Катализатор в автомобиле – важная деталь, которая придумана для экологических целей. Она не слишком улучшает технические характеристики авто (точнее, вообще их не улучшает), а лишь влияет на чистоту выхлопных газов. В катализаторе используются различные материалы, которые помогают нейтрализовать определенные вредоносные соединения. Именно поэтому полное название этого устройства – каталитический нейтрализатор.
Сегодня мы рассмотрим основные симптомы неисправности катализатора, такие как:
- потеря мощности двигателя;
- неприятные запахи из выхлопной трубы;
- ошибки на панели управления;
- повышенный расход топлива;
- повышенное содержание вредных веществ в выхлопе;
- неровная работа мотора.
Какие симптомы всегда говорят о проблемах катализатора?
Проблема в том, что большинство симптомов неисправности катализатора похожи на симптомы других неприятностей в автомобиле. В частности, вы можете столкнуться с тем, что потеря мощности была вызвана неисправностями топливной аппаратуры, а ремонтировать будете катализатор, выбросив деньги на ветер. Нужно учитывать, что в случае с катализатором все симптомы нарастают довольно плавно, ничего не происходит резко и в один момент.
Итак, стоит обратить внимание на такой комплекс факторов:
- Изменение запаха выхлопных газов. Из трубы начинает вонять словно тухлыми яйцами или другими испорченными продуктами питания. Это значит, что определенные элементы катализатора попросту износились и разрушились.
- Check-engine на панели приборов. Чек будет выдавать ошибки лямбда-зонда, так как это устройство напрямую связано именно с катализатором. Ошибки сложно устранить заменой зонда, приходится менять или удалять катализатор.
- Проверка выхлопа обнаружила повышение содержания вредных веществ. В таком случае катализатор придется заменить, он явно не выполняет свои задачи должным образом.
- Мотор задыхается, ему не хватает воздуха. Дело в том, что разрушенный катализатор перекрывает поток воздуха в системе выхлопа и не дает мотору нормально дышать. Это вызывает проблемы с приготовлением смеси из-за неправильных показаний датчиков.
- Потеря мощности двигателя связана также с предыдущим пунктом. Мотор не может нормально дышать, из-за этого теряется мощность, есть риск того, что двигатель будет глохнуть постоянно.
Выход из строя лямбда-зонда очень часто становится первым предвестником проблем с катализатором. Это довольно дорогостоящая деталь, поэтому перед ее заменой стоит проверить работу каталитического нейтрализатора и убедиться в том, что с ним все в порядке. На хорошей станции обслуживания по анализу состава выхлопных газов легко определяют состояние и остаток ресурса катализатора в вашей машине. Правда, такой тест может стоить недешево.
Почему и когда разрушается катализатор в авто?
К сожалению, катализатор не является вечным элементом выхлопной системы. Он достаточно быстро может разрушиться. Особенно быстро это происходит в том случае, если у мотора есть неисправности. К примеру, избыток топлива попадает в выхлопную систему и сгорает там. В таком случае катализатор будет работать постоянно при повышенной температуре и быстро выйдет из строя. Даже в идеальных условиях каталитические нейтрализаторы редко служат более 200 000 километров пробега и более 10 лет.
Разрушение может происходить просто по причине банального износа внутренней рабочей части. Но все же часто причина поломки кроется в повышенной температуре. Нужно следить за работой двигателя, всегда вовремя реагировать на горящий Check Engine, чтобы не привлечь еще более серьезные проблемы с автомобилем. Если не обратить внимание на неисправности, стоимость ремонта может вас неприятно удивить.
Как отремонтировать катализатор в машине?
Ремонт этого устройства чаще всего подразумевает его замену на новый катализатор. Проблема в том, что стоимость нового устройства будет довольно высокой, особенно, если вы решили приобрести оригинальную деталь. В составе катализаторов используют небольшое количество ценных металлов, которые необходимы для проведения химической реакции нейтрализации газов. Поэтому стоимость не может быть низкой.
Иногда в качестве ремонта катализатора специалисты предлагают его чистку. Это довольно сложный процесс, который позволяет вам отстрочить покупку нового катализатора на несколько тысяч километров. Но все же данная процедура также не самая дешевая. Просто снять и установить катализатор непросто, так как он является деталью цельного элемента выхлопной системы. Тем более, чистка не всегда поможет надолго вернуть устройство к жизни.
Чистка катализатора поможет, если она выполняется профессионально со специальной химией, а также в том случае, если внутренняя часть катализатора полностью исправная и целая. В других ситуациях чистка не принесет никакого результата, а лишь дополнительно вытащит деньги у вас из кармана.
Что делать, если катализатор сломан?
- Заменить на новый. Лучший вариант, пусть и далеко не самый дешевый.
- Вырезать и установить пламегаситель. Плохой вариант для экологии, но самый дешевый для владельца.
- Почистить и установить обратно. Не лучший вариант, но может быть временным решением проблемы.
- Ездить дальше. В таком случае уже через несколько месяцев машина начнет вас неприятно удивлять измененным поведением.
Вопросы и ответы по теме катализатора
Почему катализаторы для авто стоят так дорого?
Высокая стоимость каталитических нейтрализаторов обусловлена использованием в их составе драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов. Если новый катализатор стоит дешево, он однозначно не будет работать должным образом.
Как самостоятельно почистить катализатор?
Лучше не заниматься этим, если у вас нет опыта. В лучшем случае вы просто ничего не добьетесь. В худшем – испортите выхлопную систему автомобиля и получите дополнительные расходы на ремонт.
Легально ли вырезать катализаторы в России?
Пока техосмотр в России не предоставляет столь жестких требований к наличию катализаторов и к составу выхлопных газов. Но в долгосрочной перспективе такое решение может оказаться невыгодным для владельца автомобиля.
Катализатор полностью забит – что делать?
В таком случае вам нужно как можно скорее обратиться к специалистам и отремонтировать автомобиль. Иначе машину просто нельзя будет эксплуатировать – она не заведется в один прекрасный момент и откажется везти вас по вашим делам.
Сколько стоит снять и поставить катализатор?
Цены будут зависеть от выбранной станции обслуживания. В большинстве случаев стоимость будет варьироваться от 1000 рублей в гаражном сервисе до 10 000 рублей на станции официального дилера. Выбирайте средние варианты.