Забитый катализатор – основные симптомы и последствия

Забитый катализатор - одна из самых популярных проблем, с которым на СТО приезжают владельцы автомобилей. Проблема заключается в том, что катализатор засоряется, перестает пропускать воздух. Из-за этого выход выхлопных газов усложняется, и двигатель начинает задыхаться. Владелец зачастую думает, что мотор просто сломался, износился и требует ремонта, и на этом наживаются недобросовестные мастера.

Сегодня мы расскажем вам о признаках проблем с катализатором, а также укажем на последствия неправильного или несвоевременного ремонта этого узла. Рассмотрим основные причины, по которым катализаторы в российских авто не выхаживают долго, и поговорим о возможных способах решениях проблемы.

Основные симптомы забитого катализатора

Стоит понимать, что каждый автомобиль будет реагировать определенным образом на смерть катализатора. В большинстве современных авто загорится Check Engine, но эта ошибка не обязательна, если катализатор забился или разрушился. Датчик также может не работать.

Итак, основные симптомы неисправного катализатора в выхлопной системе авто:

  1. Сложный старт. Запускается двигатель натужно, нужно долго вращать его стартером, звук запуска может меняться.
  2. Сильно снижается тяга. Мотор очень плохо тянет, плохо разгоняется, теряет до половины своей мощности. Это основной симптом.
  3. Полный отказ двигателя. После запуска мотора он может поработать несколько секунд и заглохнуть (если катализатор полностью забит).
  4. Запах сероводорода из выхлопной трубы. Катализаторы после выхода из строя начинают придавать выхлопу специфический «аромат».
  5. Плавают обороты на холостом ходу. Двигатель пытается выровнять работу в соответствии с показателями датчиков.
  6. Горит Check Engine. Если лампа загорается, и при этом присутствуют некоторые симптомы, указанные выше, можете смело ремонтировать катализатор.

Какие еще симптомы могут быть?

Посмотрите на выхлоп вашего автомобиля. Если при нажатии на педаль газа выхлоп еле-еле выходит из трубы, катализатор забит. Если дым имеет неяркий сизый оттенок и едко пахнет химическими веществами, - катализатор разрушен.

Если же выхлопу ничего не мешает нормально выходить из трубы, он нормального цвета и не имеет едкого запаха, то катализатор, скорее всего, в норме. Нужно искать проблемы в другом месте.

Также к симптомам забитого катализатора можно отнести металлический звон в выхлопной системе и резкое повышение расхода топлива без других объективных причин.

Почему опасен забитый катализатор для машины?

Если эта деталь наглухо забивается, воздух из двигателя вместе с выхлопным газом не попадает в выхлопную систему, а начинает искать пути выхода до места установки катализатора. Это в лучшем случае вызовет задымление в салоне и в подкапотном пространстве. В худшем же случае двигатель будет глохнуть, поскольку он не может отправить продукты сгорания в выхлопную трубу.

Но это лояльные последствия забитого катализатора. Если этот элемент разрушается, проблемы могут быть еще более неприятные. К примеру, измельченные керамические детали могут залететь в двигатель и натворить там неприятностей. Керамика прекрасно царапает стенки цилиндров и поршни, образуя задиры. Это приведет к необходимости капитального ремонта, а в современных алюминиевых блоках - к необходимости замены блока цилиндров со всей начинкой.

Также вышедший из строя катализатор значительно повышает объемы выброса вредных веществ в атмосферу во время поездки, повышает расход топлива. Дело в том, что компьютер получает неверные данные от датчиков о температуре катализатора и начинает направлять больше топлива для выравнивания этого показателя. В итоге, бензин летит в трубу, появляется сизый дым или даже огонь из выхлопной трубы, а вы удивляетесь цифрам расхода на приборной панели.

Как отремонтировать катализатор?

Самый популярный вид ремонта катализатора в странах СНГ - это его замена на пламегаситель. Это железная труба из прочного металла, которая просто дожигает остатки бензина и не уменьшает количество вредных выбросов в атмосферу. Конечно, такой вид ремонта не могут рекомендовать ответственные специалисты, поскольку он подразумевает вмешательство в систему датчиков, повышение выбросов, изменение конструкции выхлопа в автомобиле.

Отремонтировать разрушенный катализатор невозможно, его можно только заменить. Если устройство забито, можно попробовать его почистить. Как показывает практика, очистить катализатор можно, если совпадают такие параметры:

  • пробег автомобиля небольшой (до 150000 км);
  • катализатор полностью целый;
  • корпус катализатора в идеальном состоянии;
  • при снятии не были повреждены стыковые элементы.

Если хотя бы один из этих факторов не соблюден, катализатор чистить бесполезно. Он все равно не будет долго работать и будет регулярно требовать визита на станцию.

Если вы решились на лучший вариант ремонта катализатора, на его замену, у вас есть два варианта. Первый - купить б/у элемент с разборки, и второй - приобрести новый катализатор. Второй вариант куда лучше и стабильнее, но может оказаться сильно дорогостоящим. Впрочем, покупка б/у катализатора с разборки - это настоящая лотерея для вас.

Чем опасен пламегаситель вместо катализатора?

Во-первых, современные моторы имеют сотни настроек с завода, и ручное вмешательство в систему может сбить большинство настроек и заставить вас месяцами ездить на различные станции в попытке вернуть былую надежность агрегата.

Во-вторых, лямбда-зонды также не смогут работать нормально, так как они сотрудничают с катализатором. Их можно заглушить, но при этом стабильная работа двигателя будет практически невозможной. От лямбда-зондов сильно зависит расход, и он может ощутимо вырасти после установки обманок.

В-третьих, пора задумываться о том, что природа нуждается в нашей осознанности. Вырезать катализатор - значит отправлять в атмосферу угарный газ, углеводороды, окислы азота и прочие крайне вредоносные вещества. Катализатор нейтрализует их практически до нуля.

Сколько стоит замена катализатора?

Чтобы заменить катализатор в машине на гарантии, следует обратиться в официальный сервисный центр и готовиться к неприятным суммам. Для автомобилей 20-летней давности стоимость неоригинального катализатора (оригинального уже можно и не найти) колеблется от 8000 рублей до довольно неприличных сумм. На свежие поколения катализатор обойдется в районе 60-100 тысяч рублей и больше.

Понравился этот контент? Подпишитесь на обновления!
 
Социальные комментарии Cackle