Тормозная жидкость: когда менять, какую выбрать, как проверить?

Тормозная жидкость – это одна из технических жидкостей в вашем автомобиле, о которой вы нередко забываете. Дело в том, что все хорошо знают о замене масла раз в 10-15 тысяч километров, о масле в коробке передач, о фильтрах, которые меняются довольно часто. Но мало кто может ответить быстро, когда нужно менять тормозную жидкость в автомобиле. Скорее всего, вы никогда не сверяли регламент этой процедуры в инструкции по эксплуатации. Что еще интереснее, далеко не все производители дают четкие инструкции о том, когда же эту жидкость нужно менять.

В то самое время, если не выполнить замену вовремя и довести систему до критического состояния, тормоза могут попросту отказать в определенный момент. Так что давайте более подробно разберемся с вопросами обслуживания системы торможения.

Сегодня мы рассмотрим такие особенности:

  • сколько лет и сколько километров способна служить тормозная жидкость в автомобиле;
  • что может ускорить процесс старения жидкости;
  • как проверить состояние тормозной жидкости в вашем авто;
  • какой материал выбрать, если нужна замена или доливка ТЖ.

Поехали!

Регламент обслуживания тормозной системы

Многие производители указывают необходимость замены тормозной жидкости на очередном ТО на пробеге в 60 000 километров. Также говорится о том, что жидкость не должна служить более 5 лет. Впрочем, есть эксперты, которые утверждают, что жидкость может прослужить и 10 лет, все зависит от характера эксплуатации автомобиля, климата и других особенностей.

Мы в Авто-Флот считаем, что лучше менять тормозную жидкость каждые 5 лет и не превышать пробег в 60 000 километров. Мало того, заливать нужно только качественные материалы, иначе проблем не избежать.

Последствия некачественной ТЖ в системе такие:

  • влага проникает в систему и смешивается с рабочей жидкостью, разносится по всему кругу циркуляции;
  • из-за этого постепенно начинают портиться тормозные цилиндры и поршни суппорта, которые плохо защищены от коррозии;
  • также это приводит к непредсказуемому температурному расширению и к замерзанию тормозной жидкости при низких температурах;
  • в определенный момент вы просто можете не затормозить тогда, когда вам это будет критически необходимо;
  • отказ тормозов, скорее всего, произойдет после длительного простоя, но может случиться и прямо в дороге.

Чтобы не допустить таких неприятных последствий, лучше заблаговременно заменить жидкость, которая стоит несколько сотен рублей, а не ждать, пока один из тормозных цилиндров выйдет из строя, и через него просто вытечет вся рабочая жидкость. Такая неприятность может легко привести к аварии или к другим неприятным последствиям на дороге. Долить же в бачок тормозной жидкости вы не сможете ничего другого. А, как правило, жидкости на доливку с собой никто не возит. Так что придется пользоваться услугами эвакуатора, и это вряд ли будет стоить дешево.

Когда нужно чаще менять тормозную жидкость?

Следует помнить о том, что далеко не все автомобили эксплуатируются в идеальных условиях. Многие авто приходится использовать при пиковых температурах, в горной местности, на очень высокой скорости. Это влияет на все системы автомобиля, в том числе и на тормоза.

Вам придется чаще задумываться о необходимости замены тормозной жидкости, если авто эксплуатируется в таких условиях:

  • слишком высокая температура окружающего воздуха – от +30 градусов и выше;
  • слишком низкая температура воздуха – от -15 градусов и ниже;
  • чрезмерное давление из-за постоянного интенсивного торможения (спортивный режим эксплуатации);
  • постоянная эксплуатация с повышенными нагрузками – к примеру, с прицепом или в процессе буксировки других транспортных средств;
  • эксплуатация на высокой скорости с необходимостью периодически резко тормозить;
  • неумелая эксплуатация с резкими нажатиями на педаль тормоза в процессе поездки.

Все это приводит к тому, что жидкость быстрее вырабатывает свои полезные качества и свойства. Также после 4-5 лет эксплуатации присадки в тормозной жидкости начинают терять свои рабочие характеристики, так что в этот период жидкость уже не будет работать достаточно хорошо. В более дешевых вариантах жидкостей присадки вырабатываются еще быстрее, и это становится настоящей проблемой. Тормоза могут просто неожиданно выйти из строя.

Почему уровень тормозной жидкости начал падать?

Если вы видите, что уровень жидкости в бачке тормозной системы начал регулярно падать, это повод для переживаний. Тормозная жидкость не слишком подвержена расширению при изменении температуры, также этот материал циркулирует в полностью закрытой системе, так что он не может испаряться или исчезать каким-либо другим способом. Поэтому следует внимательно проследить, где могла образоваться течь. Скорее всего, дело в текущем тормозном цилиндре на одном из колес, но могут быть и другие варианты.

Если вы заметили, что система потеряла часть тормозной жидкости, следует добавить ее до уровня, прежде чем отправляться в поездку. Но важно контролировать уровень, иногда останавливаясь. Наиболее правильным решением будет записаться на диагностику и проверить, что же именно могло стать причиной падения уровня тормозной жидкости в автомобиле. Ехать в дальние поездки с такой неисправностью не стоит, лучше обслужить систему торможения перед любыми нагрузками на машину.

Кстати, уровень тормозной жидкости может быть также связан со сцеплением. Нужно разобраться, нет ли проблем с элементами сцепления, которые также используют тормозную жидкость для своей оптимальной работы.

Как можно проверить состояние тормозной жидкости?

Для проверки состояния жидкости в системе торможения вы можете использовать тест-полоски или специальный прибор, который измеряет целый ряд параметров в рабочей среде. Но нужно понимать, что большинство приборов китайского производства, они могут показывать примерно одинаковые данные при погружении в воду, в масло и в тормозную жидкость. Далеко не всегда такие устройства показывают полезные сведения.

Так что лучше использовать тест-полоски. Их применение будет описано в инструкции, но чаще всего процесс выглядит следующим образом:

  • вам необходимо взять одну полоску (рекомендуем брать сразу две для проверки результата);
  • погрузить ее в тормозную жидкость и подержать там от 30 секунд до 1 минуты (почитайте в инструкции для лучшего эффекта);
  • далее вытащите полоску и сфотографируйте ее, пока результаты тестирования не исчезли;
  • затем в инструкции посмотрите, что означают те или иные цвета, которые вы увидели на тест-полоске;
  • убедитесь, что тормозная жидкость подходит для дальнейшей эксплуатации и спокойно езжайте дальше на вашем автомобиле.

Проводить тестирование жидкости следует каждый год. Тем более, что тест-полоски стоят очень недорого, приобрести их можно будет в любом автомобильном магазине. Если вы уже проездили без замены тормозной жидкости более 5 лет, то даже хорошие показания тестера или тест-полоски не будут говорить о безопасной эксплуатации машины с данной жидкостью в тормозной системе. Лучше заменить ее и провести полный осмотр колодок, дисков, суппортов, цилиндров и прочих деталей системы.

Выбираем тормозную жидкость – как подобрать?

Подбор тормозной жидкости – один из важных аспектов нормальной эксплуатации автомобиля. Учтите, что вы будете ездить на машине около пяти лет после замены этой жидкости, и вам не придется менять ее или переживать о состоянии механизмов, связанных с данной жидкостью. Поэтому экономить двести рублей на покупке литра этого материала не имеет никакого смысла.

Гораздо лучше купить жидкость, в которой вы будете уверены. Это позволит вам годами не заглядывать в систему и не переживать о возможных проблемах с тормозами. Конечно, нужно контролировать еще и колодки с дисками, но проблем, связанных с циркуляцией ТЖ, у вас не будет.

Вот некоторые рекомендации по подбору хороших материалов:

  • отдайте предпочтение оригинальной жидкости или аналогам от хороших брендов (Hepu, Motul, Liqui Moly, Mobil, Castrol и другие);
  • покупайте только запакованную на производстве жидкость со всеми признаками заводского запечатывания горлышка;
  • откажитесь от покупки выгодных предложений «на разлив», в 90% случаев вы получите ужасное качество материала;
  • покупайте тормозную жидкость того типа, которую рекомендует производитель вашего автомобиля, не стоит экспериментировать;
  • посмотрите на год выпуска жидкости – материал служит 5 лет с момента изготовления, простой в магазине также считается в эти 5 лет;
  • никогда и ничем не разбавляйте тормозную жидкость, это может быть роковой ошибкой автомобилиста.

Если вы заметили какие-либо признаки подделки, откажитесь от покупки такого материала. Скорее всего, эта тормозная жидкость не принесет вам никакой пользы, а только навредит. Если банка с жидкостью открыта, откажитесь от такого приобретения. Возможно, продавец залил в банку из-под дорой жидкости что-то дешевое и пытается заработать больше. Также не покупайте тормозную жидкость в непроверенных магазинах, сомнительных интернет-магазинах, гаражных СТО. С большой долей вероятности вы получите подделку, хоть и по привлекательной цене.

Как поддерживать уровень тормозной жидкости?

В полностью исправной системе торможения все пять лет должен продержаться оптимальный уровень жидкости. Впрочем, чрезмерный износ колодок приводит к тому, что тормозная жидкость может немного просесть. В таком случае следует долить нужное количество жидкости, а затем заменить колодки в скором времени. После этого тормоза следует прокачать, оставив только нужный объем ТЖ в системе.

Если же уровень вдруг поднялся, это также может свидетельствовать о серьезных неполадках в системе циркуляции ТЖ. Следует проверить исправность всех систем торможения. Возможно, один из цилиндров заблокирован и не выполняет свою работу.

Подводим итоги

Как видите, исправность системы торможения – крайне важный аспект работы любого автомобиля. Если вы решили убедиться в том, что тормозная система работает корректно, просто купите тест-полоски и контролируйте состояние жидкости. Также меняйте ее 1 раз в 60 000 км и не реже 1 раза в 5 лет. Не забывайте контролировать сухость всех тормозных цилиндров и других элементов системы торможения.

Если вы будете должным образом следить за состоянием данной системы, она годами вас не потревожит. Но экономия на банальных жидкостях может стать причиной крайне неприятных ситуаций на дороге. Учитывая невысокую стоимость ТЖ, а также низкую сложность работ по ее замене, следует вовремя выполнять сервис данного узла и обеспечить нормальную эксплуатацию тормозного оборудования в вашей машине.


Понравился этот контент? Подпишитесь на обновления!
 
Социальные комментарии Cackle