Многие владельцы автомобилей сталкивались с такой проблемой, когда при нажатии на педаль сцепления происходит рывок или толчок. Эта неприятность может происходить как при нажатии, так и при отпускании педали. Сегодня мы раскроем причины, по которым ваша машина дергается, когда вы нажимаете или отпускаете педаль сцепления. Конечно, симптоматика данной неполадки может быть разной, зависит это в большей степени от автомобиля и примененных в нем технологий.
Проблема рывков при нажатии на педаль сцепления может быть связана сразу с несколькими узлами:
- узел педали сцепления, датчик, если таковой есть в вашем авто;
- электронная педаль газа, которая может неправильно срабатывать;
- непосредственно сцепление, которое могло выйти из строя или износиться;
- коробка передач, если есть повреждения внутренних элементов КПП;
- двигатель, а также система его датчиков и электроники.
Как видите, проблем может быть достаточно много, и стоит более подробно рассмотреть основные возможные неполадки.
Педаль сцепления – начнем с самого простого
Как в старых системах с тросиками, так и в новых технологиях с электронной системой управления и привода педали, проблемы рывков при нажатии педали сцепления могут быть связаны с самим педальным узлом. Довольно часто речь будет идти о выходе из строя определенных датчиков, которые обеспечивают работу педального узла. К примеру, датчик педали сцепления мог выйти из строя и отдавать неверные сведения в блок управления двигателем или коробкой передач – все, конечно же, зависит от системы, которая установлена в вашем автомобиле.
Проверить датчик сцепления можно достаточно просто:
- Обратите внимание на работу круиз-контроля, если такая система есть на вашей машине. Вышедший из строя датчик сцепления будет негативно влиять на плавность поддержания скорости в заданном режиме.
- Посмотрите на тахометр на холостом ходу. Довольно часто проблемы холостого хода связаны именно с датчиком сцепления, так как устройство просто не передает нужные сведения в блок управления двигателем.
- Также обратите внимание на то, как реагируют обороты мотора на выжимание сцепления. Если есть изменения в сравнении с обычным поведением автомобиля, высока вероятность выхода из строя датчика сцепления.
- С помощью компьютерной диагностики проверка довольно простая. Нужно подключить сканер, найти раздел, в котором указано положение датчика сцепления и понажимать на педаль. Это поможет вам узнать, меняет ли что-то положение педали в показаниях данного устройства.
Если датчик педали сцепления не работает, это не станет причиной полной остановки автомобиля. Вы все равно сможете ехать, но автомобиль будет работать не так плавно, как вам бы хотелось. Обороты постоянно будут зависать, а двигатель не будет нормально подстраиваться под обстоятельства. Так что при обнаружении неполадок лучше заменить этот датчик. Стоимость его не так высока, но он может вызывать рывки и другие неприятности при выжимании педали сцепления на вашей машине.
Может, виновата сама педаль?
Гораздо реже это может произойти, но все же мы напомним о такой возможности. Проблема может быть связана с тем, что педаль деформировалась или получила определенные повреждения, и теперь работает неправильно. К примеру, деталь цепляет за что-то при нажатии, что вызывает дергания и другие неприятности. Скорее всего, придется менять педальный узел, если это произошло. Но иногда можно просто посмотреть в месте крепления блока к моторному щиту – возможно, что-то просто застряло в системе педального узла и не дает нормально нажимать на сцепление.
Неполадки со сцеплением
Довольно большая вероятность того, что проблемы рывков при нажатии на педаль сцепления связаны с тем, что само сцепление откатало свой ресурс. Если это случилось, не стоит ездить и испытывать судьбу дальше. Нужно просто приобрести новый комплект сцепления и заменить его.
Если на вашем автомобиле сцепление стоит достаточно дорого, а его замена довольно сложная, можно обратиться к специалистам и провести проверку оборудования. В таком случае вы точно будете знать, сцепление ли виновато.
Впрочем, если сцепление выходит из строя, вы должны также заметить и другие неприятности в поведении вашей машины:
- Затруднено переключение передач. Нестабильно работают передачи, иногда приходится буквально выдергивать рычаг из зацепления.
- Есть пробуксовка при высоких оборотах. Тахометр показывает, что обороты резко растут, но скорость при этом остается прежней или даже снижается.
- При нажатии и отпускании педали сцепления происходят рывки разной природы – это может быть буквально все, что угодно.
- При нажатии педали можно услышать определенный гул или визг в конкретном положении. Также при выжатой педали сцепления могут доноситься другие неприятные звуки из КПП.
- Меняется рабочий ход педали сцепления. Момент схватывания сцепления переместился из примерно середины хода педали до нижней или высшей точки.
- Трогаться стало сложнее. Сцепление пробуксовывает, проскальзывает, при этом двигатель может заглохнуть при банальном трогании с места.
Также можно вспомнить о других неприятностях. К примеру, крайне сложно становится двигаться задним ходом, а тронуться на подъеме и вовсе практически невозможно. Если такие неприятности случились с вашим автомобилем, или хотя бы часть из них присутствует в эксплуатации авто, то менять сцепление все равно придется довольно скоро. Не стоит ждать, пока диски сцепления начнут сильно проскальзывать. В таком случае придется еще и заплатить за эвакуатор.
Какие еще могут быть причины рывков при нажатии сцепления?
Одна из возможных причин – неправильные привычки водителя. Вполне возможно, что вы слишком резко отпускаете педаль сцепления, что становится причиной неприятного рывка в момент соприкосновения двух дисков. Также слишком резкое нажатие может на некоторых автомобилях привести к небольшим неприятностям. Проверить это достаточно просто, и вам даже не потребуется платить за услуги мастера.
Итак, провести проверку можно таким способом:
- найдите место, где вы можете максимально спокойно протестировать ваш автомобиль на небольшой скорости (парковка супермаркета в ночное время, к примеру);
- далее усядьтесь максимально удобно и вспомните все советы, которые вам давал инструктор по вождению в автошколе;
- плавно выжимайте сцепление и трогайтесь, не слишком сильно нажимайте на газ, снова выжимайте сцепление максимально плавно, включайте вторую передачу и продолжайте движение;
- проедьте какое-то время на холостом ходу – уберите ноги с педалей – и посмотрите, как ведет себя автомобиль, меняется ли его скорость, не глохнет ли он;
- затем попробуйте резко надавить на педаль газа – нет ли пробуксовок, не взлетает ли стрелка тахометра слишком резко;
- проанализируйте поведение машины, попробуйте тронуться несколько раз максимально спокойно, затем трогайтесь более резво, как вы это делаете обычно.
Если в спокойном режиме поездки ничего не происходит, машина ведет себя нормально, то вероятнее всего проблема была не в оборудовании, а в эксплуатации машины. Нужно просто привыкнуть к работе сцепления и стараться более плавно с ним управляться. Как правило, это поможет убрать неприятные симптомы и позволит вам наслаждаться более плавной поездкой.
Впрочем, сильные рывки при резвой эксплуатации автомобиля все равно указывают на определенные неприятности и неполадки. Так что на них стоит обращать внимание.
Сколько стоит устранение рывков автомобиля при нажатии педали сцепления?
Назвать окончательную стоимость ремонта автомобиля в вашем случае сможет только ответственный сотрудник автосервиса. Гадать на кофейной гуще – занятие не самое благодарное, поэтому мы не будем называть конкретных цен на ремонтные работы или запчасти. Если речь идет об автомобиле Lada, цена будет одна, а для машин Mercedes стоимость будет совершенно другая. И речь идет не только о цене на запчасти, но и о стоимости рабочего часа.
Впрочем, некоторые закономерности мы можем выделить:
- при необходимости замены комплекта сцепления ремонт обойдется дороже всего, так как сами запчасти не будут дешевыми, а работа всегда подразумевает снятие и установку коробки передач, что изначально не может быть дешево;
- также вы не сможете сэкономить на запчастях, поскольку аналоги комплектов сцепления от дешевых брендов устанавливать не рекомендует никто, они ходят недолго и могут стать причиной серьезной поломки коробки передач;
- если диагностика выявит проблему с датчиком педали сцепления, проблем у вас будет значительно меньше, – в большинстве автомобилей этот датчик меняется за несколько минут и не требует сложной адаптации;
- если же проблема будет с педальным блоком, придется также неплохо потратиться – во-первых, сам блок стоит достаточно дорого, а во-вторых, работа по его замене на СТО может неприятно удивить вас по цене;
- если же проблема связана с вашими привычками вождения, то стоимость ремонта будет 0 рублей, но при этом вам придется немного изменить свои привычки, чтобы ездить на автомобиле с большим комфортом.
Как видите, стоимость ремонта будет демократичной только в том случае, если виновником неполадки является датчик педали сцепления. Впрочем, в большинстве случаев, если есть рывок при нажатии педали, дело именно в датчике. Заменить его вы вполне можете и самостоятельно на большинстве бюджетных машин, но не забудьте перед этим сбросить клеммы с аккумулятора, чтобы не навредить блоку управления двигателем.
Подводим итоги
Как видите, проблемы с педалью сцепления далеко не всегда говорят о необходимости замены всего комплекта сцепления. Часто датчик просто отправляет неправильную информацию на блок управления мотором, из-за чего двигатель переходит на момент в аварийный режим или просто поддерживает обороты на ненужном уровне.
В нашей статье мы рассказали о том, как можно победить ситуацию, которая одолевает многих водителей и лишает спокойствия многих владельцев транспорта. Особенно часто проблемы с датчиками и проводкой возникают именно у недорогих автомобилей, так как качество их сборки оставляет желать лучшего.