Сезонная смена резины давно стала обязательным ритуалом для владельца автомобиля. В России вы обязаны эксплуатировать автомобиль только на зимней резине в холодное время года. Хотя это правило вызвало бурю критики у сторонников теории заговора, которые считают зимнюю резину чисто маркетинговым ходом, мы поддерживаем данный порядок. Давно ведь доказано, что резина с более мягким протектором способна предотвратить зимние аварии, предлагая меньший тормозной путь и более четкую управляемость на холодной дороге. Но сегодня не об этом.
Мы заметили, что очень многие автомобилисты жалуются после замены резины с летней на зимнюю на то, что автомобиль стал плавать по дороге, управляться менее четко. Вполне очевидно, что речь идет о какой-то неполадке, так как любой автомобиль в исправном состоянии по дороге плавать не должен.
Сегодня мы рассмотрим такие особенности:
- плавание авто по дороге после смены резины;
- ошибки шиномонтажников;
- качество и износ зимней резины;
- поломки в подвеске и рулевом управлении;
- прочие причины плавания авто по дороге.
Поехали!
Диагностируем плавающую по дороге машину
Итак, вы заменили резину, сели за руль с чувством выполненного долга, но уже после разгона до 50-60 км/ч ваше хорошее настроение быстро куда-то испарилось. Машину начало водить по дороге, словно кто-то помогает вам управлять транспортом. Руль вы держите ровно, а авто продолжает перескакивать с места на место, чем делает безопасное управление и вовсе невозможным. После разгона до 80-90 км/ч ехать на таком авто становится решительно опасно. Перескоки становятся еще более явными, а найти нормальный курс просто невозможно.
Также добавляются другие проблемы:
- машина просто не держит курс, приходится постоянно подруливать, что невероятно утомляет в дороге;
- теряется жесткость подвески, авто как кисель проходит неровности, ехать очень некомфортно;
- у водителя просто нет уверенности в том, что он сможет повернуть в нужном направлении, авто словно живет своей жизнью;
- проблемы затрагивают также торможение и ускорение – при торможении машина может несколько раз поменять курс;
- увеличивается крен при повороте – такое чувство, что машина стала проседать при резком повороте до критического уровня.
Вот такие неприятности порой ожидают вас после банальной замены резины. И они явно говорят о том, что с машиной произошла какая-то неприятность. Вы точно не будете в восторге, если автомобиль начнет метаться по дороге без вашего одобрения и будет подставлять вас в самый неподходящий момент. Давайте разберемся с тем, что же именно могло стать причиной таких неприятностей.
В чем могли ошибиться шиномонтажники?
На шиномонтаже ваши покрышки могли монтировать на диски. Зачастую в нашей стране водители используют один комплект дисков для летней и зимней резины, просто переобувая диски, когда это необходимо. В таком случае ошибка шиномонтажников может быть вполне реальной. И следует сразу же остановиться, когда вы почувствовали такие неприятности. Далее осмотрите колеса и выясните, все ли правильно установлено и закреплено.
В частности, обратите внимание на такие особенности:
- На каждой покрышке проверьте надпись Outside, которая должна находиться на внешней стороне. Монтажники могли обуть резину, ошибившись с направлением протектора. В большинстве современных покрышек протектор однонаправленный, так что это приведет к неприятностям.
- Также посмотрите на давление в покрышках. Визуально оценить проблему можно только при катастрофически низком давлении. Лучше использовать прибор, который есть у каждого второго автомобилиста в багажнике (обычно в комплекте с компрессором).
- Далее оцените возможные загрязнения колес. Бывали случаи, когда во время монтажа колесо вымазывали в масло или в другую липкую субстанцию, из-за чего свойства колеса немного менялись.
- Проверьте затяжку болтов. У каждого владельца авто в багажнике есть ключ для затяжки болтов колес. Не поленитесь достать его и проверить затяжку. Хоть эта проблема обычно проявляется по-другому, лишней такая проверка явно не будет.
Наиболее часто встречается именно первая проблем. Монтажники не всегда внимательно смотрят на рисунок протектора, что часто заканчивается неприятностями для водителя. В частности, надетая наоборот покрышка будет тормозить автомобиль, тянуть его вбок, всячески мешать вам управлять транспортом. Особенно это будет заметно, если сторону монтажа перепутали на переднем колесе. В таком случае торможение и виляние автомобиля сразу объяснимы. Можно медленно добраться до шиномонтажа своим ходом и раздать шиномонтажникам благодарности за хорошо выполненную работу. Конечно, переделать все они должны бесплатно.
Качество и износ резины – еще одна возможная причина
Если вы проверили и убедились, что шиномонтажники все сделали правильно, пора успокоиться и перейти от обвинения кого-нибудь другого к поиску реальной причины проблемы. Очень часто причина будет крыться именно в качестве покрышек. Вы первый сезон ездите на данной резине? Вы проверяли покрышки на предмет высоты протектора? Резина правильно хранилась? Есть ли видимые повреждения, трещины, разница в износе протектора?
В зависимости от ответа на данный вопрос вы сможете найти для себя оптимальное решение проблемы. Обратите внимание на такие особенности:
- Протектор. Если протектор неравномерный, резина уже не слишком подходит к эксплуатации. Особенно, если этот протектор слизан до невозможности в одной части покрышки. Вероятно, это и вызвало проблему рыскания и плавания авто по дороге.
- Повреждения. Обратите внимание на возможные шишки, порезы, проколы и другие неприятности, которые могут вызвать неправильное поведение автомобиля на скорости. Ездить на таких покрышках небезопасно, их нужно заменить.
- Хранение. Вполне может быть, что резина ведет себя неадекватно из-за неправильного хранения. Если покрышки просто лежали друг на друге, или на них лежали другие предметы, они могли деформироваться. Стоит просто поездить аккуратно несколько часов, чтобы покрышка вернула свою форму.
- Старость резины. Если вашей резине уже более 5-7 лет, ее стоит заменить. Старая резина теряет свои свойства, может деформироваться и не вернуться в нормальное состояние. Все это явно не добавит уверенности при поездке.
- Износ протектора ниже уровня отметок. Как правило, для зимней эксплуатации подходят покрышки с высотой протектора от 5 мм. Если протектор ниже, использовать покрышки уже не будет безопасно.
Как видите, достаточно много фактором могут повлиять на поведение покрышек. К сожалению, большинство из этих факторов можно устранить только заменой покрышек. Есть очень большая вероятность, что при обнаружении подобных неприятностей вам будет проще пойти в магазин и купить новую резину, чем пытаться что-либо сделать со старыми покрышками.
Почему еще машина может плавать после смены резины?
Дело в том, что зимние покрышки изначально мягче летних. В этом их преимущество – они не дубеют на морозе и способны зацепиться своим мелко изрезанным протектором за дорогу или даже за лед и снег. Но если на улице температура выше плюс пяти-семи градусов, такие покрышки будут вести себя неадекватно. То есть в момент перехода на зимнюю резину или в момент, когда погода зимой становится необычно теплой, вы можете заметить определенные «кисельные» настроения в управлении. Это нормально.
Также новая зимняя резина, на которой вы раньше не ездили, может вызвать подобные неприятные ощущения. Она значительно мягче летней, а также может быть мягче той зимней резины, на которой вы ездили в прошлом сезоне. Вполне возможно, что вам просто нужно проехать 200-300 километров на новой резине, чтобы она притерлась и стала работать лучше.
Если же эти объяснений так и не помогли вам найти реальную причину рыскания авто по дороге на зимней резине, пришло время поговорить о самых неприятных возможных причинах.
Технические неисправности в автомобиле
Если вам так и не удалось найти ответ на ваш вопрос среди всех перечисленных выше неприятностей, пришло время обратить внимание на технические особенности авто. Возможно, проблема связана с одной из неполадок в подвеске или рулевом управлении. Обычно проблему стоит искать именно в системе управления, поскольку автомобиль плавает по дороге и плохо управляется, но возможны и другие варианты.
Итак, обратить особое внимание следует на такие узлы:
- Рулевые тяги и наконечники. Они могут постукивать или просто неправильно работать. Недостаточно плотное крепление или банальная поломка данных узлов может вызвать расхлябанное поведение авто на дороге.
- Сайлентблоки в системе рулевого управления. Чаще всего они выходят из строя и заявляют о проблеме стуком при повороте руля. Но бывает, что стуков нет, а вот управлять машиной становится решительно невозможно.
- Система стабилизатора. Стабилизатор отвечает за курсовую устойчивость авто, а раскачка при поездке является прямым поводом присмотреться к его работе. Стойки стабилизатора в наших условиях считаются расходным материалом.
- Детали подвески. Если у вас согнут рычаг подвески, вышел из строя один из важных сайлентблоков, машина может вести себя непредсказуемо и управляться неточно.
- Стойки. Амортизаторы при выходе из строя начинают неправильно отрабатывать неровности, из-за чего машина может в значительной мере неправильно управляться.
Конечно, полный список неполадок, которые могут привести к плаванию авто по дороге на зимней резине, мы здесь привести не можем. Рассказали только о самых популярных. Впрочем, проверить их своими руками в собственном гараже смогут только единицы современных владельцев. Так что все равно стоит записаться на СТО и получить качественную диагностику подвески и системы рулевого управления. Скорее всего, проблему вам так удастся найти и устранить достаточно быстро.
Подводим итоги
К сожалению, существует несколько десятков проблем, которые могут привести к тому, что ваш автомобиль будет болтаться по дороге и плохо управляться. Но если вы заметили резкое изменение поведения автомобиля после замены резины, стоит копать именно в эту сторону. Вам следует проверить качество выполнения шиномонтажных работ, чтобы обезопасить себя от возможных последствий неправильной установки колес.
Также не забывайте, что проблема может быть с подвеской или с самими колесами, а не с услугами шиномонтажников. Не забудьте выполнить диагностику, если так и не удалось выяснить, почему машина плавает по дороге. Продолжать эксплуатацию с такими неприятностями не стоит. Это может привести к крайне неприятным последствиям.