Рост расхода топлива на автомобиле - это всегда настоящая проблема для автовладельца. Стоит учитывать не только дополнительные затраты на бензин или солярку, но и осознание того, что с машиной что-то не так. Если расход топлива вырос сразу на несколько литров и разительно отличается от стандартного, стоит срочно ехать на СТО и искать неполадки в топливной системе или непосредственно в двигателе. Но если рост составляет 1-2 л на 100 км, можно поэкспериментировать и поискать другие причины. Вряд ли это говорит о том, что ваш мотор вскоре попросит капитального ремонта. Но и оставлять эту ситуация без внимания также нельзя. Важно должное внимание обратить на работу топливной системы, стабильность оборотов и достаточную тягу автомобиля. Также стоит обратить внимание на возможные изменения при движении накатом, замедление и ощутимое изменение повадок машины на дороге. Все эти симптомы могут о чем-то вам сказать, чтобы меньше времени тратить на диагностику.
Но итог практически всегда остается один - нужно ехать к мастеру и проводить диагностику машины. Предмет повышенного расхода топлива оказывается достаточно серьезным, нужно учитывать многие факторы и одновременно помнить о большом количестве возможных неприятностей. Но паниковать не стоит. Довольно часто причины такого повышения расхода топлива несерьезные и не требуют дополнительного вмешательства. Многие владельцы авто ездят с сильно повышенным расходом и не знают об этом либо из-за отсутствия бортового компьютера, либо из-за игнорирования его показаний. Так что не всегда такой эффект будет значить что-то кардинально важное и неприятное. Проконсультироваться на хорошем сервисе не будет лишним, так что давайте для начала разберемся, какие именно неприятности могут вызывать повышенный аппетит у автомобиля с небольшими значениями повышения.
Плохой бензин - проблема номер один
Залив плохую солярку или некачественный бензин, вы обрекаете свой автомобиль на определенные страдания. Эти страдания выливаются в повышенный расход топлива и прочие неприятности в эксплуатации. К примеру, авто может начать дергаться на дороге, а холостые обороты могут плавать. Залить некачественную топливную жидкость можно и на очень хорошей заправке.
Дополнительные симптомы будут следующие:
- на холостых оборотах и при движении на последней передаче авто не может удерживать обороты в стабильном режиме, они плавают и вызывают неприятные ощущения у водителя;
- двигатель может вовсе глохнуть, если качество топливной смеси слишком низкое, из трубы идет дым необычного цвета, слишком густой или сизый, это также можно приписать сюда;
- тяга пропала, авто едет очень плохо, не хочет обгонять, а при нажатии на педаль газа резко происходит провал, только через секунду авто начинает набирать скорость и обороты;
- показатели расхода меняются вплоть до +50% от заводских паспортных данных, это допустимое изменение с учетом низкого качества топливной жидкости, так что пугаться не стоит.
Но если такие симптомы не проходят и после заправки на хорошей станции, стоит ехать на СТО. Кстати, ездить на современной машине с таким бензином вообще не рекомендуется. Лучше заехать на станцию и слить остатки с бака, чтобы не привести движок к сгоранию клапаном или повышенному износу блока цилиндров из-за нарушения режимов работы.
Сезонность - не стоит забывать о зиме
В холодное время года обычно расход немного растет. Двигателю требуется чуть больше мощности, чтобы обеспечивать собственную температуру на уровне рабочей, а также поддерживать тепло в салоне. Конечно, часто эти затраты сопоставимы с затратами на кондиционер летом, но холодная погода явно не лучшим образом влияет на двигатели.
Стоит учитывать такие особенности смены климата для двигателя:
- в холодное время года мотор может не успевать прогреваться до конца, а работа на холодную вызывает только разрушительный эффект и повышенный расход топливной смеси;
- мороз создает эффект быстрого остывания, поэтому при каждом запуске приходится прогревать мотора, а при отсутствии прогревания расход очень сильно растет, что вносит коррективы;
- средние показатели расхода топлива у многих автомобилей учитываются по-разному, прогрев может быть включен в общую картину затрат бензина или солярка ни вашем бортовом компьютере;
- топливо также меняет свои свойства, особенно это касается солярки для дизельных двигателей, так что его расход может немного корректироваться в пределах разумных вариантов.
Конечно, если летом ваше авто потребляет в среднем 8 л на 100 км, а зимой 12 л, стоит задуматься об исправности систем обеспечения микроклимата. Но если разница не слишком большая, то не стоит обращать особое внимание на такие детали. Вы можете выработать более экономичные привычки для снижения потребления топлива на определенные доли литра.
Проблемы с ТО двигателя в вашем авто
Еще одна причина, по которой резко начался жор топлива, - это несвоевременное ТО или заливка некачественного масла. Также может быть проблема в фильтре топлива или воздуха. Все это влияет на общие условия работы двигателя в авто, а также формирует определенные проблемы для топливной системы. Так что расход может вырасти из-за того, что вы залили плохое масло.
Основные предусловия такой ситуации следующие:
- не так давно вы проходили ТО, но использовали не те материалы, которые применяли обычно, в таком случае обслуживание придется пройти еще раз, переплатив за нужные товары;
- уже прошел отрезок пробега или времени, в которые необходимо выполнять регулярное ТО, вы ездите на старом масле или с забитыми фильтрами очистки топливной смеси и воздуха;
- вы применили другие масла и фильтры, сэкономив деньги, но уже через 4-5 тысяч км пробега расходные материалы начали просить замены, увеличив расход топлива на вашем авто;
- вы поменяли сервис и провели ТО в новом месте - стоит проверить честность работников, они могли взять деньги и не выполнить работу по замене масла или фильтрующих элементов, к примеру.
Такие неприятности стоит пресекать сразу же, так как они приводят к повышенному износу силового агрегата и потенциальным проблемам с вашим авто в целом. Масло лучше заливать оригинальное, а фильтры ставить от известных производителей. Экономия на ТО никогда не выйдет экономной для вашего бюджета, так как потребует обслуживаться намного чаще и дороже, а также переплачивать за дополнительное топливо из-за расхода.
Изменился режим поездки, появились новые привычки
Очень часто случается так, что человек привыкает к новой машине и начинает увеличивать среднюю скорость поездки или просто быстрее разгоняться после остановки на светофоре. Это влияет на средний расход. Разница в 1-2 литра в расходе топлива часто говорит просто о сменах привычек водителя. Существует несколько рекомендаций для снижения расхода.
Основные советы для водителей следующие:
- держите скорость в районе 90-100 км/ч в трассовых условиях, не превышайте этот лимит, именно на эту скорость настроена последняя передача коробки, так что будет самый экономичный режим;
- в городе старайтесь меньше пользоваться тормозом, больше проезжайте накатом, чтобы не палить лишний бензин перед каждым светофором и пешеходным переходом на городских улицах;
- плавный режим - это лучший друг экономичности, поэтому не жмите педаль в пол, старайтесь обходится минимальными оборотами, которые рекомендует производитель вашей машины;
- выбирайте маршруты, в которых вы меньше простоите в пробках или на светофорах, придерживайтесь плавного и ровного ритма поездки, чтобы снизить средний и итоговый расход.
Возможно, после покупки машины вы ее жалели и еле нажимали на педаль газа, а затем стали давить со всех сил. Это могло сильно поменять данные по расходу и запустить руку в ваш кошелек. Так что стоит внимательнее относиться к своим привычкам и культивировать экономичные варианты поездки, если для вас расход топлива имеет какое-либо значение.
Естественный износ двигателя или неполадки
Если расход растет плавно и неуклонно, можно судить о наличии серьезных проблем с силовым агрегатом. К примеру, это может быть планомерный износ поршневой группы. Если расход топлива будет выше на 30-40% от паспортных значений, это станет сигналом для капитального ремонта двигателя. Но не всегда все настолько сложно и дорого обходится владельцам.
Проблемы могут быть следующие:
- маслосъемные колпачки стали пропускать, изменилась степень вязкости масла, из-за чего поменялись и в целом условия работы двигателя, так что другим стало трение в поршневой группе;
- топливная система засорилась и требует чистки, вполне возможно, вам просто нужно поехать на хороший сервис и заказать ремонт форсунок или простую чистку этой системы на аппарате;
- автоматика дала сбой, могли нарушиться настройки ЭБУ из-за неверных данных от датчиков - многие знают, что лямбда-зонд очень часто является виновником роста расхода топлива;
- появились проблемы в других датчиках, отвечающих за подачи топлива или воздуха в камеру сгорания, а также появились проблемы у турбины, если на вашей машине стоит турбомотор.
Вот такие неприятности могут прийти в жизнь автомобиля и его владельца. Это не самые страшные ситуации. Даже дорогой лямбда-зонд можно поменять или отремонтировать и заставить его работать нормально. А вот с износом поршневой системы дела обстоят нехорошо. Если у вас современный алюминиевый двигатель в машине, то поможет только замена. На старых чугунных блоках можно выполнять капремонт.
Предлагаем посмотреть видео с описанием причин повышения расхода топлива:
Подводим итоги
Сложно дать полностью универсальные советы владельцам автомобилей, у которых увеличился расход топлива. Посоветовать можно лишь одно - стоит серьезно отнестись к этой неприятности и уделить достаточно внимания диагностике возможных неполадок. Вполне вероятно, что просто поменялся сезон, или водитель сменил привычки поездки на автомобиле. Но могут быть и другие ситуации, которые не всегда оправдывают бездеятельность. Важно провести диагностику машины, посмотреть на узлы и агрегаты, которые могут быть виновниками ситуации.
Также следует не паниковать, даже если в автомобиле обнаружена страшная неполадка. Сегодня лечится и ремонтируется практически все. Можно найти выход, который полностью оживит ваш автомобиль и поможет снова вернуть расход в нужное русло. Кстати, ремонтные работы постепенно окупятся, если ваше авто станет потреблять на 2 л меньше топлива каждые 100 км. Это ощутимая экономия, которая стоит того, чтобы заняться ремонтом. А у вас были ситуации, когда расход резко повышался?