Масло в двигателе автомобиля предназначено для смазывания подвижных частей, чтобы трение не было чрезмерно высоким, не повышало температуру мотора и не приводило к износу его механизмов. Масло циркулирует в определенных контурах и системах, и оно не должно попадать туда, где конструктивно его присутствие не предусмотрено. Если вы увидели масло в свечных колодцах и непосредственно на свечах, придется заняться ремонтом двигателя.
Основные причины такого проявления следующие:
- изношенные сальники клапанов;
- стертые маслосъемные кольца на поршнях;
- износ поршневой группы или цилиндров;
- трещина в ГБЦ, приводящая к вытеканию масла;
- износ прокладки головки блока цилиндров.
Износ маслосъемный колпачков (сальников клапанов)
Наиболее вероятная причина появления масла в свечных колодцах – это именно порванные или задубевшие сальники клапанов. Их неисправность приводит к тому, что масло легко просачивается в те места, где его быть не должно. Масло в голове смазывает клапанную систему, но оно не должно попадать в камеру сгорания. Иначе масло будет выгорать, из трубы будет виден темный дым, а при большом количестве смазки она даже может попасть на свечки и блокировать их работу.
В таком случае придется полностью разбирать головку блока цилиндров, менять колпачки, а также смотреть на состояние клапанов. Если вы решили заменить маслосъемные колпачки на клапанах, стоит провести полную ревизию головки блока. Это позволит вам на достаточно длительный период забыть о проблемах с мотором и наладить его нормальную работу.
Кольца в поршневой системе
Также масло в камеру сгорания может подбрасывать один из поршней. Масло в системе поршневой группы смазывает сам поршень, иначе он бы просто прорвал стенки блока цилиндров из-за сильного трения и огромной температуры. Но масло не должно попадать выше верхней точки поршня, поэтому у венца каждого поршня есть комплект колец. Один комплект защищает камеру сгорания от потери компрессии, а второй – не допускает попадание масла в камеру.
Именно маслосъемные кольца чаще всего залегают, и масло активно проходит в камеру сгорания. При этом могут быть такие проблемы:
- черный дым из трубы, либо дым обычного сизого цвета, если смазки сгорает не так много;
- уничтоженный катализатор из-за постоянного горения масла и более высокой температуры в системе нейтрализатора;
- снижение уровня масла – расход масла в двигателе должен насторожить, его выгорание не должно быть слишком быстрым в нормальном режиме работы;
- нагар на свечах – если сгорает много масла, свечи будут черными, поскольку масло оставляет нагар везде;
- нагар на других элементах головки блока, который можно увидеть только после демонтажа ГБЦ;
- масляные капли на свечах – если ситуация уже совсем неконтролируемая, при этом двигатель может не работать.
Это очень распространенная проблема моторов с большим пробегом. Такие двигатели довольно часто начинают подкидывать масло из поршневой группы из-за залегания колец. Если проблему не устранить, заменив кольца, придется готовиться к более крупным поломкам и полному капитальному ремонту мотора. А это явно не лучшие новости для вашего бюджета.
Прокладка головки блока – неприятная проблема
Прокладка ГБЦ служит для сохранения циркуляции всех жидкостей в моторе в своих контурах. Если прокладку пробивает, она начинает смешивать антифриз с маслом. Удачно пробитая прокладка просто вызовет течь наружу блока цилиндров, вы быстро это увидите и устраните проблему без последствий для мотора. Неудачный разрыв прокладки сулит большими проблемами.
Одно из возможных последствий – наличие масла в свечных колодцах. Вполне может быть, что смазка попадает в камеру сгорания через неисправную прокладку ГБЦ. В таком случае ремонт не будет слишком дорогим, но выполнить его нужно как можно скорее, поскольку проблем при дальнейшем вытекании технических жидкостей избежать не удастся.
Износ металла и трещины
Также стоит рассматривать и другие варианты износа двигателя, которые приводят к маслу в свечных колодцах. Это может быть трещина в головке блока цилиндров или деформация головки из-за перегрева. Такие ситуации приведут к тому, что масляные каналы на блоке и на ГБЦ не будут совпадать, и масло под давлением будет впрыскиваться не туда, куда нужно. Из-за этого расход масла будет колоссальным, мотор будет дымить, а автомобиль в целом невозможно будет эксплуатировать.
Если вы нашли жидкое масло на свечках или хорошо заметный нагар, стоит внимательнее отнестись к проблемам вашего двигателя и заранее выполнить ремонт. Иначе уже очень скоро мотор может потребовать капитального восстановления, которое часто оказывается экономически невыгодным. Чтобы не тратить на двигатель огромные деньги, следите за его работой и вовремя реагируйте на все возможные неприятности.
Часто задаваемые вопросы
К чему может привести наличие масла на свечах?
Масло не позволит искре нормально поджигать смесь бензина и воздуха. Это приведет к тому, что мотор попросту перестанет работать. Один из цилиндров не будет генерировать мощность, мотор начнет троить. Это может быть как постоянная, так и ситуативная проблема.
Почему свеча полностью черная?
Скорее всего, это обильный нагар, который образуется после сгорания масла. Есть вероятность, что в данном цилиндре у вашего двигателя начались проблемы. Это может быть залегание маслосъемных колец на поршне или прохудившиеся сальники клапанов в данном месте.
Свечка мокрая внизу – почему?
Свеча может быть мокрая либо от переизбытка бензина, либо из-за подбрасывания масла в камеру сгорания. В первой ситуации вы легко увидите, что виновником проблемы стал бензин – он быстро испаряется и имеет едкий запах. Масло же не испаряется вообще, обычно имеет темный цвет и густую консистенцию.
Что делать, если свечи в масле, и двигатель начал брать смазку?
Это говорит о неисправностях в блоке цилиндров или ГБЦ. Вашему двигателю поможет срочная профилактика в виде замены маслосъемных колец, а также замены сальников клапанов. Стоит провести ревизию ГБЦ на предмет изношенных или погнутых клапанов, чтобы не разбирать головку дважды.
Можно ли ехать дальше, если на свечах масло?
Вы можете двигаться дальше, но недолго. Лучше доехать до ближайшей надежной станции обслуживания, где специалисты оценят масштабы трагедии и посоветуют вам, что делать дальше. Скорее всего, безопаснее будет оставить машину на ремонт в ближайшей станции. Ремонт может быть завершен за 3-5 часов, если ничего серьезного с двигателем не случилось.