Экспорт российских автомобилей еще несколько лет назад казался одним из самых экзотических мероприятий в нашей экономике. И действительно, салоны Lada открывались разве что в странах третьего мира, в которые вообще не добрались другие производители. Сегодня ситуация кардинально изменилась. Российские авто перестали быть совсем уж отставшими от жизни, получили новый облик и новую технику. Их смело можно выпускать на внешний рынок. Именно благодаря экспорту, многие европейские и японские компании процветают. Российские же бренды зависят от одного рынка. В случае любого кризиса и падения продаж заводы терпят колоссальные убытки. Если посмотреть на историю Toyota, в некоторые моменты 98% автомобилей отправлялось из Японии на экспорт, потому что внутренний рынок полностью прекращал обновление автопарка. Поэтому АвтоВАЗ также стремится максимально активно представить свою продукцию в других странах.
Говорить о других производителях не так интересно, пока предпринимаются только вялые попытки выйти хотя бы в ближайшее зарубежье. Российские машины очень хорошо продавались в Украине, но сегодня этот рынок практически вымер не только для Lada и UAZ. Практически все производители максимально сократили свое присутствие в Украине и Беларуси из-за достаточно затяжного финансового кризиса в этих странах. Российские же производители остаются без достаточно серьезного куска рынка, поэтому вынуждены искать продажи в других странах. Сегодня мы рассмотрим самые интересные места и факты о зарубежных продажах АвтоВАЗ и прочих российских компаний. Мы не будем говорить о том, куда отправляются иномарки российской сборки, это очень запутает сегодняшний обзор. Поговорим об истинно российских брендах, которые сегодня представлены в других странах.
В каких странах вообще продают русские авто?
Вы можете быть удивлены, но ВАЗы продают в действительно многих странах. И если UAZ только находится в стадии подготовки одного из своих первых настоящих экспортных контрактов, то Lada активно расширяет свою географию. Ни для кого не секрет, что авто этого бренда представлены в Украине, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Южной Осетии, Грузии, Таджикистане, Казахстане и в других окружающих странах. Но сюрпризом для многих будут продажи Lada в странах Европейского Союза:
- Венгрия. Здесь представлены самые интересные бренды Европы, очень любят японские Suzuki и Nissan. Но и Lada нашла свое место в списке продаж среди венгерских автосалонов, и продажи идут весьма неплохо.
- Словакия. Подражая своему соседу, Венгрии, словаки также покупают немало российской техники. И дело не в том, что она качественная или красивая, это просто традиция и добрые отношения между странами.
- Болгария. Еще один товарищ России в Восточной Европе довольно активно закупает российские авто. Здесь и говорят по-русски, и покупают с удовольствием русское, несмотря на обилие других интересных предложений.
- Сербия. Как в стране ЕС, в Сербии можно приобрести Logan за 8200 евро в неплохой комплектации. Но многие сербы предпочитают Lada за те самые или даже большие деньги, причины понять сложно.
- Молдова. Здесь ситуация другая, лишь немногие европейские бренды представлены в Приднестровье. С этой частью Молдовы только Россия поддерживает дружественные отношения, вот и покупают здесь ВАЗы.
Удивительным является тот факт, что европейцы покупают российские автомобили. Конечно, качество русского производства подскочило, цена остается приемлемой, но конкуренции европейским производителям мы пока точно составить не можем. Это достаточно интересно, но в некоторых странах продажи российских автомобилей проходят даже лучше, чем во многих регионах России. Пусть миллиарды евро АвтоВАЗ пока не зарабатывает, но получить свой кущ от европейского рынка он точно может, и этот шанс не теряет.
Экзотические рынки сбыта российских автомобилей
Но это еще не самые неожиданные варианты экспорта машин. Существуют и более интересные и отдаленные рынки, на которых довольно активно продаются русские автомобили. Многие путешественники искренне удивляются, увидев в столь дальних и даже порой экзотических странах родной облик Lada Granta или Kalina. А сегодня и Vesta активно расходится по всему миру и получает новых покупателей. Среди самых необычных и неожиданных рынков сбыта российских автомобилей можно отметить такие страны:
- Египет. Традиционно сюда отправляется довольно много русских машин, и дело не только в связях между странами. Египтяне хорошо помнят времена, когда ВАЗы были вообще единственными доступными авто для них на новом рынке, вот и остались традиции.
- Куба. По той самой причине кубинцы неплохо покупают Lada. Только в прошлом году президент США снял экономическую блокаду и часть санкций с Кубы, а до этого Россия была одним из немногих международных партнеров этого государства.
- Боливия, а также многие другие страны Латинской Америки, такие как Чили, Бразилия, Перу. Здесь есть салоны Лада, машины продаются довольно слабо, но экспорт все еще поддерживается. Сегодня растет экспорт американских авто с более дешевой доставкой в этот регион.
- Германия. Очень удивительным фактом является наличие в ФРГ салона Lada. Пусть продажи здесь и не очень хороши, но компания активно поддерживает присутствие на одном из самых конкурентных рынков. Правда, такое присутствие не особо перспективно.
- Сирия. Это один из немногих азиатских рынков России. Снова сыграли роль политические связи государств, а также довольно слабо развитый в Сирии рынок новых авто. Сейчас из-за войны поставки довольно слабые, но даже сегодня они есть.
Также поставляет отечественный производитель определенное количество автомобилей в Латвию и Литву. Здесь продажи упали в последнее время, так как стоимость новых авто из России практически сравнялась с бюджетными машинами из Германии или Чехии, к примеру. Очевидно, что жители Прибалтики выбирают Polo вместо Granta, если переплаты практически нет. Но даже в этих невероятных конкурентных условиях остаются почитатели российской техники, которые ее покупают.
Куда экспортируют другие производители из РФ?
Среди других представителей автомобильного рынка, которые хоть как-то поддерживают экспорт, остается только завод УАЗ. Остальные предприятия работают на сборке автомобилей других марок и не могут экспортировать автомобили дальше стран СНГ. Ульяновский завод традиционно имеет достаточно плохую экспортную сетку. Вспоминаются те времена, когда УАЗ «Буханка» уходил на экспорт в Британию для организации скорой помощи в сельской местности (в праворульном исполнении!).
Сегодня же экспортная картина УАЗ следующая:
- на экспорт отправляются внедорожники Хантер и Патриот, недавно также пошел за пределы России новый Профи, который не оценили даже покупатели на внутреннем российском рынке;
- основной экспорт приходится на страны СНГ, в 2017 году в пределах содружества УАЗ продал почти 4 000 экземпляров своих авто, но это все равно капля в море в общем производстве компании;
- дальнее зарубежье за тот самый период купило чуть более 1 000 ульяновских автомобилей, и этот показатель пока находится в зародыше, серьезных сделок компания не подписывала;
- не так давно наметились поставки автомобилей всей модельной линейки в Эквадор, первые партии уже отправлены, и это серьезно повлияет на картину экспорта в продажах предприятия;
- также традиционными покупателями автомобилей корпорации являются Монголия с неразвитой системой транспорта и Китай, который за 2017 год приобрел 167 экземпляров внедорожников;
- развитие экспорта возможно при обновлении модельного ряда, так как сегодняшние двигатели UAZ уже не выдерживают критики современности ни по эксплуатации, ни по экологии.
Такие особенности работы ульяновского завода заставляют задуматься о перспективах российского автомобильного экспорта. У этого предприятия гораздо меньше шансов получить успех на международном рынке, чем у Lada, к примеру. В завод намного меньше инвестируют средств, здесь практически нет государственной помощи и поддержки. Так что данные результаты уже сами по себе являются высоким достижением и отличным залогом для будущего. Но для достижения этого самого будущего нужно упорно трудиться.
Какие мнения зарубежных экспертов об автомобилях из России?
Конечно, в большинстве своем на тест-драйвах и обзорах отношение к российским автомобилям довольно предвзятое. Но в целом рейтинг АвтоВАЗ в мире начинает повышаться с внедрением нового стиля автомобилей и с разработкой новых технологий. Современная генерация машин уже не кажется такой отстающей от всего мира, как это было с предыдущими поколениями. Поэтому и продажи понемногу начинают возрождаться не только в пределах РФ.
Главные модели и мнения о них следующие:
- Lada Vesta. Практически все зарубежные журналисты, которые тестировали авто, подходили к нему с определенной предвзятостью, но после теста отмечали довольно много положительных изменений и реальных преимуществ.
- UAZ Patriot. Несмотря на довольно много технических ошибок и неточностей в сборке, машина получает неплохие отзывы от тех, кто любит большую технику за небольшие деньги. Учитывая цену, этому громиле можно многое простить.
- Lada 4x4. Это также важный экспортный вариант для АвтоВАЗ. Машинка становится самым дешевым внедорожником, куда бы она ни ехала на экспорт. Поэтому и отзывы о ней отличные, учитывая ее короткую базу, невероятную практичность и высокий клиренс.
- Lada X-RAY. Только начались экспортные продажи этой модели, и пока они идут не очень хорошо. Но уже сегодня можно сказать, что у машины есть будущее, нужно лишь немного продвинуть бренд, чтобы иностранцы с большей уверенностью шли на тест-драйвы.
- Lada Granta. После обновления Гранта снова поедет на экспорт и будет продаваться в половине мира. Будем надеяться, что обновленная модель действительно сможет завоевать доверие и продавать больше экземпляров, чем предшественница.
Современный модельный ряд корпорации Lada действительно подтянулся под международные стандарты, так что назвать его совсем уж некачественным и неконкурентоспособным нельзя. Но для нормального соперничества с немцами и японцами придется еще немало усилий приложить. Так что останавливаться в развитии слишком рано, тем более, этот маховик развития только набирает свои обороты.
Предлагаем посмотреть американский обзор Lada 4x4 (на английском языке с субтитрами):
Подводим итоги
К сожалению, пока российские автомобили не слишком удачно выглядят в конкурентном сравнении на зарубежных рынках. Если учитывать стоимость доставки, таможенного оформления в некоторых государствах, то стоимость Granta может доходить до 15-17 тысяч долларов. И все равно эти автомобили покупают на забытых другими производителями рынках, да и просто по старой памяти. Так что экспорт не является самым бесперспективным занятием для российских производителей, как многие могли бы подумать. Впрочем, пока больших прибылей компании от этого не получают.
Если учесть, что в России рынок отечественных авто последние годы достаточно сильно растет, вряд ли Lada и UAZ будут концентрировать свое внимание на росте экспорта. Это было бы логичным шагом для получения валютной выручки, но пока нужно закрыть растущие потребности российских покупателей. И этим занимаются заводы в первую очередь. Оставшихся усилий хватает ровно для того, чтобы просто снабдить дружественные страны высвободившимися моделями. Так что никаких экспортных вариантов техники пока не предвидится. А что вы думаете о перспективах продажи Lada за пределами России?