В России повелось так, что практически каждый водитель хотел бы иметь автомобиль с полным приводом. Поэтому среди кроссоверов комплектации 2WD практически не продаются. Люди готовы переплачивать несколько тысяч долларов, чтобы получить в свое владение транспорт с самыми лучшими характеристиками и возможностью ездить по самым разным дорогам. Но вокруг полного привода роится довольно много мифов, которые сложно каким-либо образом связать с реальностью. Сегодня мы поговорим не только о типах привода, но и о необходимости полноприводной трансмиссии в ваших условиях поездки. Разберемся с тем, какие именно типы полного привода являются оптимальными для российских условий. Также поговорим немного о технологиях, используемых сегодня производителями для оснащения своих авто с повышенной проходимостью. Мир машин продолжает активно расти, и мы просто не всегда успеваем за ним следить.
Сказать однозначно, что определенный тип привода является лучшим, невозможно. К примеру, компания Subaru всю жизнь производила свои машины на технологии 4WD, пусть в конце и перешла на электронные системы с принудительным включением нужных функций. Но в последнее время активно начали появляться модели этого концерна с AWD, которые порой столь же успешно эксплуатируются и не показывают никаких проблем. Поэтому конкретно рекомендовать тип приводной системы мы не будем, это не имеет никакого смысла. Для каждого водителя есть собственный алгоритм определения лучших решений. Да и рынок сегодня перестал баловать нас огромным разнообразием. Скорее всего, через несколько лет классики с механическими включениями и без массы электроники мы на рынке просто не увидим. Возможно, и не стоит держаться за старое, не пуская в свою жизнь не такое уж и плохое новое.
Какие вообще бывают системы привода - главные обозначения
В современных автомобилях можно найти множество вариантов реализации привода. Казалось бы, может быть всего два варианта - либо привод на одну ось, либо на две. Но в каждой группе можно выделить еще по несколько видов технологий. Производители не останавливаются на существующем и постоянно что-то модернизируют, так что количество интересных технологий в этой сфере постоянно развивается. И тип реализации трансмиссии на сегодняшний день может быть самым разным.
Самые распространенные варианты следующие:
- FWD - Forward Wheel Drive. Это вариант привод на передние колеса. Именно так сегодня реализовано большинство легковых автомобилей. В данном случае крутящий момент передается исключительно на два передних колеса, которые и являются ведущими в автомобиле.
- RWD - Rear Wheel Drive. Это классический задний привод, который был популярным раньше, а также остался сегодня на многих спортивных автомобилях. Машины с таким типом трансмиссии и с передним расположением двигателя имеют также карданный вал или другой тип передачи момента на задние колеса.
- 4WD - Four Wheel Drive. В этом виде полного привода существуют различные комбинации передачи момента, которые водитель выбирает вручную. Можно выбрать основной привод на два колеса (может быть передний или задний), а также полный с разными комбинациями включения дополнительной оси.
- AWD - All Wheel Drive. Также полный привод, но уже не с ручным, а с автоматическим включением в нескольких комбинациях. Такой привод устанавливается на паркетники и легковые авто с полноприводной трансмиссией, он считается гораздо менее эффективным, чем традиционный 4WD.
Также многие производители используют другие трансмиссии, такие как FWD, к примеру. Это все относится к классической системе AWD, которая является одной из самых быстро развивающихся в своей нише. Эта технология является незаменимой для производителей, так как позволяет за сравнительно небольшие деньги предложить покупателю более чем интересную систему полноприводной трансмиссии, дав на нее хорошую гарантию. А для покупателей такой вариант технологий также является неплохим, так как не заставляет обучаться специальным навыкам вождения.
В чем вообще отличия 4WD от AWD?
В случае с 4WD главным отличием является полное управление со стороны водителя. Если вы когда-нибудь ездили в Ниве или Патриоте, то знаете, что такое настоящий привод 4WD с механической блокировкой дифференциала, принудительно включаемыми пониженными передачами и прочими интересными особенностями. Все эти детали позволяют гораздо увереннее ехать по бездорожью. Но проблема в том, что раздаточная коробка, сложный дифференциал - все это стоит дорого для производителя.
У AWD есть такие особенности:
- этот тип трансмиссии имеет множество датчиков, на показаниях которых и основывается управление функциями машины, именно от качества электроники зависит успех работы всей системы;
- привод AWD чаще всего нельзя настроить и принудительно заставить что-либо сделать, так как он включается и выключается, когда командует электроника, а блокировка и вовсе непредсказуемая;
- успешно работать такой привод может только в комплекте с десятками других датчиков, включая комплексную систему ESP с самыми мощными разработками против пробуксовки и блокировки колес;
- чаще всего машины с AWD не выезжают на бездорожье, здесь они попросту не смогут продемонстрировать свои возможности, для них максимум - это проселочная дорога с небольшим количеством грязи;
- зимой при сравнительно небольшом слое снега этот привод хорошо показывает себя, также отлично он помогает держать курсовую устойчивость на трассе при снежной каше и при скольком укатанном снегу.
Задачи AWD состоят в том, чтобы дать владельцу машины больше уверенности, а не повезти его на охоту по непроходимым дебрям. Даже множество модификаций для кроссовера с такой трансмиссией не сделают его настоящим внедорожником. 4WD - это прерогатива именно внедорожников, на кроссоверы и прочие авто с повышенной проходимостью такие средства не устанавливают. Сегодня такой полноценный полный привод становится все большей редкостью на автомобилях.
Почему все хотят именно 4WD в своей машине?
Проблема AWD в том, что это только частичное решение проблем проходимости. Такой привод хорошо вас повезет по тем местам, где и на простом переднем приводе вполне можно было бы выехать в нужное место. Производители, конечно, говорят иначе, преподнося свои разработки как самые качественные и эффективные. Но 4WD остается желанным типом привода для тех, кто хочет ездить уверенно и не перебирать качеством предстоящей дороги.
Итак, вот некоторые преимущества классического полного привода 4WD:
- постоянный полный привод - на многих внедорожниках привод на 4 колеса и вовсе не выключается, и это прекрасно помогает в сложных ситуациях, не заставляя быстро реагировать на обстановку;
- принудительное включение в нужный вам момент - можно включить систему передачи крутящего момента на все колеса, не дожидаясь того, что это сделает электроника, все надежно и просто;
- блокировка дифференциала - именно эта особенность отличает внедорожник от кроссовера, на настоящем джипе можно принудительно заблокировать дифференциал и поехать по любому бездорожью;
- моментальная эффективность - сразу же после включения начинают работать все функции, а вот AWD может закопать себя, пока, датчики поймут, что вообще происходит с машиной;
- можно выехать практически из любой ситуации, если все правильно предварительно настроить, безвыходным положением будет только полное погружение колес в грязь с посадкой на «пузо».
Конечно, учитывая такие особенности, опытные и понимающие водители хотят именно 4WD. Но и у этого типа привода есть свои недостатки. Нужно понимать, что и когда следует включить. В большинстве случаев для включения нужных функций необходим опыт. Также расход топлива на таких машинах выше, так как эффективность использования крутящего момента не всегда самая высокая. Но в целом именно эта система станет и дальше отличать внедорожники от паркетников.
А зачем вам вообще нужен полный привод?
Наверное, еще перед обсуждением всех особенностей 4WD и AWD нужно было затронуть тему необходимости таких технологий. В частности, обсудить, зачем вообще нужен российским водителям полный привод. Мы очень часто путаем понятия. Если вы ездите исключительно по асфальту, то в 90% случаем никакая полноприводная трансмиссия вам не нужна. Для рыбаков может понадобиться AWD с некоторыми полезными датчиками. Но у нас более половины водителей хотят себе джипы.
Следует задуматься о таких особенностях покупки джипа:
- эта машина будет просить гораздо больше денег на обслуживание, каждый месяц вы будете тратить немало средств на топливо и разные мелочи для вашего любимого внедорожника;
- статистика гласит, что владельцы кроссоверов в России вообще не используют их возможности повышенной проходимости, за исключением одной лишь вещи - высокого клиренса;
- также статистика показывает, что владельцы джипов в 60% пользуются системой полного привода с принудительными блокировками в среднем 1 раз в год, и это не оправдывает покупку внедорожника;
- испытания демонстрируют, что по заснеженной проселочной дороге гораздо увереннее поедет машина просто с высоким клиренсом, чем с более низким просветом, но с полным приводом;
- выбор автомобиля нужно основывать только на индивидуальных особенностях, а никак не на общих трендах и рекомендациях других владельцев машин, иначе придется потратить деньги зря.
Настоящий джип пригодится вам в некоторых ситуациях. Первая - вы очень любите автомобильный спорт, хотите участвовать в трофи-рейдах. В таком случае лучше всего купить достаточно возрастной недорогой внедорожник (предпочтительно японский) и внести в его конструкцию нужные изменения. Вторая - вы любите ездит на охоту или рыбалку в такие места, где обычный легковой автомобиль не пройдет вообще. Так что задумайтесь еще раз, нужен ли вам джип и все затраты на его содержание.
А пока предлагаем вам обзор машин с разными типами привода:
Подводим итоги
Современные российские водители часто хотят машину с высокими показателями проходимости, но не понимают окончательно смысла покупки такого транспорта. Лучше не тратить деньги зря и разобрать все за и против такого приобретения. Возможно, вам и действительно нужен большой джип с 4WD и дорогими функциями в штатном активе. Но в большинстве ситуаций такая машина не нужна, достаточно простого легкового авто с высоким клиренсом. Если же вы все-таки хотите джип, посмотрите на современные кроссоверы с передним приводом. Они имитируют повышенную проходимость и предлагают высокий клиренс.
Если же и этого вам недостаточно, купить ту комплектацию кроссовера, в которой будет привод AWD. Но это будет не более чем стильное дополнение в виде специального значка на кузове. В остальном полноприводная трансмиссия вряд ли предложит вам что-то хорошее и стоящее. В большинстве случаев это будет просто покупка для имиджа. Конечно, все зависит от качества реализации. Не стоит сравнивать AWD от Dacia с такими же системами от компании Land Rover, к примеру. Это совершенно разные технологии и разное качество их службы. А что вы думаете о необходимости полного привода на автомобиле в российских условиях?