Сцепление - это один из основных узлов автомобиля, который служит для соединения коробки передач и двигателя. Сегодня во многих авто этот механизм работает автоматически, потому распространено мнение, что на автоматах и роботах сцепления нет. На самом деле, принцип работы сцепления на всех автомобилях очень похож, данная система позволяет нам в нужный момент отсоединить двигатель от коробки передач и прекратить подачу крутящего момента на колеса. Именно благодаря наличию сцепления автомобиль может ехать накатом. Также работа этого узла позволяет машине стоять на месте, в то время как двигатель продолжает работать.
На первый взгляд, задача сцепления достаточно простая - нужно лишь в необходимый момент отсоединить коробку передач от двигателя, выполнив весьма простое действие. Но на деле эта задача оказалась достаточно сложной и потребовала немало усовершенствований даже в наше время, когда технологии кажутся развитыми до предела. Если у вас автомобиль с механической коробкой передач, сцеплением управляет левая педаль. На автомате эта педаль отсутствует, а работой сцепления заведует компьютер или механические приборы.
Принцип работы сцепления и физическое действие, выполняемое узлом
Мы уже говорили, что основной задачей механизма сцепления является отсоединение двигателя от коробки передач, а также присоединение этого узла в нужный момент. В момент нажатия педали сцепления на автомобиле с механикой механизм отсоединяет шестерни коробки от шестерен двигателя. Далее с помощью рычага переключения водитель выбирает нужную передачу и плавно опускает сцепление для совпадения шестерен другого размера.
Если в двигателе шестерня одна, скорость ее вращения зависит от оборотов силового агрегата, то в коробке передач несколько механизмов. Потому крайне важно полностью выжимать сцепление в момент переключения передачи. Это поможет избежать износа шестерен в коробке. В автоматических трансмиссиях этим занимается компьютер, а в вариаторах сцепление физически отсутствует. Основные этапы работы сцепления следующие:
- после запуска двигателя сцепление прогревается и заведует подключение коробки к силовому агрегату;
- в некоторых авто в момент запуска компьютер отключает коробку от двигателя, чтобы избежать высокой нагрузки;
- далее сцепление соединяет коробку с двигателем для разогрева масла в коробке передач и дальнейшей эксплуатации;
- перед началом движения и включением необходимой передачи водитель или компьютер выжимает сцепление и выбирает нужный режим поездки;
- на механической коробке сцепление нужно выжимать каждый раз, когда вы переключаете передачу;
- автоматические КПП также выжимают сцепление при каждом переключении, но делают это самостоятельно;
- для торможения двигателем необходимо аккуратно с помощью сцепления соединить шестерню пониженной передачи с шестерней двигателя;
- для обеспечения свободного хода автомобиля также выжимается сцепление.
Многие автоматические коробки передач имеют индивидуальные настройки работы сцепления, но это не имеет отношение к непосредственной конструкции этого узла. Существует несколько разновидностей сцепления по разным критериям, но суть работы этого агрегата всегда оставалась неизменной. Несмотря на достаточно простую задачу, конструкция сцепления весьма сложная, ведь для правильного выполнения этой работы требуется продуманная система.
Принцип работы механизма зависит от конструкции, в любом типе сцепления этот принцип достаточно сложен. Даже если вы изучите конструкцию первых сцеплений, использованных сотню лет назад, с удивлением обнаружите, что не так много поменялось в современных автомобилях. Говорить о сложных особенностях работы механизма сцепления мы не будем, поскольку эта тема достойна полноценной книги, а не одной публикации.
Типы сцепления - какой вариант лучше выбрать для себя?
Сразу скажем, что нет особого значения, какое сцепление стоит на вашем автомобиле. Одна конструкция несколько надежнее, вторая немного дешевле, третья окажется чуть легче. У всех вариантов есть свои преимущества и недостатки. Тем не менее, современные производители все чаще используют сухие дисковые сцепления, которые сегодня считаются наиболее надежными и долговечными. Тем не менее, даже дисковые сухие сцепления бывают разными по другим классификациям.
Существует несколько параметров, которые могут быть использованы для классификации видов сцепления. Это конструкция, размер, тип работы, материал механизмов и прочие особенности. Справедливости ради заметим, что для водителя нет особой разницы от того, какое сцепление установлено под капот автомобиля. Ни в стоимости эксплуатации, ни в удобстве использования особых отличий вы не почувствуете. Различают же такие виды сцепления:
- сухое и влажное - последнее работает в масляное ванне, а для сухого не используется обильная смазка;
- однодисковое и многодисковое - различие, которое понятно из названия, сегодня используют чаще однодисковое сцепление;
- электрическое, механическое, гидравлическое или комбинированное сцепление различают по типу привода всей конструкции в действие;
- сцепление с центральной диафрагмой и круговым расположением пружин - это различие по типу нажатия на выжимной диск;
- для механической и автоматической коробки передач - это различие определяет лишь способ инициирования работы механизма.
Какой бы тип сцепления ни использовали на вашем автомобиле производители, это решение было принято после профессиональных испытаний. Так что менять что-либо для достижения более качественной работы конструкции не стоит. Лучше отдать предпочтение качественному уходу за существующими механизмами. Это позволит продлить эксплуатацию сцепления и удешевить общее обслуживание вашего автомобиля в процессе использования.
Меняют сцепление зачастую в спортивных автомобилях, ведь при такой эксплуатации штатный вариант быстро сгорает. Потому для профессионального спорта есть усиленные варианты механизмов. Тем не менее, спортивное сцепление достаточно сложно использовать в обычных условиях, потому его установка на обычный автомобиль выглядит не слишком разумным решением. Используйте штатный вариант сцепления, который был установлен производителем на ваше авто. Предлагаем посмотреть небольшое видео о принципе работы сцепления и коробки переключения передач:
Подводим итоги
Конструкция и тип сцепления для водителя не имеют особой разницы. Эта информация необходима автомобильным механикам, которые специализируются на ремонте этого узла машины. Узнать тип вашего сцепления можно либо в инструкции по эксплуатации, либо в официальных открытых материалах в сети интернет. Но данная информация не даст вам ни преимуществ, ни каких-либо выгод в понимании особенностей эксплуатации вашей машины.
Если сцепление в автомобиле начало показывать характер, лучше сразу отправиться на СТО и устранить все проблемы. Иначе неприятности с автомобилем могут произойти самые разные. При неисправной работе сцепления сразу же начинает страдать коробка передач, ремонт которой будет стоить невероятно дорого. Так что лучше не допускать выхода из строя сцепления и всегда следить за его нормальной работой. Случались ли в вашей практике серьезные проблемы со сцеплением?