Загрязненный катализатор - беда современного автомобиля. Система обработки выхлопных газов рассчитана на срок службы в 8-12 лет или на пробег в 150 000 километров. Редко катализатор может служить дольше и оставаться в нормальном состоянии. Если вы заметили симптомы забитого катализатора, то могли сразу же вспомнить об услуге чистки этого устройства.
Сегодня мы рассмотрим, есть ли смысл чистить каталитический нейтрализатор, как это можно сделать самостоятельно, нужно ли платить за эту услугу.
Учтите основные условия, при которых чистка еще может помочь:
- катализатор не должен быть разрушен;
- внешняя часть должна выглядеть нормально, без коррозии;
- из выхлопной трубы должен выходить воздух;
- автомобиль должен более или менее нормально ехать;
- расход топлива не слишком должен отличаться от оригинальных значений.
Теперь разберем основные особенности чистки катализатора на вашем авто.
Когда чистка может теоретически помочь?
Если на вашем автомобиле катализатор забит полностью, чистка уже не поможет. Скорее всего, устройство старое, оно просто разрушилось изнутри и перестало выполнять свои задачи. Отложения из-за плохого топлива и высокой температуры забили катализатор окончательно, он перестал пропускать выхлопные газы через себя. Вполне естественно, что выхлоп стал выходить где-то под капотом, а из выхлопной трубы вообще не дует воздух. Очевидно, что в такой ситуации никакая чистка не поможет вашему катализатору.
Также нет смысла проводить чистку, если на корпусе нейтрализатора есть сквозная коррозия. Металл в катализаторах достаточно толстый и выносливый, так что прогоревший корпус свидетельствует о разрушении внутренней рабочей части изделия. Чистить его любыми методами не имеет никакого смысла, работать он после этого не станет.
Если ваш катализатор проработал более 250 000 км и после этого начал показывать неполадки, чистить его уже не стоит. Очень высока вероятность того, что устройство полностью выгорело, в нем просто не осталось внутренней рабочей части. Так что чистка сот и сегментов не даст, поскольку этих сегментов внутри катализатора уже нет.
В остальных случаях чистка может на время улучшить ситуацию. Но давайте более подробно разберемся с этим вопросом.
Как можно почистить катализатор от отложений?
Существует несколько методов, которые активно обсуждаются на специализированных форумах и других сайтах. Стоит более подробно остановиться на каждом из них.
- Специальные средства. Автомобильная химия беспощадно увеличивает количество и ассортимент всевозможных средств для ухода за автомобилем. На полках автомагазинов можно найти присадки в топливо и спреи для забрызгивания прямо в дроссельную заслонку, которые обещают прочистить ваш катализатор. На деле этот метод неэффективен.
- Чистка народными методами. На форумах можно найти множество советов о том, как смешать определенные кислоты и прочие средства, чтобы прочистить нейтрализатор. Но мы настоятельно не рекомендуем этого делать, ведь очень велик риск повредить топливную систему и даже двигатель вашего авто такими манипуляциями.
- Чистка на станции. Профессионалы тоже не прочь заработать денег на доверчивых автомобилистах. Если вы попросите почистить катализатор на СТО, вам вряд ли откажут. Но вот делают они эту чистку в большинстве случаев точно так же, как могли бы сделать вы. К примеру, льют в двигатель присадку, отдают вам машину и говорят покататься несколько дней.
- Профессиональная чистка со снятием. Это единственный вариант, который имеет смысл. В случае демонтажа катализатора вы четко видите, есть ли смысл тратить на него время. Если все соты изделия целые, необходимо использовать специальные средства и оборудование для чистки, а затем установить устройство обратно для дальнейшей службы.
К сожалению, большинство доступных методов чистки катализатора не имеют никакого смысла. Они попросту забирают деньги из вашего кошелька. Единственный метод, который может подойти, - это чистка со снятием. Вы визуально сможете оценить катализатор, прежде чем тратить на него деньги. Также вы сможете использовать качественную химию для прочистки и действительно удалить загрязнения в большинстве сегментов.
На сколько хватит катализатора после чистки?
Если вы использовали определенную присадку, и поведение автомобиля на самом деле улучшилось, этот эффект будет недолговременным. Очень скоро автомобиль придется снова обслуживать и чистить, поскольку все старые симптомы вернутся. Профессиональная чистка также не помогает на много лет. Изношенный катализатор уже не сможет служить столько же, сколько новый. К сожалению, срок его службы продлевается лишь на несколько десятков тысяч километров в самом идеальном варианте.
Как понять, что пора чистить катализатор?
Признаки неисправности этого устройства знакомы очень многим автомобилистам, которые владели возрастными машинами с системой очистки выхлопных газов. Когда устройство забивается, машина ведет себя определенным образом, проблемы развиваются по нарастающей:
- мотор работает неровно, поскольку нет нормального отвода выхлопных газов;
- есть потеря мощности двигателя, которая постепенно нарастает;
- расход топлива повышается, при этом эффективность его сгорания резко падает;
- из выхлопной трубы может показаться черный дым - несгоревшее топливо;
- на приборной панели возникает ошибка Check Engine, которая чаще всего связана с лямбда-зондом;
- автомобиль глохнет, когда катализатор забит окончательно.
Обратите внимание, все симптомы приобретаются постепенно, вы можете даже не замечать их поначалу. Но когда катализатор уже порядком изношен, вы можете заметить, что ваша машина едет очень плохо.
Может проще купить новый катализатор?
Покупка нового катализатора - дорогое удовольствие. Но да, если вы располагаете деньгами, лучше заменить устройство на новое. Иногда на рынке можно найти нейтрализаторы сторонних производителей, которые идеально подходят на ваш автомобиль, и не приходится переплачивать за новые устройства оригинального производства.
Покупка б/у катализаторов не имеет смысла. Вы никогда не сможете сказать, сколько прослужит данное устройство, если до того оно уже неопределенное количество лет и километров очищало выхлоп в другом автомобиле.
При замене нейтрализатора важно также проверить все датчики, которые на нем установлены. Это поможет вам избежать повторной разборки и дополнительных затрат в дальнейшем.
Часто задаваемые вопросы
Когда нужно менять катализатор?
Замена необходима в том случае, если устройство влияет на работу двигателя в автомобиле, выбивает ошибки. При явно заметных проблемах очистка устройства уже не поможет, придется выполнить именно замену.
Какое средство для чистки катализатора выбрать?
Для самостоятельной чистки лучше не выбирать средства в магазине. Они могут навредить вашему авто. Лучше воспользоваться профессиональной чисткой.
Можно ли заменить катализатор на пламегаситель?
Не желательно. Поскольку катализатор выполняет важную задачу - он очищает выхлопные газы от целого ряда вредных для природы элементов.
Могу ли я сам почистить катализатор?
Скорее всего, вы не сможете это сделать. Дело в том, что устройство имеет сложную структуру, и нужно знать, как с ним нужно обращаться.
Сколько должна стоить процедура чистки катализатора на сервисе?
Услуга может оцениваться по-разному. Все зависит от марки и модели вашего авто, уровня выбранной станции обслуживания, а также степени загрязнения каталитического нейтрализатора.