Нужна ли обкатка двигателя – реалии современного рынка

После покупки нового автомобиля или выполнения капитального ремонта двигателя у владельца машины невольно возникает вопрос: нужна ли обкатка двигателя? Ответить на него однозначно могут даже не все опытные мастера. Одни остаются рьяными приверженцами обкатки и не допускают мысли об эксплуатации машины без этой процедуры. Другие же утверждают, что уже более 10 лет делают двигатели, которые вообще не нуждаются в обкатке. Кто же прав в этой ситуации? Стоит разобраться более подробно и посмотреть, что же рекомендуют производители. Кстати, продавец в салоне может утверждать совершенно нелепые вещи, поэтому не стоит доверять его мнению. Это менеджер, который о машинах может знать меньше вас, он просо говорит заученные фразы. А вот инструкция по эксплуатации никогда не соврет. Но давайте говорить честно, кто и когда читал эту инструкцию «от корки до корки»?

Большинство экспертов с большим опытом работы утверждают, что обкатка таки нужна. Это позволяет деталям двигателя притереться, найти свое место и в дальнейшем без проблем отслужить свой положенный срок. Но новое поколение специалистов отвергает это утверждения. Во-первых, есть мнение, что двигатели проходят обкаточный процесс на стендах в условиях завода, а покупатель получает готовый к использованию продукт. Это не совсем так, но иногда такая информация справедлива. Во-вторых, многие считают, что современные технологии вообще не нуждаются ни в какой обкатке, так как двигатели производятся совсем не таким же образом, как производились раньше. У них все уже готово к эксплуатации с момента сборки. Это также имеет определенную правду под собой, но полагаться на такую информацию полностью не стоит. Проблема в том, что практика и определенный опыт эксплуатации автомобилей показывают совершенно иные реальные данные.

Зачем вообще раньше делали обкатку мотора?

На машинах, которым сегодня уже исполняется 15-20 лет, обкатка была необходимостью и позволяла агрегату войти в рабочий режим. Детали проходили притирку друг с другом, все мелкие недостатки можно было устранить в процессе нулевого ТО. Так двигатель проходил боевое крещение и далее эксплуатировался без проблем и неприятностей. Обкатанный мотор мог прослужить гораздо дольше, чем необкатанный. И это действительно важный показатель срока жизни, да и вообще качества поездки на автомобиле.

Задачи обкатки следующие:

  • убедиться в том, что при сборке на заводе все было сделано идеально, нет никаких вибраций и прочих неприятностей, силовой агрегат работает уверенно и без особых проблем;
  • посмотреть на расход топлива и масла, они должны постепенно снижаться, и это будет нормальным явлением, довести расход до тех параметров, которые указаны в паспорте на авто;
  • проконтролировать звук работы двигателя, отсутствие различных ошибок, дать мотору поработать в разных режимах, но не в критичных, испытать небольшие нагрузки в различных условиях;
  • заменить масло на нулевом ТО, а также провести базовую диагностику и осмотр основных узлов, чтобы понять, что заводские недоработки отсутствуют, мотор работает в штатном режиме;
  • посмотреть на динамику, стабильность удержания оборотов, реакцию на нажатие педали газа, а также на другие факторы, которые могут дать информацию о здоровье двигателя в автомобиле.

Раньше у производителей был целый перечень факторов, которые нужно учитывать при выполнении обкатки. Сегодня автомобильные концерны массово убрали эту информацию из своих инструкций по эксплуатации транспорта. Вполне возможно, что это чисто маркетинговый ход. Многие водители побаиваются брать мотор на обкатку, так как могут по привычке запустить авто в скоростной режим, и не совсем понятно, как в этом случае отреагирует силовой агрегат на подобный сюрприз.

Особенности проведения обкатки - что нужно делать?

Уже давно стерлись жесткие представления о том, что нужно делать для правильной обкатки мотора. Три десятка лет тому назад счастливые владельцы новых Жигулей знали, что нужно держать определенные обороты, не разгоняться быстро и не превышать конкретную скорость. Сегодня эти знания забыты, да они и ни к чему. Двигатели сильно поменялись, и даже АвтоВАЗ во многом стал походит на производителей из других стран и континентов.

Тем не менее, есть общие рекомендации для обкатки:

  • до 2000 км пробега стоит быть максимально осторожным в эксплуатации машины, этот период требует внимания к режимам поездки, а перегрузки машина на такой стадии не потерпит;
  • обороты следует держать до 4000 об/мин, выше можно заходить только кратковременно и в случае большой необходимости, конечно, это все зависит также от типа двигателя и прочих особенностей;
  • не следует превышать скорость в 130 км/ч - на таких скоростях двигатель начинает работать надрывно и чрезмерно активно, что становится причиной неправильной подготовки к эксплуатации;
  • динамичность машины лучше не проверять на данном этапе, так как слишком быстрый разгон может стать настоящей проблемой с педалью газа стоит быть максимально осторожным;
  • на минимальных оборотах также ездить нельзя, проследите за своевременным переходом на пониженные передачи, если движетесь со слишком маленькой скоростью (актуально только для механики).

Все экстремальные условия эксплуатации становятся нежелательными в данном случае. Обкатка может занимать до 5 000 км пробега в некоторых случаях. Сегодня единственным мотором, который официально требует обкатки, на российском рынке остался классический атмосферник от ВАЗ на 1.6 л. Более новый российский двигатель 1.8 уже не требует данного процесса, так как подготовлен заводом непосредственно к эксплуатации. Но официальные сведения - это только часть правды.

Что будет, если неправильно выполнить обкатку?

Если вы взяли автомобиль с салона и тут же поехали на уличные гонки, надеяться на какой-то большой срок эксплуатации силового агрегата не стоит. Но в обычном режиме городской эксплуатации двигатели не получат значительного износа при обкатке. Не стоит выезжать на трассу сразу же после покупки машины. Здесь на любом обгоне автомобиль может получить чрезмерную нагрузку и стать жертвой неправильной обкатки. Если же первые 2000 км вы проедете не по простым правилам, указанным выше, придется столкнуться с различными проблемами.

Вот лишь некоторые примеры последствий:

  • срок эксплуатации силового агрегата снижается, после хорошей обкатки двигатели обычно ходят до 300 000 км без проблем, даже если у них непростая конструкция и технические тонкости;
  • уже на 50-60 тысячах км пробега вы можете столкнуться с первыми неполадками, которые далеко не всегда входят в сферу ответственности производителя по гарантии, так что ремонт будет за ваш счет;
  • ближе к 100 000 км мотор может начать подъедать масло, намекая на скорый выход из строя, и это настоящая проблема агрегата, которую невозможно устранить капиталкой в современном мире;
  • турбина может показать неполадки уже к 30 000 км, если обкатка не выполнена по правилам и требованиям производителя, к турбомоторам нужно особое внимание в процессе подготовки;
  • двигатель может получить повышенный износ уже на первых километрах пробега, если сразу же его эксплуатация началась с высоких нагрузок, будут изнашиваться все металлические детали.

У современного агрегата настолько тонкая и чувствительная конструкция, что он попросту не потерпит даже минимального износа составных частей. Это станет трагедией для общей целостности двигателя. Но первый год вы будете ездить и не знать о проблеме. Настоящие неприятности обычно возникают уже после того, как гарантия на машину подходит к концу. Интересно, не поэтому ли производители так активно перестали рекомендовать обкатку? Поломка мотора на 100 000 км - мечта производителей, так как они смогут продавать новые движки беспечным владельцам транспортных средств.

На каких машинах есть рекомендации по обкатке мотора?

Официально термин обкатка остался только в инструкции по эксплуатации автомобилей ВАЗ с двигателем 1.6 л. Но некоторые рекомендации по начальным стадиям эксплуатации есть у многих производителей. Сразу скажем, что нулевое ТО не является частью обкатки, это просто необходимость замены масла для того, чтобы двигатель смог нормально работать после притирки всех основных деталей. Обычно в этот период просто засоряется фильтр, который необходимо поменять вместе со смазочной жидкостью.

Своеобразную обкатку рекомендуют такие производители:

  • BMW - есть несколько общих рекомендаций по максимальной скорости и максимальным оборотам двигателя на автомобилях баварского концерна, которые стоит учитывать при эксплуатации;
  • Mazda - японский концерн также рекомендует некоторые ограничения на первой стадии эксплуатации машины, особенно для моторов свыше 2 литров в объеме, который очень чувствительны к режимам эксплуатации;
  • Nissan - еще один японский производитель рекомендует обкатывать большие моторы, хотя для малых двигателей на 1.6-1.8 л такие рекомендации компания сняла, так что вопрос остается открытым;
  • Chery - в руководстве китайского производителя нет термина «обкатка», но есть рекомендации по эксплуатации авто в первые 2 000 км пробега, и здесь ограничений достаточно много;
  • Skoda - стоит внимательно прочитать рекомендации к эксплуатации, практически для всех моделей Шкода оставляет свои комментарии к эксплуатации двигателей разного типа и объема.

Остальные производители не очень любят смущать своего клиента всякими обязательствами. Но нужно сказать, что это исключительно маркетинговый ход. Обкатка нужна любым механизмам. Коробки передач также не будут вам благодарно служить, если не прошли плавный процесс введения в эксплуатацию. Нужно понимать, что любой сложный металлических механизм должен войти в работу плавно, без стрессов и рывков. Тогда и его срок службы будет достаточно большим и не продемонстрирует никаких проблем.

Предлагаем посмотреть видео про обкатку двигателя:

Подводим итоги

Как видите, производители в один голос начали твердить о том, что обкатка не является необходимостью. С другой стороны, производители точно не будут самыми лучшими друзьями покупателя машины, так как на нем они хотят зарабатывать деньги. Поэтому стоит слушать опытных экспертов, которые говорят о необходимости обкатывать машину при покупке или при капитальном ремонте мотора. Даже новые шины нуждаются в плавном введении в эксплуатацию, не говоря уже о коробках передач и силовых агрегатах. Так что стоит внимательнее отнестись к этой особенности механизмов и дать им нормальное начало использования.

Если вы не провели обкатку, это еще ничего не означает. Вполне возможно, что ваш производитель провел обкатку и введение в эксплуатацию силового агрегата во время стендовых испытаний. Так делают Volvo и Mercedes, к примеру. Но можно смело заявить, что бюджетные авто нуждаются в дополнительной обкатке, которая поможет продлить в потенциальном будущем срок службы агрегата и всех основных узлов. Стоит внимательно изучить данные инструкции по эксплуатации машины, чтобы понимать требования производителя по началу эксплуатации транспорта. Вполне возможно, что компания дает такие советы, но просто не называет это обкаткой. А что вы думаете о вводе мотора в эксплуатацию?

Понравился этот контент? Подпишитесь на обновления!
 
Социальные комментарии Cackle