Любые нарушения в качестве работы двигателя должны насторожить владельца автомобиля. Дымящий мотор – это одна из самых неприятных новостей для автомобилиста. Вполне может быть, что двигатель придется капиталить или даже менять (все зависит от типа агрегата), но все может оказаться и не так критично. Один из распространенных примеров неприятностей – черный дым при сбросе газа и последующем нажатии педали. Такая неприятность может возникать как на бензиновых, так и на дизельных двигателях.
Здесь стоит отметить, что определить цвет выхлопа довольно сложно. Черный или сизый дым выглядят примерно одинаково, если выбрасываются не в слишком большом количестве. Так что все, сказанное в этой статье, будет также относиться и к сизому дыму.
Итак, сегодня мы разберемся с такими особенностями:
- черный или сизый дым из выхлопной трубы при сбросе газа – что это?
- черный дым при сбросе газа на дизельном автомобиле;
- дым на бензиновой машине – что это может быть?
- как диагностировать проблему дымящего двигателя;
- почему двигатель дымит только при сбросе оборотов;
- стоимость и сложности ремонта.
Поехали!
Что может давать черный или сизый дым при сбросе газа?
Такой эффект дает либо чрезмерно богатая смесь и выгорание бензина уже в катализаторе и выхлопной системе, либо выгорание масла. Именно в этом направлении стоит копать, если вы хотите найти причину дымления. К сожалению, обе ситуации не слишком приятные для вашего двигателя, поскольку они говорят о неполадках, которые могут перерасти в необходимость сложного ремонта.
Стоит выделить несколько основных ситуаций, когда из выхлопной трубы идет черный дым:
- слишком большое количество топлива накачивается в камеру сгорания, смесь переобогащается и не успевает выгорать полностью в двигателе;
- часть топлива попадает в тракт двигателя в нераспыленном виде, поэтому вместе с выхлопными газами проходит в катализатор и там догорает с дымом;
- каким-то образом в камеры сгорания силового агрегата попадает масло, которое при сгорании формирует дым;
- есть нарушения в системе управления двигателя, которые неправильно формируют смесь и вызывают неправильное горение топлива.
Какой бы ни была причина, нужно сразу же начать диагностику, а не ездить и продолжать удивляться, что из выхлопной трубы вылетают какие-то странные облака дыма. Учтите, что данная проблема может носить как накопительный характер, так и спонтанный. То есть, не обязательно дым будет появляться постепенно и нагнетать проблему. Вполне возможно, что дымить автомобиль начал резко, и это требует внимательного изучения.
Бензиновые авто – почему есть дым при сбросе газа?
В бензиновой машине черный дым можно увидеть гораздо реже, чем в дизельной. Но такая ситуация возможна. Нужно изучить возможные проблемы с подачей топлива, а также с системой смазки мотора.
Наиболее вероятные причины дымления при сбросе газа такие:
- Большое количество бензина подается в камеру сгорания, или есть проблема неправильного распыления форсункой. Как результат, топливо догорает в катализаторе и выдает черный дым.
- Бензин некачественный. Это приводит к его неполному сгоранию в процессе сжатия в цилиндрах, поэтому часть бензина проходит в выхлопную систему и там догорает.
- Сломались датчики, которые отвечают за расход воздуха, давление топлива на форсунках и так далее. В этом случае автомобиль будет произвольно устанавливать качество смеси, что приведет к проблемам.
- Есть течи масла в клапанной системе. Это может быть вызвано не только маслосъемными колпачками на клапанах, но и самими клапанами, седлами клапанов, трещинами в ГБЦ и другими неприятностями.
- Есть подтекание масла со стороны блока цилиндров. Чаще всего это вызвано залеганием маслосъемных колец на поршнях, но также это может быть прогоревший поршень, треснувший блок цилиндров, пробитая прокладка ГБЦ и прочие проблемы.
Во всех данных случаях ваш автомобиль будет демонстрировать черный дым из трубы. Впрочем, если дым появляется только при сбросе газа, то смотреть в блок цилиндров не стоит. Скорее всего, проблема скрыта в головке блока цилиндров, и это хорошие новости. Вам не придется тратить чрезмерно много денег и времени на диагностику. Добраться до блока и увидеть его проблемы гораздо сложнее. Обязательно изучите качество смеси в разных режимах работы, а также проверьте маслосъемные колпачки и сами клапана с седлами.
Дизельный двигатель – почему он пыхтит черным дымом?
У дизельного мотора могут быть и другие проблемы. Впрочем, очень часто черный или сизый дым из выхлопной идет по тем самым причинам, что у бензинового двигателя – залегшие кольца на поршнях и изношенная головка блока цилиндров. То есть, в дизельном силовом агрегате все равно придется диагностировать все те критерии, о которых мы говорили для бензинового двигателя. Но здесь могут быть скрыты и дополнительные проблемы.
В частности, неприятности могут быть следующего характера:
- проблемы с сажевым фильтром, который присутствует практически на всех современных дизельных силовых агрегатах;
- неполное сгорание солярки – в таком случае несгоревшее топливо перегорает в сажу и выбрасывается в выхлопную трубу в виде черной копоти;
- засорение воздушного фильтра в моторе – в таком случае в двигатель поступает слишком мало воздуха и слишком много солярки, которая не выгорает должным образом;
- клапан EGR также может быть причиной такой проблемы на дизелях, особенно, если мотор дымит при отпускании педали газа;
- форсунки очень часто становятся причиной того, что топливо подается не под нужным давлением, что приводит к его неполноценному сгоранию.
Как видите, причин такой проблемы на дизельных моторах хватает. Именно дизели чаще всего коптят черным дымом при отпускании педали газа, и здесь виновник может быть скрыт как в топливной системе, так и в системе обработки выхлопных газов. Производители стремятся сделать свои автомобили все более технологичными и экологичными, но это сказывается на предельном пробеге. Ресурс моторов до первых проблем с дымящей выхлопной трубой сильно сокращается.
Что делать, если вы заметили дым при отпускании педали газа?
Первым делом, инстинкты российского водителя призывают прогазовать автомобиль – так сказать, прочистить мотор и дать ему продышаться. Делать этого не стоит. Если в двигателе появилась проблема, то такая продувка может ему только навредить. К примеру, через залегшие кольца масло под большим давление хлынет в камеру сгорания, быстро выгорит, его уровень упадет, а это приведет к сухому трению деталей, к масляному голоданию. Так что подобная «продувка» двигателя точно не сработает с современными машинами. Нужно искать, где скрылась проблема.
Лучшее решение – поехать на диагностику к специалистам, которым вы доверяете. Мастер довольно быстро сможет даже по характеру дымления автомобиля сказать, в чем может быть причина. После сужения круга возможных проблем проводится детальная диагностика узлов, на которые есть подозрения.
Также не лишним будет провести компьютерную диагностику автомобиля, чтобы выяснить, есть ли проблемы в датчиках. Возможно, это даст еще одну зацепку и позволит не ковырять весь двигатель, а точечно исправить проблему.
Если для диагностики и ремонта придется разбирать головку блока цилиндров, стоит сразу же выполнить профилактические работы по ней. К примеру, сальники клапанов (маслосъемные колпачки) лучше заменить, даже если они не показывают проблем. Тем более, если пробег автомобиля уже за 150 000 км.
Скрытые проблемы, которые сложно диагностировать
Часто на форумах встречаются уставшие владельцы автомобилей, которые перебрали свои моторы несколько раз, но так и не смогли найти причину, по которой их машина дымит черным или сизым дымом. В таком случае нужно обратить внимание на те моменты, которые очень сложно поддаются диагностике и часто требуют более детального профессионального осмотра.
Речь идет о таких проблемах:
- кривые клапана – это не значит, что клапан будет прям откровенно согнут, он может быть изогнут на пару десятых миллиметра, но этого будет достаточно;
- негерметичные седла клапанов – очень часто они становятся виновниками проблем, в некоторых машинах они даже выпадают и приводят к глобальной катастрофе для мотора;
- задубевшая резина на сальниках клапанов – в этом случае диагностика не покажет проблем, но мотор продолжит дымить из-за сжигания масла;
- деформация ГБЦ – головка блока цилиндров может оказаться неровной после перегрева, и в таком случае ее придется отдавать токарю или просто заменить;
- неполное закрывание клапанов, особенно на выпуске – часто выпускные клапана получают нагар от сгоревшего масла и начинают закрываться неполностью.
Такие проблемы довольно сложно обнаружить. Вы можете разобрать головку блока до последнего болта, но без специального инструмента не сможете заметить деформации самой ГБЦ или одного из клапанов. Также на седла мало кто обращает должное внимание, а у некоторых моторов они являются больным местом (привет Ситроену). Нагар на выпускной системе не вызывает озабоченности, но лучше его счистить в любом случае. Возможно, клапан просто не доходит до седла и не обеспечивает герметичности камеры.
Сколько будет стоить устранение проблемы?
Если ваша машина дымит черным дымом при отпускании педали газа, очень высока вероятность того, что проблема скрыта в головке блока цилиндров или в клапане EGR. В последнем случае поможет чистка, которая стоит не очень дорого. А вот при проблемах с головкой стоимость ремонта будет выше. Предсказать, сколько будет стоить воскресить вашу машину, довольно сложно.
Не забывайте, что лучше доверить работу опытному мастеру. Переборка ГБЦ неумелым и неопытным человеком может привести к еще большему вороху проблем в скором времени.
Подводим итоги
Современный автомобиль не должен коптить черным дымом ни в какой ситуации. Производители обеспечивают высокую экологичность автомобилей, так что черный дым и сажа из выхлопной трубы – это точно не нормально. Если вы столкнулись с такой проблемой, стоит обратиться к специалистам. Начните с поверхностной диагностики – топливная система, датчики, фильтры. Если результатов нет, продолжите диагностику головки блока цилиндров и, наконец, самого блока.
По одним лишь симптомам довольно сложно сказать, что именно стало причиной проблем в автомобиле. Нужна комплексная диагностика под вашим руководством, которая поможет понять, что именно вызвало неприятности в автомобиле. Таким образом вы сможете без проблем найти неполадку и устранить ее, не потратив много денег на устранение возможных поломок наугад.