Забитый катализатор - одна из самых популярных проблем, с которым на СТО приезжают владельцы автомобилей. Проблема заключается в том, что катализатор засоряется, перестает пропускать воздух. Из-за этого выход выхлопных газов усложняется, и двигатель начинает задыхаться. Владелец зачастую думает, что мотор просто сломался, износился и требует ремонта, и на этом наживаются недобросовестные мастера.
Сегодня мы расскажем вам о признаках проблем с катализатором, а также укажем на последствия неправильного или несвоевременного ремонта этого узла. Рассмотрим основные причины, по которым катализаторы в российских авто не выхаживают долго, и поговорим о возможных способах решениях проблемы.
Основные симптомы забитого катализатора
Стоит понимать, что каждый автомобиль будет реагировать определенным образом на смерть катализатора. В большинстве современных авто загорится Check Engine, но эта ошибка не обязательна, если катализатор забился или разрушился. Датчик также может не работать.
Итак, основные симптомы неисправного катализатора в выхлопной системе авто:
- Сложный старт. Запускается двигатель натужно, нужно долго вращать его стартером, звук запуска может меняться.
- Сильно снижается тяга. Мотор очень плохо тянет, плохо разгоняется, теряет до половины своей мощности. Это основной симптом.
- Полный отказ двигателя. После запуска мотора он может поработать несколько секунд и заглохнуть (если катализатор полностью забит).
- Запах сероводорода из выхлопной трубы. Катализаторы после выхода из строя начинают придавать выхлопу специфический «аромат».
- Плавают обороты на холостом ходу. Двигатель пытается выровнять работу в соответствии с показателями датчиков.
- Горит Check Engine. Если лампа загорается, и при этом присутствуют некоторые симптомы, указанные выше, можете смело ремонтировать катализатор.
Какие еще симптомы могут быть?
Посмотрите на выхлоп вашего автомобиля. Если при нажатии на педаль газа выхлоп еле-еле выходит из трубы, катализатор забит. Если дым имеет неяркий сизый оттенок и едко пахнет химическими веществами, - катализатор разрушен.
Если же выхлопу ничего не мешает нормально выходить из трубы, он нормального цвета и не имеет едкого запаха, то катализатор, скорее всего, в норме. Нужно искать проблемы в другом месте.
Также к симптомам забитого катализатора можно отнести металлический звон в выхлопной системе и резкое повышение расхода топлива без других объективных причин.
Почему опасен забитый катализатор для машины?
Если эта деталь наглухо забивается, воздух из двигателя вместе с выхлопным газом не попадает в выхлопную систему, а начинает искать пути выхода до места установки катализатора. Это в лучшем случае вызовет задымление в салоне и в подкапотном пространстве. В худшем же случае двигатель будет глохнуть, поскольку он не может отправить продукты сгорания в выхлопную трубу.
Но это лояльные последствия забитого катализатора. Если этот элемент разрушается, проблемы могут быть еще более неприятные. К примеру, измельченные керамические детали могут залететь в двигатель и натворить там неприятностей. Керамика прекрасно царапает стенки цилиндров и поршни, образуя задиры. Это приведет к необходимости капитального ремонта, а в современных алюминиевых блоках - к необходимости замены блока цилиндров со всей начинкой.
Также вышедший из строя катализатор значительно повышает объемы выброса вредных веществ в атмосферу во время поездки, повышает расход топлива. Дело в том, что компьютер получает неверные данные от датчиков о температуре катализатора и начинает направлять больше топлива для выравнивания этого показателя. В итоге, бензин летит в трубу, появляется сизый дым или даже огонь из выхлопной трубы, а вы удивляетесь цифрам расхода на приборной панели.
Как отремонтировать катализатор?
Самый популярный вид ремонта катализатора в странах СНГ - это его замена на пламегаситель. Это железная труба из прочного металла, которая просто дожигает остатки бензина и не уменьшает количество вредных выбросов в атмосферу. Конечно, такой вид ремонта не могут рекомендовать ответственные специалисты, поскольку он подразумевает вмешательство в систему датчиков, повышение выбросов, изменение конструкции выхлопа в автомобиле.
Отремонтировать разрушенный катализатор невозможно, его можно только заменить. Если устройство забито, можно попробовать его почистить. Как показывает практика, очистить катализатор можно, если совпадают такие параметры:
- пробег автомобиля небольшой (до 150000 км);
- катализатор полностью целый;
- корпус катализатора в идеальном состоянии;
- при снятии не были повреждены стыковые элементы.
Если хотя бы один из этих факторов не соблюден, катализатор чистить бесполезно. Он все равно не будет долго работать и будет регулярно требовать визита на станцию.
Если вы решились на лучший вариант ремонта катализатора, на его замену, у вас есть два варианта. Первый - купить б/у элемент с разборки, и второй - приобрести новый катализатор. Второй вариант куда лучше и стабильнее, но может оказаться сильно дорогостоящим. Впрочем, покупка б/у катализатора с разборки - это настоящая лотерея для вас.
Чем опасен пламегаситель вместо катализатора?
Во-первых, современные моторы имеют сотни настроек с завода, и ручное вмешательство в систему может сбить большинство настроек и заставить вас месяцами ездить на различные станции в попытке вернуть былую надежность агрегата.
Во-вторых, лямбда-зонды также не смогут работать нормально, так как они сотрудничают с катализатором. Их можно заглушить, но при этом стабильная работа двигателя будет практически невозможной. От лямбда-зондов сильно зависит расход, и он может ощутимо вырасти после установки обманок.
В-третьих, пора задумываться о том, что природа нуждается в нашей осознанности. Вырезать катализатор - значит отправлять в атмосферу угарный газ, углеводороды, окислы азота и прочие крайне вредоносные вещества. Катализатор нейтрализует их практически до нуля.
Сколько стоит замена катализатора?
Чтобы заменить катализатор в машине на гарантии, следует обратиться в официальный сервисный центр и готовиться к неприятным суммам. Для автомобилей 20-летней давности стоимость неоригинального катализатора (оригинального уже можно и не найти) колеблется от 8000 рублей до довольно неприличных сумм. На свежие поколения катализатор обойдется в районе 60-100 тысяч рублей и больше.