много времени и денег на необходимые процессы. Предлагаем посмотреть репортаж о новых правилах техосмотра:
Подводим итоги
Если вы владеете легковым автомобилем, которым пользуетесь в личных нуждах, то карта диагностики (она же и является единственным документом техосмотра) нужна вам только для получения полиса ОСАГО. Привязав техосмотр к страховке, государственные власти фактически полностью отказались от самостоятельного контроля этих функций. Тем не менее, водители такси и коммерческого транспорта получают неплохие штрафы, если не могут предъявить актуальные диагностические карты.
Потому лучше не рисковать и пройти все необходимые особенности ТО, тем более, эти процедуры не являются каким-то сложным процессом. Достаточно выбрать близкого к вам оператора технического осмотра, получить необходимые услуги и обновить диагностическую карту. Только при наличии такой карты вам выдадут полис обязательного страхования. Если у вас есть опыт прохождения технического осмотра, расскажите о нем в комментариях.