Сцепление в автомобиле служит для передачи крутящего момента от двигателя к КПП. Это важнейший механизм, без правильной работы которого невозможна эксплуатация автомобиля. Различные типы сцепления присутствуют как в механических, так и в автоматических коробках передач. Дисковые типы применяются на механике и роботах. Общее понимание работы этого механизма такое: сцепление служит для соединения/разъединения коробки передач с двигателем. Соединение происходит мягко, чтобы водитель и пассажиры не почувствовали толчка. Конструкция этого механизма модернизируется в мелочах, но по своей сути уже много десятилетий она остается прежней.
Сегодня на нашем сайте мы поговорим не только о конструкции механизмов трансмиссии, но и о производителях дисков сцепления и готовых комплектов для замены. К сожалению, это самая недолговечная деталь в трансмиссии автомобиля, и менять ее приходится достаточно часто. В среднем срок службы оригинальных комплектов сцепления на механических коробках составляет 100-120 тысяч км пробега или около 8 лет. Неоригинальные устройства служат меньше. На роботизированных коробках передач диски служат еще меньше, но сроки эксплуатации сильно зависят от конструкции КПП. Есть удачные варианты, в которых замена не требуется в течение 100-150 тысяч км пробега, есть такие конструкции, в которых в период гарантии владелец успевает сменить несколько комплектов.
Содержание
- Какие виды сцепления существуют?
- Из чего состоит сцепление?
- Принцип работы механизма сцепления
- Топ 10 производителей дисков и комплектов сцепления
- Подводим итоги
Какие виды сцепления существуют?
Сегодня мы будем говорить о тех технологиях, которые применяются на современных автомобилях. В исторической ретроспективе можно вспомнить авто, в которых банальные зубчатые муфты выполняли роль этого механизма, что было причиной невероятного дискомфорта в поездке. Сегодня комплекты сцепления обеспечивают достаточно высокий комфорт переключения передач в любом режиме поездки, что позволяет не ощущать даже минимальных толчков. Также современные технологии позволяют не переживать по поводу правильности использования механизма. Устройство позволяет достаточно резко отпускать педаль сцепления, не получая негативных последствий.
Итак, основные современные виды механизмов:
- Сухое сцепление. Наиболее распространенный тип на механических коробках передач. Подача крутящего момента основана на силе трения ведомого и нажимного дисков. Такая конструкция хороша тем, что не нуждается в обслуживании, доливке технических жидкостей.
- Мокрое сцепление. От предыдущего типа это устройство отличается наличием масляной ванны, в которой вращаются рабочие детали. Элементы всегда получают достаточное количество смазки, чтобы избежать повреждений. Эта технология применяется на автомобилях с роботизированной коробкой передач и только на некоторых механических КПП с двойным сцеплением.
- Сухое двухдисковое сцепление. Конструкция с двумя ведомыми дисками используется для мощных моторов, включая грузовые автомобили. Изделие способно передавать больше крутящего момента без повреждения дисков, тем самым продлевается срок жизни устройства. Применение на маломощных агрегатах нецелесообразно.
- Двухмассовый маховик. Также на некоторых авто применяется сцепление-маховик. Это устройство, в котором обе части имеют возможность свободного вращения, а с помощью механизма включения сцепляются друг с другом. Устройство хорошо сглаживает вибрации при неравномерной нагрузке от силового агрегата. Применение не слишком распространено из-за относительно малой надежности устройства.
- Керамическое сцепление. Это специальный тип оборудования, которое применяют в основном на очень мощных и эксклюзивных автомобилях. Подразумевается, что большие нагрузки не выведут керамические накладки из строя достаточно быстро. В суперкарах, к примеру, традиционная конструкция сцепления невозможна, так как износ произойдет за 1-2 поездки.
Среди разновидностей сцеплений наибольшую долю на рынке занимает именно сухая однодисковая конструкция. Это наиболее надежный, простой и удачный в разработке вариант устройства, который передает практически любой крутящий момент и не ломается при нагрузках. Конечно, у каждого изделия есть свой ресурс. Соприкосновение поверхностей неизбежно приводит к их износу, что становится причиной необходимости замены дисков. Лучше менять всю конструкцию сцепления в сборе, чтобы обеспечить ее службу в течение последующих 100-150 тысяч километров.
Из чего состоит сцепление?
Составляющие части этого механизма в классическом варианте конструкции с одним диском и сухим принципом работы следующие:
- ведомый и нажимной диски, а также маховик;
- выжимной подшипник с муфтой выключения;
- входной вал КПП;
- вилка сцепления;
- привод сцепления.
В мокрых устройствах конструкция несколько иная, добавляется масляная ванна для смазки механизмов. Конструкция может отличаться в зависимости от производителя, поколения автомобиля. Добавляются различные датчики и системы, которые оптимизируют работу устройства.
Принципы работы механизма сцепления
Вкратце можно описать принцип работы таким образом: диафрагменная пружина создает усилие и смыкает маховик двигателя с ведомым диском. Такое жесткое смыкание позволяет передавать крутящий момент без потерь непосредственно на коробку передач. Механизм имеет два варианта рабочих режимов – включено и выключено.
Выключается муфта путем нажатия на педаль сцепления или автоматикой (в роботизированных коробках). Включив нужную передачу, водитель отпускает педаль, в определенный момент диски и маховик сцепляются и обеспечивают передачу крутящего момента двигателя на КПП и далее на колеса. За счет этого мотор и вращает колеса ровно с нужной скоростью.
Лучшие производители дисков и комплектов сцепления
К сожалению, покупка оригинальных комплектов не всегда становится оптимальной альтернативой, так как стоимость таких изделий неприятно удивляет. Разве что отечественные автомобили могут похвастать более или менее доступным ценником, но качество запчастей в этом случае будет не самым высоким. Поэтому практически все владельцы авто бюджетного и среднего сегмента ищут возможности после завершения гарантийного срока снизить расходы на покупке деталей для ремонта механизма сцепления.
Мы выделили десятку самых надежных производителей комплектов сцепления:
- Valeo. Французская компания с производством в разных уголках мира. Отменное качество и контроль производства – главные привилегии данных запчастей. В каталоге изделия практически для всех марок и моделей авто, очень ответственный подход к подбору материалов, из которых производятся комплектующие.
- LUK. Известная фирма, которая специализируется на сцеплении. На многие немецкие машины с завода устанавливаются именно эти элементы сцепления. В виде оригинальных они будут стоить вам целое состояние, а вот в коробке LUK комплект или отдельная деталь обойдется значительно дешевле.
- HOLA. Регистрация в Голландии не говорит о том, что изделия производятся в Европе. Заводы в Китае не мешают компании показывать довольно высокое качество продукции. Но стоит следить за оригинальностью. Очень часто на рынке встречаются подделки продукции известного бренда.
- Sachs. Изделия отличаются отличной защитой. На коробке можно найти голограмму, а на самих дисках и других деталях комплекта – специальные надписи и гравировки. Качество европейское, есть отличный выбор практически для всех известных марок и моделей авто.
- Fenox. На российском рынке этот производитель однозначно входит в ТОП-10. Белорусский производитель наладил отличное производство с контролем качества не хуже, чем у мировых грандов в данной сфере. Производитель предлагает более чем хороший ассортимент, но учитывать стоит и ценовой сегмент. Это недорогая продукция, и у нее будет ряд некритичных недостатков в эксплуатации.
- Aisin. Вы точно знаете, что этот производитель изготавливает отличные коробки передач. Но также под данным брендом выпускаются комплекты сцепления. Японский производитель придерживается принципов точности и качества изготовления, чтобы не испортить свое имя на рынке. Правда, сцепления этой компании есть далеко не на все автомобили.
- Pilenga. В последние годы рейтинг бренда скатился в европейских странах. К сожалению, те комплекты сцепления, которые Pilenga поставляет на конвейеры производителей, оказываются гораздо качественнее, чем те, которые приходят в фирменных коробках в автомагазины. Но качестве все равно может конкурировать с соперниками в своем ценовом классе.
- KRAFT. В активе этого производителя практически все марки и модели на континенте. Производство в Турции также дает надежду на высокое качество. Впрочем, как у любой бюджетной продукции, у KRAFT встречаются свои проблемы. Но в данной ценовой категории это очень хороший выбор с точки зрения соотношения цены/качества.
- Exedy. Японский производитель отличается высокой точностью производства, особым подходом к отбору сырья. Но у компании есть ряд недостатков, главным из которых является стоимость продукции. Слишком высокая цена оказывается реальной проблемой для покупателя в России. Впрочем, если вы хотите большой ресурс и уважаете японское производство, стоит опробовать данные детали.
- Trialli. Несмотря на итальянское название, у этого производителя мало общего с Италией. Сцепление производится в России, и качество его не самое высокое. Зато для большинства популярных моделей данный тип сцепления является самым дешевым. Конечно, ресурс его будет меньше, но и затраты на приобретение и в целом на ремонт будут гораздо ниже.
При выборе качественного комплекта сцепления следует очень внимательно подходить к подбору бренда. Поинтересуйтесь на специальных форумах, что устанавливают на вашу марку и модель автомобиля. Часто встречаются отзывы владельцев одной модели о конкретном производителе, которые его хвалят и рекомендуют. Владельцы же другой модели настоятельно не рекомендуют покупать сцепление данного бренда. Поэтому к подбору нужно подходить, учитывая бюджет, пожелания по бренду и рекомендации других владельцев вашей модели авто.
Предлагаем посмотреть видео о принципах работы сцепления:
Подводим итоги
Современные автомобили обладают надежным и качественным комплектом сцепления с завода. Но в процессе эксплуатации может возникнуть необходимость замены этого механизма. Износ зависит от многих факторов, таких как качество изначально установленных дисков, особенности эксплуатации автомобиля. Чем больше резких стартов и повышенных нагрузок на мотор, тем меньше будет служить механизм сцепления. Обратите внимание на ведущих производителей механизмов сцепления при выборе нового комплекта.
Практически все производители на рынке неплохо продаются, поэтому в интернете достаточно много отзывов о конкретных моделях дисков, подшипников и штоков. Достаточно сравнить отзывы, цены и включить личное мнение, чтобы выбрать оптимальный комплект. Обратите внимание, один производитель может предлагать для вашего автомобиля сразу несколько комплектов сцепления. Это важно учитывать, так как стоимость может быть просто кардинально разной, равно как качество и срок службы оборудования.